город Омск |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А70-8922/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10627/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2011 по делу N А70-8922/2011 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению участника общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" Саттарова Рустама Гуламжановича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области об оспаривании решения от 10.05.2011 об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - Дубасов И.Т. (по доверенности от 13.01.2012);
от участника общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" Саттарова Рустама Гуламжановича - Ермакова Д.Д. (по доверенности N 72-01/702511 от 18.08.2011);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области - Аношкин А.Ю. (по доверенности N 72-0119/702511 от 18.08.2011);
установил:
участник Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван" Саттаров Рустам Гуламжанович (далее по тексту - заявитель, Саттаров Р.Г.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области (далее по тексту - МИФНС N 14 по Тюменской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (далее по тексту - МИФНС N 6 по Тюменской области) о признании недействительным решения МИФНС N 14 по Тюменской области от 10.05.2011 об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван". Заявитель также просил суд восстановить нарушенные права путем восстановления общества с ограниченной ответственностью "Научно производственная фирма "Дуван" в Едином государственном реестре юридических лиц, после получения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2011 по делу N А70-8922/2011 заявленные Саттаровым Р.Г. требования были удовлетворены.
Суд первой инстанции признал недействительным решение от 10.05.2011 МИФНС N 14 по Тюменской области об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван".
Признавая решение МИФНС N 14 по Тюменской области недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт осуществления ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" деятельности, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исключение ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" из ЕГРЮЛ как недействующего, неправомерно и нарушает законные права заявителя.
Не согласившись с указанным судебным актом, МИФНС N 6 по Тюменской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2011 по делу N А70-8922/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы МИФНС N 6 по Тюменской области указала, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, податель жалобы указывает на то, что ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" обладает всеми признаками недействующего юридического лица, поскольку указанная организация, начиная с 30.10.2007 по 27.12.2010, не представляла налоговую отчетность, операции по расчетному счету организации не осуществлялись.
Также податель жалобы считает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с МИФНС N 6 по Тюменской области в пользу заявителя государственную пошлину в сумме 200 руб.
Представитель МИФНС N 6 по Тюменской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Представитель МИФНС N 14 по Тюменской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает незаконным и подлежащим отмене.
Представитель Саттарова Р.Г в судебном заседании поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Тюменского района Тюменской области 09.08.1999.
10.05.2011 МИФНС N 14 по Тюменской области в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН: 2117232183847 об исключении из него ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" в связи с фактическим прекращением деятельности указанного юридического лица на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Указанное решение принято МИФНС N 14 по Тюменской области в связи с тем, что ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" не осуществляет своей деятельности, налоговую отчетность не представляет, сведения об открытых банковских счетах отсутствуют.
Полагая, что решение МИФНС N 14 по Тюменской области от 10.05.2011 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, Саттаров Р.Г. обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности 2-х признаков. При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Вместе с тем, из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 названного Закона, императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра лиц, прекративших свою деятельность фактически.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о том, что МИФНС N 14 по Тюменской области, принимая решение об исключении ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" из ЕГРЮЛ, не выяснила всех обстоятельств и пришла к неверному выводу о наличии признаков недействующего юридического лица.
Так, апелляционным судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29.11.2010 серии 72 НЛ N 923373 вышеуказанному юридическому лицу принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 72:17:0401003:291, общей площадью 100 000 кв.м, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, в 150 м к востоку от п.Андреевский.
В деле имеется заверенная копия договора подряда от 26.11.2010 N 348, заключенного ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" с ООО "Тюменская землеустроительная компания". В соответствии с данным договором ООО "Тюменская землеустроительная компания" обязалась произвести межевание земельного участка, принадлежащего ООО "Научно-производственная фирма "Дуван".
В соответствии с квитанциями к приходному кассовому ордеру от 26.11.2010 N 1/348 и от 11.05.2011 N 2/348 ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" осуществляло расчеты с подрядчиком по договору от 26.11.2010 N 348.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно справке МИФНС N 6 по Тюменской области от 27.12.2010 N 296-С у ООО "Научно- производственная фирма "Дуван" нет открытых счетов в банке. В то же время, из материалов дела следует, что указанным лицом 30.11.2010 открыт расчетный счет 40702810822990002130 в Акционерном Западно-Сибирском коммерческом банке ОАО.
По утверждению МИФНС N 6 по Тюменской области и МИФНС N 14 по Тюменской области, начиная с 30.10.2007 по 27.12.2010, не представляло налоговую отчетность.
Между тем, апелляционным судом установлено, что в материалах дела имеется доказательство направления ООО "Научно- производственная фирма "Дуван" 06.10.2010 в адрес МИФНС N 6 по Тюменской области бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 года, налогового расчета по земельному налогу за 3 квартал 2010 (л.д. 94).
Таким образом, оценивая в совокупности указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что основания для вывода о том, что ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" является недействующим юридическим лицом, отсутствуют.
Доказательств того, что указанная организация не осуществляет деятельность, МИФНС N 6 по Тюменской области и МИФНС N 14 по Тюменской области не представлено.
Учитывая, что заявителем доказано, а МИФНС N 6 по Тюменской области и МИФНС N 14 по Тюменской области не опровергнуто, что ООО "Научно-производственная фирма "Дуван" является действующим юридическим лицом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о неправомерности действий МИФНС N 14 по Тюменской области по исключению из ЕГРЮЛ указанного Общества, которые нарушают права заявителя.
Также подлежит отклонению довод подателем жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал в пользу заявителя судебные расходы в сумме 200 руб., поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Соответственно в данном случае, в связи с удовлетворением требований заявителя понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на МИФНС N 6 по Тюменской области.
Возлагая на МИФНС N 6 по Тюменской области судебные расходы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что именно по вине данного лица у заявителя возникли спорные судебные расходы.
При этом действительно с 31.01.2009 вступил в силу подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Однако, указанный пункт говорит об освобождении только от уплаты государственной пошлины, но не об освобождении от возмещения судебных расходов.
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что МИФНС N 14 по Тюменской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, не должно влечь отказ второй стороне по делу в возмещении ее судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с МИФНС N 14 по Тюменской области понесенные заявителем судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как МИФНС N 6 согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.11.2011 по делу N А70-8922/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие в совокупности 2-х признаков. При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Вместе с тем, из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 названного Закона, императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра лиц, прекративших свою деятельность фактически.
...
По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются."
Номер дела в первой инстанции: А70-8922/2011
Истец: Директор Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Дуван"Саттаров Рустам Гуламжанович, Участник общества с ограниченной ответственностью "Науно-производственная фирма "Дуван" Саттаров Рустам Гуламжанович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Тюменской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10627/11