город Омск |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А75-7886/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-97/2012) открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-7886/2011 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре
об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении N 711-11/293 от 06.09.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - Малинин Р.В. по доверенности N Д-109/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - заявитель, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - заинтересованное лицо, ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 711-11/293 от 06.09.2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 28.11.2011 по делу N А75-7886/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении требований ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдения административным органом порядка привлечения Общества к ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие у него обязанности по предоставлению в уполномоченный банк документов, указанных в пункте 2.6 Положения Центрального банка Российской Федерации 01.06.2004 N 258-П, ввиду отсутствия доказательств того, что сумма контракта N 149/08УТ от 16.03.2009 превысила 50 000 долларов США.
Кроме того, податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно не учтено, что на момент вынесения обжалуемого решения вступил в законную силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в связи с чем изменилась санкция за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре в письменном отзыве возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. По мнению административного органа, ведомостью банковского контроля по паспорту сделки подтверждается, что в рамках исполнения обязательств по договору N 149/08УТ от 16.03.2009 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" оказаны услуги на общкю сумму 2 285 720 руб., что составляет 65 622, 02 долларов США.
В судебном заседании представитель ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие административного органа в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Между ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (Исполнитель, резидент - Россия) и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр-Украина" (нерезидент - Украина) заключен договор N 149/08УТ от 16.03.2009, по условиям которого Исполнитель на основании поданной Заказчиком заявки обязуется на базе собственного подразделения полетной информации (ППИ) оказать Заказчику услуги по обработке и анализу записей полетной информации (ПИ) с носителей ПИ воздушных судов типа ART-42 в соответствии с требованиями ИКАО, а Заказчик обязуется оплатить оказываемые услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В филиале ОАО АК Сберегательный банк Российской Федерации Западно Сибирский банк Сургутское отделение N 5940 (далее-уполномоченный банк) резидентом ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" 04.08.2010 открыт паспорт сделки N 10080001/1481/1594/3/0 к договору N149/08УТ от 16.03.2009.
Резидентом в уполномоченный банк 29.04.2011 представлена справка о поступлении валюты Российской Федерации по паспорту сделки N 10080001/1481/1594/3/0 к договору N 149/08УТ от 16.03.2009 на сумму 131 648 руб., поступивших от нерезидента.
По мнению ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" нарушило требования статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункты 2.6 и 2.7 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
По выявленному факту несоблюдения Обществом установленных порядка и сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре в отношении Общества 29.08.2011 был составлен протокол об административном правонарушении N 711-11/29, и 06.09.2011 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N711-11/293, которым ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" признано виновным в совершении административного правонарушение и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
28.11.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
На основании данной нормы, а также норм Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации, Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Центральный банк Российской Федерации 01.06.2004 принял Положение N 258-П О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (далее - Положение N 258-П).
В силу пункта 2.1. Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Согласно пункту 2.2. Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
В соответствии с указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П, является формой учета по валютным операциям.
В силу пунктов 2.6 и 2.7 Положения N 258-П в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке паспорта сделки, резидент наряду с документами, указанными в пункте 2.2 положения, представляет в банк паспорта сделки два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты РФ), в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.
В соответствии со статьей 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением от 06.09.2011 N 711-11/293 Общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных за неисполнение обязанности по предоставлению в уполномоченный банк справки о поступлении валюты РФ в установленный пунктами 2.6 и 2.7 Положения N 258-П срок.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки 10080001/1481/1594/3/0 к договору N 149/08УТ от 16.03.2009 спорная валютная операция прошла 31.03.2011, справка о поступлении валюты РФ была предоставлена в уполномоченный банк 29.04.2011.
Вместе с тем, 29.12.2010 Центральным банком Российской Федерации - указанием N 2556-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2011 N 19820) "О внесении изменения в пункт. 1.2 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" в абз. 4 пункта 1.2 вышеуказанного Положения N 258-П, слова "в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта" заменены словами "в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
29.12.2010 Центральным Банком РФ - указанием N 2557-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011N 19730) "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" также были внесены аналогичные изменения в указанную Инструкцию N 117-И, а именно: пункт 3.2 дополнен абзацем следующего содержания: "между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения".
Пунктом 2 Указания N 2557-У резиденту предоставлено право со дня вступления в силу настоящего Указания "закрыть паспорт сделки, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту) (далее - контракт), общая сумма которого на дату вступления в силу настоящего Указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения...".
Таким образом, согласно указаниям Банка России, вступившими в силу 27.02.2011, действующее валютное законодательство не требует оформления паспорта сделки и представления в связи с этим иных документов по контракту, общая сумма которого в эквиваленте не превышает 50 тыс. долларов США, а по действующим паспортам сделки, согласно пункту 2 указания N 2557-У ЦБ РФ от 29.12.2010, резидентам предоставлено право закрыть ранее открытые паспорта.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (Исполнитель, резидент - Россия) и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр-Украина" (нерезидент - Украина) заключен договор N 149/08УТ от 16.03.2009, его общая сумма в договоре не указана. Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что стоимость услуг определяется на основании объемов работ по тарифам, действующим и Исполнителя на момент оказания услуг. Оплата за оказываемые услуги производится на основании счетов по результатам работы за месяц (пункт 2.2 договора).
Открытый ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" 04.08.2010 паспорт сделки N 10080001/1481/1594/3/0 к договору N149/08УТ от 16.03.2009 оформлен в соответствии с пунктом 5 "Порядка заполнения ПС" приложения N 4 к Инструкции N 117-И, а именно: в графе 5 раздела 3 паспорта сделки "Общие сведения о контракте" проставлен символ б/с, поскольку из условий договора невозможно определить его точную сумму.
Согласно ведомости банковского контроля (л.д.61-63), начиная с первого поступления платежа по паспорту сделки - 12.08.2010 и по состоянию на 31.03.2011 - дату спорной валютной операции, стоимость контракта составила 47 184, 05 долларов США. Так, за период с 12.08.22010 по 31.03.2011 общая сумма платежей составила 1 643 496 руб. = (299112,0 + 215864,0 + 97768,0+ 209088,0 + 203280,0 +143264,0+222640,0 +120832,0 + 131648,0). На дату заключения договора N 149/08УТ от 16.03.2009 курс доллара США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю составлял 34, 8616. Следовательно, 1 643 496 руб. по курсу долларов США составляет 47 184, 05 долларов США (1 643 496 : 34,8616 = 47 184, 05).
В этой связи в силу действующего валютного законодательства у Общества не возникло обязанности представления в уполномоченный банк справки о поступлении валюты РФ по валютной операции от 31.03.2011 при исполнении договора N 149/08УТ от 16.03.2009 на сумму, не превышающую в эквиваленте 50 тыс. долларов США.
При этом то, что Общество не воспользовалось своим правом закрыть ранее оформленный паспорт сделки по договору, общая сумма которого на дату вступления в законную силу Указания N 2557-У не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, и предоставило в уполномоченный банк справку о поступлении валюты РФ позже срока, установленного валютным законодательством, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция ТУ ФСФБН в ХМАО - Югре, поддержанная судом первой инстанции, о том, что общая сумма платежей по договору N 149/08УТ составила 2 285 720,00 рублей (л.д. 62), что по курсу доллара США, установленному ЦБ РФ на дату заключения договора - 16.03.2009 составляет 65 622,02 долларов США, не может быть признана судом апелляционной инстанции обоснованной.
Согласно ведомости банковского контроля от 03.08.2011 по паспорту сделки, раздел II "Сведения о платежах" (л.д. 62), суд первой инстанции исходил из платежей, поступивших за период с 12.08.2010 по 13.07.2011. Однако, необходимо было учитывать платежи по состоянию на 31.03.2011 - дату поступления платежа, с которой административный орган связывает обязанность по предоставлению Обществом справки о поступлении валюты РФ в срок не позднее 15.04.2011, установленный в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Положения N 258-П.
Кроме того, учитывая, что договором N 149/08УТ от 16.03.2009 не предусмотрена общая сумма контракта и первая валютная операция прошла 12.08.2010, т.е. спустя почти 17 месяцев с момента заключения договора, по убеждению суда апелляционной инстанции, не представляется возможным достоверно установить в какой период и на какую сумму будет осуществлена следующая валютная операция во исполнение условий этого договора, следовательно, заявитель до совершения сделки не может достоверно знать подпадет ли она под действие Положения N 258-П.
Указанное означает отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, что в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет удовлетворение требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления ТУ ФСФБН по ХМАО- Югре о назначении ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" административного наказания по делу об административном правонарушении N 711-11/293 от 06.09.2011.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не рассматривает доводы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о неверном применении ТУ ФСФБН по ХМАО- Югре санкции, установленной статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Обществу административного наказания.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи неправильным применением норм материального права.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2011 по делу N А75-7886/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о назначении открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" административного наказания по делу об административном правонарушении N 711-11/293 от 06.09.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ведомости банковского контроля от 03.08.2011 по паспорту сделки, раздел II "Сведения о платежах" (л.д. 62), суд первой инстанции исходил из платежей, поступивших за период с 12.08.2010 по 13.07.2011. Однако, необходимо было учитывать платежи по состоянию на 31.03.2011 - дату поступления платежа, с которой административный орган связывает обязанность по предоставлению Обществом справки о поступлении валюты РФ в срок не позднее 15.04.2011, установленный в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Положения N 258-П.
Кроме того, учитывая, что договором N 149/08УТ от 16.03.2009 не предусмотрена общая сумма контракта и первая валютная операция прошла 12.08.2010, т.е. спустя почти 17 месяцев с момента заключения договора, по убеждению суда апелляционной инстанции, не представляется возможным достоверно установить в какой период и на какую сумму будет осуществлена следующая валютная операция во исполнение условий этого договора, следовательно, заявитель до совершения сделки не может достоверно знать подпадет ли она под действие Положения N 258-П.
Указанное означает отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, что в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет удовлетворение требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления ТУ ФСФБН по ХМАО- Югре о назначении ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" административного наказания по делу об административном правонарушении N 711-11/293 от 06.09.2011.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не рассматривает доводы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о неверном применении ТУ ФСФБН по ХМАО- Югре санкции, установленной статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении Обществу административного наказания."
Номер дела в первой инстанции: А75-7886/2011
Истец: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
Ответчик: Территориальное управление в ХМАО-Югре Федеральной службы финансово - бюджетного надзора, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре