г. Владивосток |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А51-19849/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г. М. Грачёва, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Савчак Н.В. по доверенности от 25.12.2011 N 27/1-1-3233 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3749;
от ДНТ "Сатурн", Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управления лесным хозяйством Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ДНТ "Сатурн"
апелляционное производство N 05АП-9263/2011
на решение от 09.11.2011
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-19849/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Сатурн" (ИНН 2538139606, ОГРН 1102538005162)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края
об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Сатурн" (далее по тексту - заявитель, Товарищество, ДНТ "Сатурн") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - Департамент) от 23.09.2010 N 29/06-20-15376, выраженного в отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул. 1-ая Восточная в г. Владивостоке; а также об обязании Департамент направить обращение товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА, третье лицо) о подготовке схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. 1-ая Восточная в г. Владивостоке.
Определением суда от 07 февраля 2011 года по ходатайству департамента на его стороне к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований были привлечены УГА, Управление лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - управление, третье лицо) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - Росимущество, третье лицо).
Решением от 09.11.2011 суд в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 09.11.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на незаконности оспариваемого отказа Департамента, ДНТ "Сатурн" указывает, что испрашиваемый им земельный участок находится в жилой функциональной зоне, где ведение дачного хозяйства предусмотрено основным видом использования земельный участков.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ДНТ "Сатурн", Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством Приморского края явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель УГА администрации г.Владивостока в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.11.2011 считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
20.08.2010 Товарищество обратилось в департамент с письмом (вх. N 29-21944) о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 10 га в районе ул. 1-я Восточная в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства. К данному заявлению были приложены кадастровый план территории, обзорная схема земельного участка, регистрационные и учредительные документы товарищества.
Письмом от 23.09.2010 N 29/06-20-15376 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на тот факт, что испрашиваемый земельный участок является лесным участком, и Департаменту не предоставлено право распоряжаться федеральным имуществом.
Посчитав, что отказ Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы ДНП "Орион", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что лесной участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, налагается на земельный участок, испрашиваемый заявителем, в связи с чем, по мнению суда, при вынесении оспариваемого решения Департаментом не были нарушены нормы земельного законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Дачное некоммерческое партнерство как юридическое лицо в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок примерной площадью 10 га в районе ул. 1-я Восточная в г. Владивостоке испрашивался ДНП "Сатурн" для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В рассматриваемом случае единственным основанием, указанным в письме от 23.09.2010 N 29/06-20-15376, для отказа Департамента в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка явилось его вхождение в границы лесов, земель лесного фонда Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, которые находятся в федеральной собственности и у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению такими участками.
Между тем, ссылка Департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок согласно сведений, представленных управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества и является федеральной собственностью, является несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.
Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа (л.д. 115) спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к жилой зоне.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо УГА администрации г. Владивостока от 31.08.011 N 27/2-4-2070 (л.д. 111-112), где отмечено, что согласно схеме функционального зонирования в составе Генерального плана Владивостокского городского округа спорный земельный участок расположен в жилой функциональной зоне.
Представленные Управлением лесным хозяйством по Приморскому краю документы ( выкопировка из планшета - л.д. 42, озорная схема - л.д. 44) не являются доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности. Коллегия апелляционного суда полагает, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено, в связи с чем не представляется возможным установить наложение испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества.
Таким образом, Департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В связи с этим ссылка Департамента в письме от 23.09.2010 N 29/06-20-15376 в обоснование отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка на его вхождение в границы лесов, земель лесного фонда является незаконной.
При этом коллегия апелляционного суда не может согласиться с выводами суда первой инстанции о доказанности факта того, что лесной участок общей площадью 10000 кв.м, зарегистрированный на праве собственности за Российской Федерацией, налагается на земельный участок, испрашиваемый заявителем.
Делая данные выводы, суд первой инстанции необоснованно руководствовался только свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2009 серия 25-АБ N 289073. Вместе с тем в материалах дела отсутствует графическая схема указанного участка с координатами его расположения, либо иные доказательства, свидетельствующие о наложении земельного участка, испрашиваемого заявителем на земельный участок лесного фонда Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества.
Коллегия апелляционного суда не может также не отметить тот факт, что в тексте письма от 23.09.2010 N 29/06-20-15376 также отсутствует ссылка на тот факт, что испрашиваемые заявителем земельный участок расположен в 5 и 6 выделах лесного фонда Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества. Такое наложение может быть установлено только в ходе изготовления схемы земельного участка и проведении в отношении него кадастрового учета.
При этом точные границы испрашиваемого земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ определяются при изготовлении схемы расположения земельного участка, так как одним из этапов изготовления схемы расположения земельного участка является изготовление топографической съемки участка, которая в дальнейшем направляется в УГА администрации г. Владивостока с целью нанесения на топографическую съемку имеющихся ограничений.
Принимая во внимание вышеизложенное, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка ДНТ "Сатурн" у Департамента не имелось.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что отказ Департамента противоречит закону и нарушает права и законные интересы Товарищества, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
При этом согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание, что Департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка исходя из его категории, целевого назначения, и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 81 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суд полагает, что нарушенное право на основании части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Департамент повторно рассмотреть заявление Дачное некоммерческое товарищество "Сатурн" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей ведения дачного хозяйства в соответствии с положениями действующего законодательства.
По результатам рассмотрения дела понесенные ДНТ "Сатурн" расходы по оплате госпошлины по заявлению в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Департамент.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.11.2011 по делу N А51-19849/2010 отменить.
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженное в письме от 23.09.2010 N 29/06-20-15376 об отказе в предоставлении ДНТ "Сатурн" земельного участка, расположенного в районе ул. 1ая Восточная г. Владивостока для целей, не связанных со строительством, а именно для ведения дачного хозяйства, как не соответствующее нормам Земельного кодекса РФ.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края повторно рассмотреть заявление Дачное некоммерческое товарищество "Сатурн" о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Взыскать с Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Дачного некоммерческого товарищества "Сатурн" судебные расходы связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению в размере 2.000 (две тысячи) руб. и по апелляционной жалобе в размере 1.000 (одна тысяча) руб., всего 3.000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г. М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что отказ Департамента противоречит закону и нарушает права и законные интересы Товарищества, в связи с чем требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
При этом согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание, что Департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорного земельного участка исходя из его категории, целевого назначения, и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 81 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суд полагает, что нарушенное право на основании части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Департамент повторно рассмотреть заявление Дачное некоммерческое товарищество "Сатурн" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для целей ведения дачного хозяйства в соответствии с положениями действующего законодательства.
...
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженное в письме от 23.09.2010 N 29/06-20-15376 об отказе в предоставлении ДНТ "Сатурн" земельного участка, расположенного в районе ул. 1ая Восточная г. Владивостока для целей, не связанных со строительством, а именно для ведения дачного хозяйства, как не соответствующее нормам Земельного кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А51-19849/2010
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Сатурн"
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Территориальное управление Федерального угентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, Управление градостроительства и архитектуры админиcтрации г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Управление лесным хозяйством Приморского края