г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А21-8850/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1217/2012) общества с ограниченной ответственностью "ЛК Пруссия" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2011 по делу N А21-8850/2011 (судья Зинченко С.А.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ЛК Пруссия"
к МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
об оспаривании постановления
при участии: от заявителя: извещен, не явился;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛК Пруссия" (далее - ООО "ЛК Пруссия", общество, ОГРН 1103925026083, адрес: 238534, Калининградская область, поселок Лесной, улица Взморья, дом 11) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (далее - МРУ Росфиннадзора, управление, адрес: 191123, Санкт-Петербург, набережная Робеспьера, дом 10А) от 13.10.2011 N 04-23/140-1/2 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.12.2011 требования общества оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 14.12.2011 отменить, требования удовлетворить. Податель жалобы настаивает на отсутствии в его действиях события вмененного ему правонарушения, поскольку соответствие должностного лица, назначенного в обществе ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления подтверждается представленным в материалы дела свидетельством от 04.12.2010 серии ЦИ N СО-230072 о прохождении обучения в форме целевого инструктажа перед началом исполнения своих обязанностей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако явку представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга от 07.09.2011 N 04-01/82-П проведена выездная проверка соблюдения обществом, как лизинговой компанией, положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в период с 12.09.2011 по 11.10.2011.
В ходе проверки обществу было направлено требование о предоставлении документов и информации от 07.09.2011, в том числе, приказ об утверждении правил внутреннего контроля и назначении ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и документы об обучении сотрудников в соответствии с Приказом Росфинмониторинга N 203 от 03.08.2010 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 203).
По результата проверки управлением составлен акт от 14.09.2011 N 79, в котором зафиксировано нарушение обществом требований законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем и финансированию терроризма, а именно: должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления - финансовый директор Лобацевич Вячеслав Альбертович, назначенный приказом общества от 01.04.2011 N 01/04-4 не прошел обучение в форме целевого инструктажа перед началом исполнения своих обязанностей.
Усматривая в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2011, копия которого вручена руководителю общества 14.09.2011.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено постановление от 13.10.2011 N 04-23/140-1/2, в котором общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной в протоколе квалификацией и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением управления, общество оспорило его законность в судебном порядке.
Суд отказал в удовлетворении заявления общества, признав наличие в его действия состава вмененного ему правонарушения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ N 715 от 05.12.2005 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказом N 203 предусмотрена обязанность организаций, подпадающих под действие Закона N 115-ФЗ, утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма; организовать проведение (прохождение) инструктажей сотрудников, проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.
Управлением установлено неисполнение обществом требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а именно - необеспечение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа специального должностного лица организации, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (до начала осуществления таких функций).
Таким образом, нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, о чем судом первой инстанции сделан правильный вывод.
Доводам общества об отсутствии события вмененного правонарушения, приведенным подателем жалобы, дана надлежащая оценка в решении суда.
Представленное административному органу и суду первой инстанции свидетельство от 04.12.2010 серии ЦИ N СО-230072 о прохождении Лобацевичем В.А. обучения в форме целевого инструктажа обоснованно не принято судом во внимание, поскольку оно подтверждает обучение указанного лица, как главного бухгалтера другой организации - общества с ограниченной ответственностью "Региональное страхование". Пункт 10 Приказа N 203 предусматривает обязательное однократное обучение в форме целевого инструктажа главного бухгалтера организации.
При этом организация обучения сотрудников возложена Приказом N 203 именно на общество, которое такую обязанность не исполнило, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления должностное лицо на обучение не направило.
Наличие свидетельства у Лобацевич В.А. не освобождает общество от предусмотренной пунктом 10 Приказа N 203 обязанности организации обучения ответственного сотрудника в форме целевого инструктажа.
Доказательств того, что Лобацевич В. А., планирующий осуществлять функции специального должностного лица ООО "ЛК Пруссия", прошел обучение в форме целевого инструктажа в качестве такого лица до начала осуществления таких функций не представлено.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении МРУ Росфинмониторинга не допущено и общество на их наличие не ссылается.
Назначенное с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ обществу наказание соответствует санкции статьи 15.27 КоАП РФ и статье 3.4 КоАП РФ.
Следовательно, оснований для признания незаконным и отмене постановления о привлечения общества к административной ответственности, не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2011 по делу N А21-8850/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛК Пруссия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением установлено неисполнение обществом требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а именно - необеспечение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме целевого инструктажа специального должностного лица организации, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (до начала осуществления таких функций).
Таким образом, нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, о чем судом первой инстанции сделан правильный вывод.
...
Представленное административному органу и суду первой инстанции свидетельство от 04.12.2010 серии ЦИ N СО-230072 о прохождении Лобацевичем В.А. обучения в форме целевого инструктажа обоснованно не принято судом во внимание, поскольку оно подтверждает обучение указанного лица, как главного бухгалтера другой организации - общества с ограниченной ответственностью "Региональное страхование". Пункт 10 Приказа N 203 предусматривает обязательное однократное обучение в форме целевого инструктажа главного бухгалтера организации.
При этом организация обучения сотрудников возложена Приказом N 203 именно на общество, которое такую обязанность не исполнило, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления должностное лицо на обучение не направило.
Наличие свидетельства у Лобацевич В.А. не освобождает общество от предусмотренной пунктом 10 Приказа N 203 обязанности организации обучения ответственного сотрудника в форме целевого инструктажа.
...
Нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении МРУ Росфинмониторинга не допущено и общество на их наличие не ссылается.
Назначенное с учетом положений статьи 1.7 КоАП РФ обществу наказание соответствует санкции статьи 15.27 КоАП РФ и статье 3.4 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А21-8850/2011
Истец: ООО "ЛК Пруссия"
Ответчик: МРУ Росфинмониторгинга по СЗФО, МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1217/12