г. Киров |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А31-7799/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2011 по делу N А31-7799/2011, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветеран"
(ИНН: 4407006317, ОГРН: 1034460362716)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 Костромской области
(ИНН: 4407005842, ОГРН: 1044460365839)
о признании недействительным решения от 20.06.2011 N 1254/2.11-13/8,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ветеран" (далее - заявитель, ООО "Ветеран", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 Костромской области (далее - Инспекция) от 20.06.2011 N 1254/2.11-13/8.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на то, что требование о представлении документов и поручение об истребовании документов (информации) получено генеральным директором ООО "Ветеран" 27.04.2011, следовательно, документы по требованию должны быть представлены не позднее 05.05.2011. ООО "Ветеран" представило запрашиваемую информацию 06.05.2011, то есть с нарушением срока. В силу прямой нормы, указанной в пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации) исполняет его в течение пяти дней со дня получения. По мнению Инспекции, шестидневный срок предполагаемой даты получения требования, предусмотренный пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, представляет собой юридическую презумпцию, подлежащую применению в тех случаях, когда требование фактически не получено или дата его получения не известна. В рассматриваемом случае дата получения ООО "Ветеран" требования установлена и документально подтверждена, поэтому оснований для ее определения в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется. Инспекция считает неправомерной ссылку в решении суда на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной налоговой проверки в отношении ИП Шигорина Н.А. Инспекция составила поручение от 20.04.2011 N 3464 об истребовании документов (информации) у ООО "Ветеран" в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации направила в адрес ООО "Ветеран" требование от 20.04.2011 N 2797 о представлении документов, касающихся деятельности ИП Шигорина Н.А.
ООО "Ветеран" представило в Инспекцию запрашиваемые документы 06.05.2011.
Установив, что ООО "Ветеран" нарушен срок предоставления документов, установленный пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на один день, поскольку, по мнению Инспекции, документы должны были быть представлены 05.05.2011, Инспекция составила акт от 23.05.2001 N 1142/2.11-12/8.
По результатам рассмотрении указанного акта заместителем начальника Инспекции принято решение от 20.06.2011 N 1254/2.11-13/8 о привлечении ООО "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 2 500 рублей (размер штрафа снижен в два раза с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 22.07.2011 N 11-07/08706 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 93, статьей 93.1, пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что документы по требованию Инспекции представлены Обществом в установленный срок.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В силу пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Согласно пункту 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 93.1 Кодекса установлено, что требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела видно, что требование о представлении документов 20.04.2011 N 2797 направлено налоговым органом в адрес ООО "Ветеран" по почте заказным письмом с уведомлением 22.04.2011 (лист дела 24, 11), что также отражено в решении налогового органа.
Следовательно, требование считается полученным ООО "Ветеран" 03.05.2011 (по истечении шести дней с даты направления заказного письма, как предусмотрено в пункте 1 статьи 93 Кодекса, с учетом положений статьи 6.1 Кодекса).
ООО "Ветеран" представило истребуемые документы 06.05.2011 (лист дела 60), то есть в пределах установленного пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса срока (в течение пяти дней со дня получения требования).
Учитывая изложенное, Инспекция не правомерно привлекла ООО "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
Доводы Инспекции подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании положений пункта 1 статьи 93 Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159 на вопрос о том, с какой даты начинает исчисляться срок для представления документов по требованию, направленному по почте, в случае его получения налогоплательщиком до истечения шестидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 93 Кодекса разъяснило, что требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования.
Ссылки Инспекции о невозможности принятия данного письма подлежат отклонению, поскольку в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с изложенным у Инспекции отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения о привлечении ООО "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области правомерно признал недействительным решение Инспекции от 20.06.2011 N 1254/2.11-13/8.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2011 по делу N А31-7799/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Ветеран" представило истребуемые документы 06.05.2011 (лист дела 60), то есть в пределах установленного пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса срока (в течение пяти дней со дня получения требования).
Учитывая изложенное, Инспекция не правомерно привлекла ООО "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
Доводы Инспекции подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании положений пункта 1 статьи 93 Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159 на вопрос о том, с какой даты начинает исчисляться срок для представления документов по требованию, направленному по почте, в случае его получения налогоплательщиком до истечения шестидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 93 Кодекса разъяснило, что требование о представлении документов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным на основании пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении шести дней с даты направления заказного письма. При этом указанный срок не ставится в зависимость от фактической даты получения налогоплательщиком данного требования.
Ссылки Инспекции о невозможности принятия данного письма подлежат отклонению, поскольку в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с изложенным у Инспекции отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения о привлечении ООО "Ветеран" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А31-7799/2011
Истец: ООО "Ветеран"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N6 Костромской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N6 по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-448/12