г. Вологда |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А05-8111/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная фармацевтическая кампания" директора Капустина П.И., от администрации муниципального образования "Северодвинск" Кожанова Е.А. по доверенности от 28.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная фармацевтическая кампания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2011 года по делу N А05-8111/2011 (судья Полуянова Н.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Северо-западная фармацевтическая кампания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 24.05.2011 исходящий N 01-05-30/1566 отказа первого заместителя главы администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - администрация) руководителя аппарата Мошарева В.Н. в исключении из Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендованного обществом нежилого помещения, расположенного в городе Северодвинске по адресу: улица Торцева, дом 2/2г, площадью 153,6 кв. м и возложении обязанности на администрацию подготовить и направить в Совет депутатов Северодвинска для рассмотрения в установленном порядке проект решения об исключении из Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, арендованного обществом нежилого помещения, расположенного в городе Северодвинске по адресу: улица Торцева, дом 2/2г, площадью 153,6 кв. м.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что формирование перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего бизнеса относится к компетенции администрации, полномочий у экспертного совета на принятие решения об оставлении арендованного обществом имущества в названном перечне нет. В письме от 24.05.2011 нет обоснований отказа в удовлетворении обращения арендатора.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с апелляционной жалобой, решение суда считают законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей общества и администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества от 27.01.2009 N 03-05/823-09 (л. д. 15-20), который в соответствии с письмом мэра Северодвинска от 22.06.2010 N 01-03-30/2104 продлен на неопределенный срок (л. д. 21).
В соответствии с указанным договором общество владеет и пользуется нежилым помещением общей площадью 153,6 кв. м, расположенным в городе Северодвинске по адресу: улица Торцева, дом 2/2г, для продажи лекарств (фармацевтическая деятельность).
Решением Городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" от 25.06.2009 N 66 (далее - Решение N 66) утвержден Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). Согласно названному Решению N 66 в Перечень под порядковым номером 258 включено нежилое помещение площадью 153,6 кв. м, расположенное по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, улица Торцева, дом 2/2 (л. д. 25-36).
Общество 01.11.2010 (исходящий N 106), 04.04.2011 (исходящий N 23) обратилось к мэру города Северодвинска Гмырину М.А. и председателю Совета депутатов Северодвинска Мелехину В.А. с заявлениями об исключении указанного помещения из Перечня (л. д. 9, 12).
Письмом от 24.05.2011 N 01-05-30/1566 (на N 23 от 04.04.2011) первый заместитель главы администрации - руководитель аппарата В.Н. Мошарев сообщил обществу, что по очередному обращению по вопросу исключения из Перечня арендуемого обществом помещения 04.052011 состоялось заседание экспертного совета. Руководствуясь частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), исходя из необходимости сохранения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в Северодвинске, экспертный совет принял решение оставить арендуемое обществом помещение в Перечне (л. д. 14).
Считая отказ в исключении нежилого помещения площадью 153,6 кв. м, расположенного по адресу: город Северодвинск, улица Торцева, дом 2/2г, выраженный в письме от 24.05.2011 N 01-05-30/1566, незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Из статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Реализуя свои полномочия, установленные статьей 18 Закона N 209-ФЗ, Совет депутатов Северодвинска Решением от 26.02.2009 N 34 утвердил Положение о порядке распоряжения муниципальным имуществом при передаче его в пользование, которое определяет основные принципы и единые правила передачи в аренду, безвозмездное пользование и иной вид пользования муниципального имущества (движимого имущества, отдельно стоящих зданий, сооружений, строений, а также частей зданий, сооружений, строений в виде встроенных и пристроенных нежилых помещений), составляющего местную казну Северодвинска или находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, оперативном управлении муниципальных учреждений и органов местного самоуправления на территории Северодвинска (далее - Положение о распоряжении муниципальным имуществом).
Согласно пункту 2.1. Положения о распоряжении муниципальным имуществом в целях обеспечения развития субъектов малого и среднего предпринимательства, формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется Перечень, который утверждается решением Совета депутатов Северодвинска.
Согласно пункту 2.5. Положения о распоряжении муниципальным имуществом субъекты правотворческой инициативы, определенные пунктом 1 статьи 46 Закона N 131-ФЗ и Уставом Северодвинска, вправе предложить внести изменения в Перечень путем внесения на рассмотрение Совета депутатов Северодвинска проекта решения, к которому прилагается заключение коллегиального совещательного органа при администрации Северодвинска, положение о котором и персональный состав которого утверждаются постановлением администрации Северодвинска, в состав которого входят с правом решающего голоса представители администрации Северодвинска, Совета депутатов Северодвинска и Совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска, а также представители органов государственной власти (по согласованию с ними).
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Устава муниципального образования "Северодвинск" проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов Северодвинска, председателем Совета депутатов Северодвинска или лицом, исполняющим его обязанности, мэром Северодвинска, лицом, исполняющим обязанности мэра Северодвинска, органами территориального общественного самоуправления и инициативными группами граждан.
Согласно пункту 2.6. Положения о распоряжении муниципальным имуществом органы местного самоуправления Северодвинска при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Перечень обязаны руководствоваться частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 49 и пунктом 21 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ, статьей 18 Закона N 209-ФЗ.
Оспариваемым письмом от 24.05.2011 первый заместитель главы администрации - руководитель аппарата В.Н. Мошарев сообщил обществу о состоявшемся заседании экспертного совета по очередному обращению общества по вопросу исключения из Перечня арендуемого помещения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 48 устава муниципального образования "Северодвинск" в качестве совещательных органов при администрации могут образовываться постоянно действующие (либо ограниченные определенным сроком действия) комиссии (советы, коллегии и т.п.), которые создаются распоряжением мэра Северодвинска и действуют на основании утвержденного им соответствующего положения.
Постановлением мэра Северодвинска от 29.10.2009 N 286 в целях реализации Положения о порядке распоряжения муниципальным имуществом создан экспертный совет по вопросам ведения Перечня.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного постановления поступающие в администрацию обращения арендаторов муниципального недвижимого имущества о включении (исключении) в Перечень направляются на рассмотрение в Управление экономики Администрации Северодвинска и КУМИиЗО администрации для подготовки заседания экспертного совета.
В соответствии с пунктом 5.4 указанного постановления экспертный совет рассматривает обращения арендаторов и принимает одно из следующих решений: рекомендовать удовлетворить обращение арендатора муниципального имущества или рекомендовать отказать в удовлетворении обращения арендатора.
В случае принятия отрицательного решения экспертным советом КУМИиЗО извещает заявителя об отказе с обоснованием принятого решения. Копия такого отказа направляется в Совет депутатов Северодвинска (пункт 6.2 постановления мэра Северодвинска от 29.10.2009 N 286).
С учетом изложенного экспертный совет был вправе рассмотреть спорный вопрос и принять соответствующее по результатам его рассмотрения решение.
Согласно выписке из протокола N 2 заседания экспертного совета от 04.05.4011 по результатам рассмотрения заявления общества об исключении из Перечня спорного нежилого встроенного помещения принято решение на основании положений части 2 статьи 1, части 1 статьи 49 и пункта 21 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ, исходя из интересов населения муниципального образования "Северодвинск", сохранения экономической основы местного самоуправления на территории муниципального образования "Северодвинск, а также сохранения муниципального имущества, предназначенного для развития малого и среднего предпринимательства в Северодвинске, рекомендовать отказать в удовлетворении обращения арендатора по исключению из Перечня спорного нежилого помещения. КУМИиЗО о принятом решении направить арендатору соответствующее извещение (л. д. 40). Оспариваемое письмо имеет аналогичное содержание.
При этом судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что первоначально общество обращалось с заявлением об исключении спорного помещения из Перечня 25.01.2010, которое было рассмотрено на заседании экспертного совета. По результатам рассмотрения письмом от 04.03.2010 N 01-03-30/623 обществу сообщено о решении оставить арендуемое обществом помещение в Перечне. Общество не согласилось с указанным решением и оспорило его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 июня 2010 года по делу N А05-3078/2010 признан незаконным, выраженный в письме от 04.03.2010 исходящий N 01-03-30/623, отказ исполняющего обязанности мэра муниципального образования "Северодвинск" в исключении из Перечня, арендуемого обществом нежилого помещения, расположенного в городе Северодвинске по адресу: улица Торцева, дом 2/2г, площадью 153,6 кв. м. Указанным решением на администрацию Северодвинска возложена обязанность подготовить и направить в Совет депутатов Северодвинска для рассмотрения в установленном порядке проект решения об исключении из Перечня спорного помещения, арендуемого обществом, с приложением решения экспертного совета и письменного мнения администрации Северодвинска по данному вопросу.
Данное решение арбитражного суда было ответчиком исполнено, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: выпиской из протокола N 9 заседания экспертного совета от 19.08.2010 (л. д. 60), проектом решения о внесении изменений в Перечень путем исключения из Перечня пункта 258 (л. д. 69), пояснительной запиской к проекту решения (л. д. 59).
По результатам рассмотрения проекта решения 23.09.2010 Совет депутатов Северодвинска решил: отклонить проект решения Совета депутатов Северодвинска "О внесении изменений в Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (город Северодвинск, улица Торцева, дом 2/2г, общей площадью 153,6 кв. м, порядковый номер по Перечню 258, находящегося в аренде у общества), как не получивший в результате голосования необходимого числа голосов депутатов (л. д. 62-66).
Как следует из материалов дела общество 01.11.2010 и 04.04.2011 вновь обратилось с заявление об исключении спорного помещения из Перечня.
Ответ на указанные обращения общества дан письмом от 24.05.2011 N 01-05-30/1566, которое является предметом рассмотрения в настоящем деле.
При этом, как следует из содержания заявлений общества от 01.11.2010 и от 04.04.2011, в них не приведены какие-либо новые обстоятельства, которые подлежат оценке. Общество не указало на какие-либо объективно произошедшие изменения, подтверждающие появление оснований для подготовки ответчиком повторно нового проекта решения об исключении из Перечня арендуемого обществом помещения, и направления такого проекта в Совет депутатов Северодвинска для рассмотрения в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений со стороны администрации норм действующего законодательства. Кроме того, учитывая, что Совет депутатов Северодвинска отклонил соответствующий проект решения Совета депутатов Северодвинска по спорному вопросу, целесообразность и необходимость подготовки администрацией Северодвинска нового проекта решения об исключении из Перечня арендуемого обществом помещения, и направления такого проекта в Совет депутатов Северодвинска для повторного рассмотрения в установленном порядке отсутствует.
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае арендуемое обществом помещение включено в Перечень. При этом включение арендуемого обществом помещения в Перечень не признано незаконным в установленном законом порядке.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что включение муниципального имущества в Перечень направлено на имущественную поддержку малого и среднего предпринимательства и на поддержание на надлежащем уровне сферы услуг, относящихся к жизнеобеспечению населения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Таким образом оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 ноября 2011 года по делу N А05-8111/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-западная фармацевтическая кампания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответ на указанные обращения общества дан письмом от 24.05.2011 N 01-05-30/1566, которое является предметом рассмотрения в настоящем деле.
При этом, как следует из содержания заявлений общества от 01.11.2010 и от 04.04.2011, в них не приведены какие-либо новые обстоятельства, которые подлежат оценке. Общество не указало на какие-либо объективно произошедшие изменения, подтверждающие появление оснований для подготовки ответчиком повторно нового проекта решения об исключении из Перечня арендуемого обществом помещения, и направления такого проекта в Совет депутатов Северодвинска для рассмотрения в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений со стороны администрации норм действующего законодательства. Кроме того, учитывая, что Совет депутатов Северодвинска отклонил соответствующий проект решения Совета депутатов Северодвинска по спорному вопросу, целесообразность и необходимость подготовки администрацией Северодвинска нового проекта решения об исключении из Перечня арендуемого обществом помещения, и направления такого проекта в Совет депутатов Северодвинска для повторного рассмотрения в установленном порядке отсутствует.
Кроме того, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства."
Номер дела в первой инстанции: А05-8111/2011
Истец: ООО "Северо-западная фармацевтическая компания"
Ответчик: Администрация МО "Северодвинск"