город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2012 г. |
дело N А53-18818/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей А.Н. Стрекачёва, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Администрации: Валькова Татьяна Андреевна, паспорт, по доверенности от 05.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2011 по делу N А53-18818/2011,
принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению Администрации Кагальницкого сельского поселения
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в лице Территориального отдела в г. Азове, Азовскому, Зерноградскому, Кагальницком районах
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кагальницкого сельского поселения (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах (далее - Управление Роспотребнадзора по РО) от 16.09.2011 N 497 о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 02.12.2011 постановление Управления Роспотребнадзора изменено в части назначения Администрации наказания, которое заменено на предупреждение.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение Администрацией правонарушения в виде нарушения санитарных норм и правил при эксплуатации кладбища. В части изменения назначенного наказания решение мотивировано тем, что административным органом обстоятельств, отягчающих вину администрации, не установлено, доказательств привлечения ранее к аналогичной административной ответственности не представлено; при этом, администрация вину в совершении правонарушения признала и устраняет выявленные нарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что с учетом обстоятельств совершения правонарушения к Администрации не могло быть применено наказание в виде предупреждения.
В судебное заседание не явились представители Управления Роспотребнадзора по РО, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Роспотребнадзора по РО.
Представитель Администрации в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, прокурором Кагальницкого района вынесено постановление от 25.08.2011 N 90 о возбуждении в отношении Администрации Кагальницкого района дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.
В постановлении указано, что 17.08.2011 в соответствии с поручением прокуратуры области прокуратурой района с привлечением ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора, в присутствии ведущего специалиста сектора муниципального имущества, ЖКХ и строительства администрации проведена проверка соблюдения санитарного законодательства РФ администрацией сельского поселения при эксплуатации кладбищ.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение п.п. 3.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.9 СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения" кладбище на территории Кагальницкого сельского поселения, расположенное в х. Кагальничек, общей площадью 5962 кв.м. не ограждено по периметру территории, для проведения поливочных и уборочных работ на кладбище не предусмотрена система водоснабжения, для питьевых и хозяйственных нужд на территории кладбища не предусмотрена сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковая) от поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой, на территории отсутствует общественный туалет выгребного типа, на участке кладбища не предусмотрена стоянка для автокатафалка и автотранспорта, отсутствуют урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с подъездами к ним. На территории кладбища не уничтожаются сорные растения. Кладбище Кагальницкого сельского поселения, расположенное в 70 метрах по направлению на восток от ул. Молодежная 5, на некоторых участках не имеет ограждения, имеющееся ограждение на различных участках повреждено, для проведения поливочных и уборочных работ на кладбище не предусмотрена система водоснабжения, для питьевых и хозяйственных нужд на территории кладбища не предусмотрена сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковая) от поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой, на территории отсутствует общественный туалет выгребного типа, на участке кладбища не предусмотрена стоянка для автокатафалка и автотранспорта, отсутствует урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Постановление вынесено с участием главы Кагальницкого сельского поселения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах вынесено постановление от 16.09.2011 N 497 о привлечении Администрации Кагальницкого сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя Администрации, действующей на основании доверенности.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктами 3.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.9 СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения" ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом.
Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и крематориев необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах в крематориях и других зданиях и помещениях похоронного назначения следует предусматривать сеть хозяйственно-питьевого водопровода (тупиковую) от городских и поселковых сетей или от резервуаров, наполняемых привозной водой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил на питьевую воду.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается, что кладбища на территории Кагальницкого сельского поселения эксплуатируются с нарушением приведенных санитарных норм и правил.
Таким образом, наличие в действиях Администрации объективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, является доказанным.
Администрация, являясь органом местного самоуправления, к компетенции которого относится контроль за соблюдением на подведомственной территории требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения нарушения установленных санитарных норм и правил при эксплуатации кладбищ, Администрация не приняла необходимых мер по исполнению возложенной на нее обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения Администрации к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
При этом суд первой инстанции обоснованно изменил постановление Управления Роспотребнадзора от 16.09.2011 N 497 в части наказания, назначив в качестве наказания предупреждение.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления Роспотребнадзора о том, что с учетом обстоятельств совершения правонарушения к Администрации не могло быть применено наказание в виде предупреждения.
Административное наказание в виде предупреждения указано в санкции статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В материалах дела отсутствуют доказательства повторности совершения Администрацией однородного правонарушения. Также не представлено доказательств причинения совершенным правонарушением существенного вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.
Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что Администрацией принимаются меры к надлежащей эксплуатации кладбищ, в том числе по надлежащему их ограждению, сбору и вывозу с кладбищ отходов. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации также пояснила, что проводятся работы по разработке проектов водоснабжения кладбищ в питьевых и хозяйственных целях.
Предупреждение является мерой административного взыскания и не свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации проступка, поскольку принимаемые Администрацией меры к содержанию в надлежащем состоянии кладбищ являются недостаточными, что и послужило основанием привлечения к административной ответственности. Предупреждение имеет своей целью пресечение правонарушения и стимулирование ответственного лица к принятию всех возможных мер по исполнению возложенной на него публично-правовой обязанности.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 02.12.2011 апелляционной инстанцией не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02 декабря 2011 года по делу N А53-18818/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -
...
Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
...
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается, что кладбища на территории Кагальницкого сельского поселения эксплуатируются с нарушением приведенных санитарных норм и правил.
Таким образом, наличие в действиях Администрации объективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, является доказанным.
Администрация, являясь органом местного самоуправления, к компетенции которого относится контроль за соблюдением на подведомственной территории требований санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ. Имея возможность для недопущения нарушения установленных санитарных норм и правил при эксплуатации кладбищ, Администрация не приняла необходимых мер по исполнению возложенной на нее обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
...
Административное наказание в виде предупреждения указано в санкции статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме."
Номер дела в первой инстанции: А53-18818/2011
Истец: Администрация Кагальницкого сельского поселения
Ответчик: Территориальный отдел управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РО в г. Азове, Азовском, Зерноградском, Кагальницком районах, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Азове, Азовскому, Зерноградскому, Кагальницком районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-280/12