г. Самара |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А55-14497/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 марта 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 06 марта 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Иванюк Я.В., доверенность от 10.01.2012 г.,
от ответчика - Кудряшова М.А., доверенность от 27.12.2011 г.,
от третьих лиц:
от Федерального бюджетного учреждения - извещен, не явился,
от мэрии городского округа Тольятти - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Нива" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 ноября 2011 г. по делу N А55-14497/2011 (судья Бойко С.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Нива" (ИНН 6382000297, ОГРН 1026303943160), с. Тимофеевка, Ставропольский район, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Нива" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) в государственной регистрации внесений изменений в ЕГРП на земельный участок, кадастровый номер 63:09:0301166:560 площадью 5 815 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Тольятти, Центральный район, мкр. "Северный", содержащегося в сообщении от 25.04.2011 г. N 09/024/2011-674.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 ноября 2011 г. по делу N А55-14497/2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Нива" на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 63:09:0301166:560 площадью 5 815 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, Тольятти, Центральный район, мкр. "Северный".
ЗАО "Нива" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и следок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования вышеназванного земельного участка с "для проектирования и строительства жилого комплекса с объектами социально-бытового и культурного назначения" на "для проектирования и строительства многоквартирных домов 5-35 этажей".
Сообщением от 25.04.2011 N 09/024/2011-674 во внесении изменений в ЕГРП заявителю было отказано, что и послужило поводом для обращения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица.
Оспариваемый отказ Управления Росреестра по Самарской области мотивирован тем, что спорный земельный участок находится в градостроительной зоне Ж-4, для который вид разрешенного использования "для проектирования и строительства многоквартирных домов 5-35 этажей" является условно-разрешенным. При этом, доказательств того что, установленная нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура изменения вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка была соблюдена, заявителем не представлено.
В свою очередь, заявитель, обосновывая свои требования, ссылается на то, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (ныне - ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области) в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, согласно которым вид разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 63:09:0301166:560 площадью 5 815 кв. м., расположенном: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, мкр. "Северный" установлен "для проектирования и строительства многоквартирных домов 5-35 этажей".
Из материалов дела и объяснений ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области следует, что вышеназванные изменения внесены в ГКН на основании заявления ЗАО "Нива" о государственном учёте изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешённого использования земельного участка, к которому были приложены схема расположения земельного участка и письмо Управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти от 16.09.2010 N 5349/5.1-1.
В то же время, из письма Управления архитектуры и градостроительства мэрии г.о. Тольятти от 16.09.2010 N 5349/5.1-1 (л.д.134) следует, что земельный участок ЗАО "Нива" расположен в зоне Ж-4 - зона застройки многоквартирными жилыми домами 5-35 этажей. Строительство многоквартирных жомов 5-35 этажей с подземной автостоянкой относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-4.
Согласно пункта 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 28 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти, утверждённым решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 N 1059 (далее Правила) основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне Ж-4: многоквартирные дома 5 - 35 этажей с подземной автостоянкой; физкультурно-оздоровительные комплексы; объекты дошкольного образования; объекты начального общего и среднего (полного) общего образования; аптеки; объекты здравоохранения; административные здания; объекты связи; предприятия бытового обслуживания; магазины в отдельно стоящем здании торговой площадью не более 2000 кв. м; предприятия общественного питания вместимостью до 50 мест; раздаточные пункты молочной кухни; жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; парки детских аттракционов; физкультурно-оздоровительные комплексы, спортзалы, спортклубы, залы рекреации (с бассейном или без); общественные туалеты; детские игровые площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий; объекты пожарной охраны и противопожарной службы; для целей, не связанных со строительством; универсальные спортивные площадки; физкультурно-спортивные комплексы.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства: многоквартирные дома 5 - 35 этажей; жилые дома для малосемейных гостиничного типа; кредитно-финансовые учреждения, гостиницы, общежития; интернаты для престарелых и инвалидов, дома ребенка, приюты, ночлежные дома; отделения милиции; клубные и досугово-развлекательные учреждения; объекты социально-культурного назначения; предприятия общественного питания вместимостью 50 мест и более; магазины, торговые центры в отдельно стоящем здании торговой площадью более 2000 кв. м; бани, банно-оздоровительные комплексы; открытые и закрытые автостоянки легковых автомобилей на отдельном земельном участке; площадки для выгула собак; культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); спортивные площадки, теннисные корты; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; рынки открытые и закрытые.
Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: площадки для сбора мусора; открытые и закрытые автостоянки.
Таким образом, использование земельного участка под многоквартирные дома 5-35 этажей относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне Ж-4.
Согласно статьи 4 указанных Правил, изменение одного вида разрешённого использования земельных участков на условно разрешённый вид использования осуществляется при условии получения правообладателем земельного участка соответствующего разрешения.
Частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен следующий порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2 названной статьи); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 названной статьи); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 названной статьи); на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 названной статьи).
Вопрос о предоставлении ЗАО "Нива" разрешения на условно-разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка компетентными органами местного самоуправления городского округа Тольятти не рассматривался, и публичных слушаний по данному вопросу не проводилось.
Довод заявителя о том, что в компетенцию регистрирующего органа не входит оценка законности действий и решений ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области по внесению изменений в ГКН, т.к. в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) регистратору вменено в обязанность проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 части 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, то обстоятельство, что ненормативные акты (решения) не отменены, не лишает возможности ссылаться на их незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства.
Причем доводы подлежат проверке, а доказательства - исследованию и оценке судом наряду с другими доводами и доказательствами по правилам, определенным главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом указано, что содержащееся в вышеназванном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе дать оценку акту органа государственной власти и соответственно не применять акт указанного органа независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным.
Оценивая имеющееся в материалах дела решение Кадастровой палаты о внесении в ГКН изменений относительно вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов регистрирующего органа о том, что указанное решение было принято с нарушением требований действующего законодательства, оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 ноября 2011 г. по делу N А55-14497/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен следующий порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка: вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2 названной статьи); участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 названной статьи); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 названной статьи); на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 названной статьи).
...
Довод заявителя о том, что в компетенцию регистрирующего органа не входит оценка законности действий и решений ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области по внесению изменений в ГКН, т.к. в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) регистратору вменено в обязанность проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
...
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, то обстоятельство, что ненормативные акты (решения) не отменены, не лишает возможности ссылаться на их незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства.
...
В силу абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе дать оценку акту органа государственной власти и соответственно не применять акт указанного органа независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным."
Номер дела в первой инстанции: А55-14497/2011
Истец: ЗАО "Нива"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Мэрия городского округа Тольятти, ФБУ "Кадастровая палата"