г. Хабаровск |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А73-15204/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Болфиновой Т.Г., представителя по доверенности от 15.02.2012 N 40-2011
от Отдела надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальному району: Смышляева К.В., представителя по доверенности от 26.08.2011
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2012 по делу N А73-15204/2011 принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России"
к Отделу надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2011 N 246/16
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 772426610; далее - ФГУП "Почта России", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальному району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - административный орган) от 01.12.2011 N 246/16, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 27.01.2012 заявленное требование оставлено без удовлетворения по мотиву доказанности факта совершения вмененного административного правонарушения и вины ФГУП "Почта России".
Не согласившись с судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, изменив меру наказания с административного штрафа на предупреждение. Кроме того, указало на то, что нарушение пункта 57 ППБ 01-03 в его действиях отсутствуют, поскольку на момент проверки предприятием проведены замеры испытания изоляции, электрооборудования, заземляющих устройств. Также ссылается на то, что иные нарушения правил пожарной безопасности в настоящее время устранены, а именно план эвакуации соответствует ГОСТу и на выходе имеется табличка "Выход".
В судебном заседании представитель заявителя требования жалобы поддержала в полном объеме.
Административный орган отзыв не представил, но его представитель в судебном заседании отклонил доводы и требования предприятия.
Исследовав материалы дела, проверив изложенные в апелляционной жалобе доводы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований, для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в Отделении Почтовой связи села Анастасьевка, расположенном по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, село Анастасьевка, ул.Бойко-Павлова, 3, в ходе которой установлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, ГОСТа Р12.2.143-2002, а именно: отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой, осветительной сети и заземления; отсутствует автоматическая пожарная сигнализации; план эвакуации людей на случай пожара выполнен не по ГОСТу; на путях эвакуации отсутствует табличка "Выход"; на всех окнах помещения установлены глухие решетки.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13.10.2011 N 150.
По данному факту 14.11.2011 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 273/16 и 01.12.2011 вынесено постановление N 246/16 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, не согласившись с которым ФГУП "Поста России" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия предприятия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вмененной нормой КоАП.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Пунктами 3, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны, в том числе обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Из оспариваемого постановления следует, что одним из оснований для привлечения к административной ответственности послужило нарушение предприятием вышеназванного пункта.
Вместе с тем, судом первой инстанции, при оценке эпизода, касающегося непредставления актов замеров, не учтено то обстоятельство, что на момент проверки у предприятия имелись испытания изоляции, электрооборудования, заземляющих устройств, которые проведены 24.08.2010 и 24.09.2011.
Данное обстоятельство подтверждается протоколами испытаний от 24.08.2010 N N 1/1369х-2010, 2/1369х-2010, 3/1369х-2010, 4/1369х-2010 и от 24.09.2011 N3/х/1290-2011, представленными в материалы дела.
Таким образом, событие административного правонарушения по данному нарушению отклоняется.
Согласно пункту 61 ППБ 01-03 объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели "Эвакуационный (запасный) выход", "Дверь эвакуационного выхода"), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Довод заявителя о том, что нарушения, касаемые вышеназванных пунктов, на настоящий момент устранены, не принимается во внимание, так как на момент проверки они имели место быть, и не отрицаются заявителем. Кроме того, надлежащими документами, в порядке статьи 65 АПК РФ, эти утверждения не подтверждены.
В соответствии с п. 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций запрещается, устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Факт наличия нарушения правил пожарной безопасности в данной части подтвержден актом проверки от 13.10.2011 N 150, протоколом об административном правонарушении от 14.11.2011 и не отрицается предприятием.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях события правонарушения, состоящего из нескольких эпизодов, является обоснованным.
Доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, административным органом доказан факт правонарушения и вина предприятия в его совершении.
Требование апелляционной жалобы об изменении меры наказания с административного штрафа на предупреждение, отклоняется второй инстанцией.
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административный орган, принимая постановление о привлечении к административной ответственности, и суд первой инстанции, проверяя его законность, исходили из обстоятельств рассматриваемого спора и сделали правильный вывод о том, что обстоятельств смягчающих административное наказание не имеется, поскольку несоблюдение предприятием требований пожарной безопасности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в силу возможных негативных последствий представляет угрозу для жизни и здоровья как работников предприятия, а также неопределенного круга лиц. Кроме того, имело место быть несоблюдение нескольких пунктов правил пожарной безопасности.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2012 по делу N А73-15204/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия предприятия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вмененной нормой КоАП.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
Пунктами 3, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны, в том числе обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
...
Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность."
Номер дела в первой инстанции: А73-15204/2011
Истец: едеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края, ФГУП "Почта России" в лице филиала УФПС Хабаровского края, ФГУП "Почта России" УФПС Хабаровского края-Филиал ФГУП "Почта России"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальлному району, Отдел надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальному району, Отдел надзорной деятельности по Хабаровскому муниципальному району УГПН Главного Управления МЧС России по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-631/12