г. Пермь |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А50-24737/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.
при участии:
от заявителя ООО "Сокол" (ОГРН 1055905930871, ИНН 5918017430): не явились,
от заинтересованных лиц 1) 20 ОНД по Лысьвенскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю: после перерыва Прокопьев Н.М., удостоверение, доверенность от 18.01.2012,2) Главного управления МЧС России по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): до перерыва Ашихмин А.В., удостоверение, доверенность от 18.01.2012, после перерыва Прокопьев Н.М., удостоверение, доверенность от 26.07.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Сокол"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 декабря 2011 года по делу N А50-24737/2011,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ООО "Сокол"
к 20 ОНД по Лысьвенскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю, Главному управлению МЧС России по Пермскому краю
об отмене постановления,
установил:
ООО "Сокол" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 20 Отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее - административный орган) от 14.11.2011 N 274 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 06.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управления МЧС России по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что административным органом не установлено, к какому классу функциональной пожарной опасности отнесены, здания, помещения, расположенные оп адресу: г. Лысьва, поселок сельского типа, в котором Общество осуществляет свою деятельность, в отношении каких именно зданий установлены нарушения пожарной безопасности, предусмотренные п.6.26,п.5.27 СНиП 21-01-97, поэтому полагает, нельзя сделать однозначный вывод о факте нарушения. Общество указывает на то, что здания, находящиеся в пользовании ООО "Сокол" построены до 1997 года, поэтому требования СНиП 21-01-97 не могут быть применимы. Общество полагает, что выявленное нарушение не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку приказами от 12.01.2011 N 12, от 12.09.2011 N 27 запрещена эксплуатация зданий клуба, административно-хозяйственного корпуса N 2, жилых корпусов N 5, 6.
Кроме того, по мнению Общества, оно дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, поскольку постановлением от 23.06.2011 N 151 Общество привлечено к административной ответственности за то же нарушение требований пожарной безопасности.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя Общества.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании представитель административного органа просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 27.02.2011, объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 28.02.2011.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Представитель Общества в судебное заседание не явился.
По ходатайству представителя административного органа на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела приобщено определение об отложении рассмотрения административного дела от 27.10.2011.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.09.2011 N 281 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в помещениях по адресу: Пермский край, г. Лысьва, поселок сельского типа, дом отдыха "Сокол".
В ходе проверки установлено нарушение Обществом требований пожарной безопасности, а именно: в корпусе N 5 не обеспечена ширина горизонтальных путей эвакуации в соответствии с нормами (не менее 1,2 м при дверях, открывающихся из помещений в коридор, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную на ширину дверного полотна, - при двустороннем расположении дверей), чем нарушены требования п. 6.26, 6.27 СНиП 21-01-97. Указанное нарушение отражено в акте проверки от 28.09.2011 N 281 (л.д.18).
По факту выявленного нарушения 19.10.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 19-20), на основании которого 14.11.2011 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст. 37, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 6.27 СНиП 21-01-97 высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку (п. 6.26 СНиП 21-01-97).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается нарушение Обществом п. 6.26, 6.27 СНиП 21-01-97, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, о том, что класс функциональной пожарной опасности помещений не был установлен административным органом, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества: Ф1 Для постоянного проживания и временного (в том числе круглосуточного) пребывания людей (помещения в этих зданиях, как правило, используются круглосуточно, контингент людей в них может иметь различный возраст и физическое состояние, для этих зданий характерно наличие спальных помещений), в частности: Ф1.2 Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов.
Как верно указал суд первой инстанции, административным органом при выявлении нарушения установлено, что корпус N 5 в силу прямого указания в нормативном акте (п. 5.21 СНиП 21-01-97) относится к классу функциональной опасности Ф1, поскольку ООО "Сокол" осуществляет деятельность пансионатов, домов отдыха, корпус N 5 предназначен для размещения более 50 человек, имеет спальные номера, что подтверждается имеющимся в материалах административного дела техническим паспортом (л.д. 30-35). В акте проверки от 28.09.2011 (л.д. 18) и в протоколе об административном правонарушении от 19.10.2011 (л.д. 19-20) отражено, что нарушение п. 6.26, п. 6.27 СНиП 21-01-97 выявлено в корпусе N 5.
Ссылки Общества на письмо МЧС России от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП", в соответствии с которым при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются, отклоняются, поскольку абзацем 10 этого же письма установлено, в случаях, если доказано, что дальнейшая эксплуатация зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Апелляционный суд полагает, что дальнейшая эксплуатация корпуса N 5 с нарушениями пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, установленными в ходе проведения проверки, явно свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.
По мнению суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка Общества на приказ от 12.09.2011 N 27 (л.д.23), в котором указано, что запрещена эксплуатация корпуса N 5.
Суд первой инстанции обоснованно критически оценил данный довод Общества, поскольку административным органом при проведении проверки и при составлении протокола об административном правонарушении не установлено, что корпус N 5 не эксплуатируется: приказ от 12.09.2011 N 27 на момент проведения проверки 28.09.2011 административному органу представлен не был, при проведении проверки 28.09.2011 представитель Общества на приказ от 12.09.2011 N 27 не ссылался, замечаний к акту проверки от 28.09.2011 Обществом не представлено, при составлении протокола об административном правонарушении от 19.10.2011 представитель Общества также не указывал на то, что корпус N 5 не эксплуатируется, пояснив только, что в декабре 2001 года запланирован ремонт, недостатки будут устранены (л.д. 20).
Соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом первой инстанции норм права, а направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки соответствующего вывода суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что Обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного Обществом административного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания данного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении от 19.10.2011 составлен в присутствии законного представителя Общества - директора ООО "Сокол" Сычугова А.В. (л.д. 19-20, 36). О времени и месте рассмотрения административного дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении законный представитель Общества извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью законного представителя Общества - директора ООО "Сокол" Сычугова А.В. об ознакомлении с определением об отложении рассмотрения административного дела от 27.10.2011.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за совершенное правонарушение назначено в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также верно указал, что административным органом выявлены два самостоятельных события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, - в июне 2011 года и сентябре 2011 года. Таким образом, привлечение Общества к ответственности за правонарушение, совершенное в сентябре 2011 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6417/09 от 27.10.2009.
В силу вышеизложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, генеральному директору Общества Сычугову А.В. подлежит возврату государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная по квитанции от 20.01.2012 N 166.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2011 года по делу N А50-24737/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сокол" - без удовлетворения.
Возвратить Сычугову Андрею Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей, ошибочно уплаченную по квитанции N 166 от 20.01.2012 за общество с ограниченной ответственностью "Сокол" при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что Обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований Правил пожарной безопасности. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.
Таким образом, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного Обществом административного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания данного правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам свидетельствует о наличии угрозы для жизни и здоровья людей.
...
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за совершенное правонарушение назначено в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также верно указал, что административным органом выявлены два самостоятельных события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, - в июне 2011 года и сентябре 2011 года. Таким образом, привлечение Общества к ответственности за правонарушение, совершенное в сентябре 2011 года, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6417/09 от 27.10.2009."
Номер дела в первой инстанции: А50-24737/2011
Истец: ООО "Сокол"
Ответчик: 20 ОНД по Лысьвенскому муниципальному району, 20 ОНД по Лысьвенскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю, Главное управление МЧС России по Пермскому краю, ГУ МЧС России по ПК