г. Москва |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А41-11562/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Саакяном С.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по городу Москве и Московской области - Черняк О.А. (представителя по доверенности 15.02.2012 N 2);
от общества с ограниченной ответственностью "ГАЗНИСТРОЙ" - Акинфиевой Г.А. (представителя по доверенности от 21.06.2010 N 445), Ефимчука Д.А. (представителя по доверенности от 23.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по городу Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2011 по делу N А41-11562/11, принятое судьей Захаровой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 17 по городу Москве и Московской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ГАЗНИСТРОЙ" (далее - общество) 113 110 рублей штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2011 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение им норм права. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило оставить без изменения решение суда первой инстанции как законное и обоснованное. В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Усмотрев в действиях общества нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон) управление 21.10.2010 составило акт N 160 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, 12.11.2010 вынесло решение N 160 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона, в виде штрафа в размере 10 процентов, причитающихся за отчетный период (I полугодие 2010 г.), определенных управлением в размере 113 110 рублей, и направило обществу требование от 24.11.2010 N 160 об уплате названной суммы штрафа в срок до 09.12.2010.
Как следует из акта и решения управления, в качестве нарушения обществу вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку общество не исполнило данное требование, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества штрафа в указанном размере.
Отказывая управлению в удовлетворении заявления, суд первой инстанции счел, что обязанность по представлению сведений обществом в установленные сроки была выполнена, в связи с чем привлечение общества к ответственности является необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете страхователь обязан представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) по месту своей регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные Законом.
Пунктом 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что в целях реализации Закона об индивидуальном учете отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год; страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом об индивидуальном учете, до 1 августа 2010 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.
На основании пункта 10 статьи 15 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательство Российской Федерации.
Исходя из указанных требований, между управлением и обществом, действующим в качестве абонента, 20.08.2008 было заключено соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи, через систему "Контур-Экстерн". Между обществом и закрытым акционерным обществом "Производственная фирма "СКБ Контур" (далее - ЗАО "ПФ "СКБ Контур") был заключен договор N 21130/08 на предоставление прав и абонентское обслуживание в системе "Контур-Экстерн", согласно пункту 1.1 которого оператор (СКБ Контур) обязуется обеспечить защищенный, электронный документооборот в соответствии с действующим законодательством.
Сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за I полугодие 2010 года направлялись обществом в электронном виде через сервер "СКБ Контур". Согласно письму ЗАО "ПФ "СКБ Контур" от 26.04.2011 N 10352/ЦТПП сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 полугодие 2010 года, общество через сервер оператора в адрес управления отправило 02.08.2010 (01.08.2010 - воскресенье). В письме от 18.05.2011 N 01-06-12402 ЗАО "ПФ "СКБ Контур" пояснило, что перешифровать протоколы, поступившие по отчетам, в адрес какого-либо сертификата технически невозможно по причине различия установленных средств криптографической защиты информации, о чем свидетельствует сообщение.
Ссылаясь на эти обстоятельства, нашедшие подтверждение в материалах дела, общество отмечает, что предпринимало все меры для сдачи отчетности и исправления ошибок. Письмом от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" ПФР сообщает, что формальный подход к наложению штрафа недопустим. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, указано на то, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей (пункт 2.2 постановления).
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также рекомендации ПФР и указания Конституционного суда Российской Федерации привлечение общества к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в данном случае является необоснованным.
Довод управления о том, что изначально представленные обществом сведения содержали ошибки и надлежащем виде были представлены 21.10.2010, является несостоятельным, поскольку оспариваемый обществом штраф назначен за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленные сроки, при этом представление недостоверных и (или) неполных сведений в качестве нарушения управлением не вменялось обществу.
Как следует из пункта 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете, Закон разграничивает в качестве правонарушений непредставление в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.11.2011 по делу N А41-11562/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
...
Пунктом 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что в целях реализации Закона об индивидуальном учете отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год; страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом об индивидуальном учете, до 1 августа 2010 года.
...
Ссылаясь на эти обстоятельства, нашедшие подтверждение в материалах дела, общество отмечает, что предпринимало все меры для сдачи отчетности и исправления ошибок. Письмом от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" ПФР сообщает, что формальный подход к наложению штрафа недопустим. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, указано на то, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей (пункт 2.2 постановления)."
Номер дела в первой инстанции: А41-11562/2011
Истец: ГУ - УПФ РФ N17 по г. Москве и Московской области, ГУ УПФ РФ N 17 по Москве и Московской области
Ответчик: ООО "ГАЗНИСТРОЙ"