г. Вологда |
|
22 февраля 2012 г. |
Дело N А05-10976/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 февраля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2011 года по делу N А05-10976/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1022901003070; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 29:26:010204:60, площадью 10 031+35 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного примерно в 88 метрах по направлению на юг относительно ориентира, находящегося за пределами границ участка (адрес ориентира: Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 25), и о возложении на ответчика обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи данного участка.
Решением арбитражного суда от 16 ноября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что у него отсутствуют полномочия на продажу федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат производство ПЭС, назначение производственное, протяженность 3632 м, инвентарный номер 2106/39, лит. 1, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Мельникова, д. 1; теплосеть магистральная от ТЭС-1 до управления АБК, назначение теплосеть, протяженность 468 м, инвентарный номер 06011541, лит. А, расположенная по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Мельникова, д. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.03.2006 серии 29 АК N 011096, от 23.10.2008 серии 29-АК N 294627 (листы дела 10-11).
Право собственности на указанные объекты недвижимости у заявителя возникло на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2005 года по делу N А05-17931/05-24, решения Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2008 года по делу N А05-6156/2008.
Объект недвижимости "теплосеть магистральная от ТЭС-1 до управления АБК" расположен на нескольких земельных участках, в том числе на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 29:26:010204:60, общей площадью 10 031_35 кв. м, расположенном примерно в 88 м от ориентира - здания, расположенного за пределами границ участка по направлению на юг (адрес ориентира: Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 25).
Факт нахождения принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается кадастровым паспортом объекта недвижимости от 06.04.2008, заверенным директором Новодвинского филиала государственного унитарного предприятия "БТИ Архангельской области", справкой Новодвинского филиала государственного унитарного предприятия "БТИ Архангельской области" от 21.01.2010 N 02-37/01-18-9, справкой Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 22.01.2010 N 01-01-14/36, актом оперативной проверки земельного участка от 22.12.2010 (листы дела 12, 48-50).
Согласно постановлению мэра города Новодвинска от 15.09.1999 N 343, постановлению главы администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 23.01.2003 N 42 рассматриваемый земельный участок принадлежит обществу на праве постоянного бессрочного пользования.
Общество 18.08.2009 обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимого пакета документов (листы дела 25-28).
Административный орган направил данные документы в Росимущество.
Росимущество письмом от 16.12.2009 N 10/1589 вернуло указанные документы в управление ввиду необходимости представить дополнительные документы, а именно документ, подтверждающий, что для данного общества сделка по приобретению земельного участка не является крупной, либо решение об одобрении такой сделки; копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка на условиях, установленных земельным законодательством; документы, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке; материалы об отсутствии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам; обоснование площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости (листы дела 30-33).
Управление в письме от 28.12.2009 N 4411 сообщило обществу об этом решении Росимущества.
Общество 27.01.2010 направило в управление документы, запрашиваемые Росимуществом в письме от 16.12.2009 N 10/1589.
Административный орган направил данные документы в Росимущество, о чем уведомил общество письмом от 18.02.2010 N 1513.
Росимущество письмом от 17.05.2010 N ПП-10/12757 вернуло указанные документы в управление ввиду необходимости представления обоснования площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости (листы дела 38-39).
Материалами дела подтверждается, что общество 01.07.2010 направило документы, запрашиваемые в данном письме, в управление, которое, в свою очередь, направило эти документы в Росимущество.
Росимущество письмом от 13.12.2010 N ПП-10/37259 вернуло указанные документы в управление и поручило ему провести выездную проверку с целью выявления фактического использования земельного участка в соответствии с площадью и разрешенным видом такого использования, а также в отношении фактов самовольного строительства. В данном письме каких-либо требований к обществу об устранении замечаний, представлении дополнительных документов или сведений не предъявлено (листы дела 45-46).
Управление в письме от 22.12.2010 N 11459 сообщило обществу об этом решении Росимущества и о том, что направит повторно документы в Росимущество для принятия решения о приватизации после устранения замечаний, при этом каких-либо требований к обществу не предъявило.
После выполнения указанного поручения административный орган направил данные документы в Росимущество.
Росимущество письмом от 17.03.2011 N ПП-10/7048 вернуло указанные документы в управление и поручило ему осуществить раздел испрашиваемого земельного участка на земельные участки под объектами недвижимого имущества заявителя и земельный участок, свободный от объектов недвижимого имущества. В данном письме каких-либо требований к обществу об устранении замечаний, представлении дополнительных документов или сведений не предъявлено (листы дела 55-56).
Управление в письме от 22.03.2011 N 2297 сообщило обществу об этом решении Росимущества и запросило письменное согласие на раздел испрашиваемого земельного участка. В то же время ответчик не обосновал необходимость такого раздела.
Между тем до настоящего времени решение о предоставлении земельного участка в собственность обществу не принято.
Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае оспариваемое обществом бездействие ответчика не может считаться законным.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем документов.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемом случае общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Запрашивая у общества письмом от 22.03.2011 N 2297 согласие на раздел спорного земельного участка, управление не указывало на несоответствие размера площади земельного участка статье 33 ЗК РФ.
Таких доводов подателем жалобы не приведено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению общества и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной инстанцией.
Из пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение об управлении), управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 Положения об управлении территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание апелляционной инстанцией.
Каких-нибудь иных доводов, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка, подателем жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 ноября 2011 года по делу N А05-10976/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Запрашивая у общества письмом от 22.03.2011 N 2297 согласие на раздел спорного земельного участка, управление не указывало на несоответствие размера площади земельного участка статье 33 ЗК РФ.
Таких доводов подателем жалобы не приведено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению общества и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
...
Из пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
В силу пункта 4.8 Положения об управлении территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества."
Номер дела в первой инстанции: А05-10976/2011
Истец: ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области