г. Воронеж |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А08-6253/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей: Афониной Н. П.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожениной В.М.,
при участии:
от заместителя прокурора Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федерального казначейства по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от администрации муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2011 г.. по делу N А08-6253/2010 (судья Мирошникова Ю. В.) по иску заместителя прокурора Белгородской области к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (ОГРН 1023101665025, ИНН 3124019779), администрации муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (ОГРН 1043102001029, ИНН 3114007855) о признании недействительным Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 11.01.2010 г..,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Белгородской области (далее - истец) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области (далее - администрация), отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области с иском о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, от 11.01.2010 г.., заключенного между администрацией муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области.
Определением от 15.12.2011 г.. суд произвел замену ответчика - отделения по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области, на его процессуального правопреемника - Управление Федерального казначейства по Белгородской области (далее - УФК по Белгородской области).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2011 г.. по делу N А08-6253/2010 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на необоснованность и незаконность решения суда первой инстанции, в связи с чем просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заместитель прокурора Белгородской области, администрация отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.01.2010 г.. между отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и администрацией муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области заключено соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно статье 1 соглашения администрация поручает отделению осуществление определенных настоящим соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района.
В соответствии со статьей 3 соглашения учет операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГКРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области, на балансовом счете N 40703.
Ссылаясь на то, что администрация не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности, в связи с чем заключение спорного соглашения противоречит действующему законодательству, заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая исковые требования по существу и удовлетворяя их в полном объеме, арбитражный суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 г.. N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Как усматривается из статьи 1 спорного соглашения, администрация поручает отделению осуществление определенных настоящим соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученными от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту "б" пункта 3.3 названного Порядка.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г.. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Таким образом, органы местного самоуправления не имеют права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Белгородской области о признании недействительным соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждеиями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010 г.., заключенного между администрацией муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области, следует удовлетворить.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального права.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права, в связи с чем апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2011 г.. по делу N А08-6253/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.12.2011 г.. по делу N А08-6253/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 г.. N 8н, предусмотрено, что в соответствии с соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
...
Как усматривается из статьи 1 спорного соглашения, администрация поручает отделению осуществление определенных настоящим соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученными от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту "б" пункта 3.3 названного Порядка.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г.. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А08-6253/2010
Истец: Заместитель прокурора Белгородской обл., Заместитель прокурора Белгородской области
Ответчик: Администрации МО "Боровогриневское сельское поселение"муниципального р-на "Новооскольский р-н", Администрация муниципального образования "Боровогриневское сельское поселение" муниципального района Новооскольский район" Белгородской области, Отделение по Новооскольскому району УФК по Белгородской области, Управление Федерального казначейства по Белгородской области, УФК по Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-535/12