город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2012 г. |
дело N А32-19354/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя - представитель - Хрептенко К.А. по доверенности N 120
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НК "Роснефть"- НТЦ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 по делу N А32-19354/2011 принятое в составе судьи Шкира Д.М.
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "НК "Роснефть"- Научно-Технический Центр" ИНН 2310095895 / ОГРН 1042305704352 к заинтересованному лицу: Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об оспаривании постановления N 05-04-42-ЭН-2 от 13.07.2011 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НК "Роснефть"-Научно-Технический Центр" (далее - ООО "НК-"Роснефть-НТЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление, Росприроднадзор) об оспаривании постановления N 05-04-42-ЭН-2 от 13.07.2011 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 сумма штрафа уменьшена до 40 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, выразившегося в отсутствии инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проекта ПДВ и разрешения на выброс загрязняющих веществ.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в период с 29.12.2010 г. по 13.07.2011 г. на территории Краснодарского края отсутствовал орган, уполномоченный на выдачу разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Проверка проведена с нарушением Закона N 294-ФЗ. Отбор проб проводился при отсутствии соответствующего распоряжения. Проверка проводилась на объектах общества, не подлежащих государственному экологическому контролю.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения 23.05.2011 г. N 01-04-20/94 управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю проведена внеплановая выездная проверка ООО "НК-"Роснефть-НТЦ" по вопросу соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении обществом деятельности образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако в нарушение законодательства об охране окружающей среды по адресам: г. Краснодар, ул. Мира, 36 и ул. Красная, 54 разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, инвентаризация выбросов и проект ПДВ отсутствуют.
По данному факту, отраженному в акте проверки от 29.06.2011 г. N 03-04-39-ЭН-1, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2011 г. N 05-04-42-ЭН-1.
Постановлением управления N 05-04-42-ЭН-2 от 13.07.2011 ООО "НК-"Роснефть-НТЦ" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 45 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации определено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Пунктом 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Таким образом, нормативы ПДВ вводятся в действие специальным разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В ходе проведенной управлением Росприроднадзора проверки установлено, что у общества "НК-"Роснефть-НТЦ" по адресам: г. Краснодар, ул. Мира, 36 и ул. Московская, 5 имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрешение на предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Сотрудниками ФБУ "ЦЛАТИ" по ЮФО произведен отбор проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (акт отбора проб от 16.06.2011 г. N 59). Выброс принадлежащими обществу объектами загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается протоколами количественного химического анализа N 88 от 09.06.2011 г. и N 73/1 от 12.04.2011 г..
Следовательно, принадлежащие заявителю источники выбросов отнесены к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что обществом в нарушение вышеназванных требований природоохранного законодательства допущена эксплуатация загрязняющих атмосферный воздух источников выбросов без соответствующего разрешения.
При этом доказательств принятия ООО "НК-"Роснефть-НТЦ" всех необходимых мер, направленных на предотвращение нарушения требований природоохранного законодательства, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии у него на момент проверки соответствующих разрешений подлежит отклонению, поскольку указанные разрешения выданы обществу на другие стационарные источники выбросов.
В соответствии со статьей 65 Закона N 7-ФЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции от 20.12.2006), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с Законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Правил государственный экологический контроль состоит, в том числе, и из государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что административный орган правомочно осуществил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении принадлежащих заявителю объектов.
Подлежит отклонению довод общества о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ, поскольку данный Закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, поэтому нарушения Закона N 294-ФЗ не влекут признание результатов административного расследования недействительными и не являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу управлением не допущено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции от 20.12.2006), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с Законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 утверждены Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Правил государственный экологический контроль состоит, в том числе, и из государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что административный орган правомочно осуществил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении принадлежащих заявителю объектов."
Номер дела в первой инстанции: А32-19354/2011
Истец: ООО "НК "Роснефть"- Научно-Технический Центр", ООО НК Роснефть-НТЦ
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея