г. Хабаровск |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А37-24/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области - Кашу Е.В, Коноваловой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области на решение от 23 декабря 2011 года по делу N А37-24/2011 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ОГРН 1024900959170, ИНН 4900009109)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (ОГРН 1024900961634, ИНН 4909053335)
о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N 152
третьи лица - Общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбопромышленная компания"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - ФГУП "МагаданНИРО", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - Магаданское УФАС России) от 29.12.2010 N 152 о назначении административного наказания по части 3 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Предприятию вменяется нарушение пункта 7 части 1 статьи 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и непредставление в антимонопольный орган в установленный законом срок ходатайства о совершении взаимосвязанных сделок по аренде трех морских судов, принадлежащих ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" (далее - ООО "Тихрыбком").
Второй участник сделки ООО "Тихрыбком" привлечен к участию в деле на стороне заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 23 декабря 2011 года требования ФГУП "МагаданНИРО" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, поскольку предприятие не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований заявителю отказать, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
Как указывает заявитель жалобы, согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о защите конкуренции в качестве заявителей в антимонопольный орган при подаче ходатайства обращаются лица, приобретающие акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов, права в отношении хозяйствующих субъектов в результате совершения сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 Закона о конкуренции. Следовательно, именно предприятие, планируя совершить сделку по приобретению в пользование основных производственных средств другого хозяйствующего субъекта, которое включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, было обязано предоставить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделки, поскольку балансовая стоимость таких активов превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене обжалуемого судебного акта.
ГУП "МагаданНИРО" и ООО "Тихрыбком" участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимали, письменный отзыв на жалобу не представили. ООО "Тихрыбком" заявило о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, объяснения участвующего в деле представителя, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что с 22.11.2010 по 10.12.2010 Магаданским УФАС России была проведена плановая проверка соблюдения ООО "Тихрыбком" антимонопольного законодательства, по результатам которой установлено, что между ГУП "МагаданНИРО" и ООО "Тихрыбком" заключено три договора аренды от 14.07.2010 N N 1-А/11, N 2- А/11, N 5-А/11.
Приказом Магаданского УФАС России от 08.10.1988 ООО "Тихрыбком" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, а совокупная балансовая стоимость арендованных морских судов составляет более 20 % основных производственных средств и нематериальных активов указанного общества.
В нарушение пункта 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции ГУП "МагаданНИРО" не представлено в антимонопольный орган ходатайство о получении согласия на совершение взаимосвязанных сделок по аренде морских судов, принадлежащих арендодателю.
По признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ антимонопольным органом в присутствии представителя ГУП "МагаданНИРО" 20.12.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 132.
Постановлением от 29.12.2010 N 152 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решая вопрос о законности привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции в случае, если одно из лиц включено в реестр, сделки по получению в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о защите конкуренции лица, заинтересованные в осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27 - 29 названного Федерального закона, представляют в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, иных действий, с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 32 названного Закона.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в подобных случаях в антимонопольный орган в качестве заявителя обращается одно из лиц, заинтересованных в совершении соответствующей сделки.
При этом арбитражным судам следует учитывать, что если ни одним из лиц, заинтересованных в совершении сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 Закона о защите конкуренции, ходатайство о получении предварительного согласия на их совершение не представлено, к административной ответственности за это может быть привлечено не любое заинтересованное лицо, о котором упоминает пункт 1 части 1 статьи 32 Закона, а лишь лицо, приобретающее акции (доли), права и(или) имущество и отвечающее определенным в части 1 статьи 28 Закона условиям, или лицо, приобретающее акции (доли), активы финансовой организации или права в отношении финансовой организации и отвечающее условиям, изложенным в части 1 статьи 29 Закона (пункт 17 Постановления).
В соответствии с частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Суд первой инстанции, принимая решение об отмене оспариваемого постановления антимонопольного органа, установил, что ГУП "МагаданНИРО" не отвечает второму необходимому условию, установленному в части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, поскольку это предприятие, намереваясь заключить сделку, не включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в такой реестр включен второй участник сделки ООО "Тихрыбком".
В связи с чем, суд посчитал, что предприятие не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.8 КоАП РФ.
Между тем, как следует из вышеприведенных норм права с учетом правовой позиции высшей судебной инстанции, обязанность направлять ходатайство в антимонопольный орган об осуществлении сделки с имуществом лежит на лице, получающем это имущество по сделке в собственность, пользование или во владение.
Частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ) предусмотрены условия, при которых лицо, приобретая акции, доли, имущество, права в отношении другого общества, обязано получить предварительное согласие антимонопольного органа, а именно:
- если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей,
- если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей,
- если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом.
Следовательно, в рассматриваемом случае, обязанным лицом представить в антимонопольный орган ходатайство о получении предварительного согласия на заключение сделки является ФГУП "МагаданНИРО", приобретающее имущество в пользование, поскольку ООО "Тихрыбком" (один из участников сделки) числится в реестре.
Поскольку судом первой инстанции неверно истолкована правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, апелляционная коллегия судей вывод суда первой инстанции о том, что ФГУП "МагаданНИРО" не является субъектом административного правонарушения, считает ошибочным.
Факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 28 и частей 2 и 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции и не направления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, образующего объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 19.8 КоАП РФ, Магаданским УФАС России установлен.
Наличие в действиях ФГУП "МагаданНИРО" состава административного правонарушения подтверждено, следовательно, предприятие правомерно привлечено к административной ответственности.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у ФГУП "МагаданНИРО" имелась возможность для соблюдения правил норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции согласен с выводом антимонопольного органа о том, что вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения установлена, подтверждается материалами дела.
Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, заявителем не представлено.
Доводы ФГУП "МагаданНИРО" об отсутствии вины в совершении данного административного правонарушения, поскольку сделка не состоялась, апелляционной коллегией судей отклоняются, поскольку административная ответственность предусмотрена за непредставление ходатайства о даче предварительного согласия на сделку, а не за осуществление сделки без получения предварительного согласия антимонопольного органа.
Нарушений антимонопольным органом порядка привлечения к административной ответственности не установлено.
Антимонопольный орган определил минимальный размер штрафа в сумме 300 000 рулей при установленном пунктом 3 статьи 19.8 КоАП РФ максимальном размере санкции 500 000 рублей.
Несоблюдение требований законодательства о защите конкуренции создает существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, а именно препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом своих полномочий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
В связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения предприятия от административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба заявлена обоснованно, обжалуемое решение первой инстанции следует отменить.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 23 декабря 2011 года по делу N А37-24/2011 отменить.
Федеральному государственному унитарному предприятию "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 29.12.2010 N 152 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нарушения пункта 7 части 1 статьи 28 и частей 2 и 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции и не направления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, образующего объективную сторону правонарушения по части 3 статьи 19.8 КоАП РФ, Магаданским УФАС России установлен.
...
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Доказательств принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции, заявителем не представлено.
...
Антимонопольный орган определил минимальный размер штрафа в сумме 300 000 рулей при установленном пунктом 3 статьи 19.8 КоАП РФ максимальном размере санкции 500 000 рублей.
Несоблюдение требований законодательства о защите конкуренции создает существенную угрозу охраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, а именно препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом своих полномочий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
В связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения предприятия от административной ответственности не установлено."
Номер дела в первой инстанции: А37-24/2011
Истец: ФГУП "МагаданНИРО", ФГУП "Магаданский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, УФАС по Магаданской области
Третье лицо: ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания"