г. Пермь |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А50-13832/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Сусловой О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шайхутдиновой Г.А.,
при участии:
от истца - не явились,
от ответчика - Рожкова И.В., доверенность от 30.12.2011,
от третьего лица - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
исковое заявление Департамента земельных отношений администрации города Перми
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю,
третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее - ответчик, Управление) о взыскании 2 732 987 руб. 24 коп., в том числе 2 175 587 руб. 27 коп. основного долга по договору аренды земельного участка от 05.09.1997 N 264, 557 399 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 21.11.2011 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 268 966 руб. 72 коп., в том числе 221 682 руб. 51 коп. основного долга, 47 284 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение суда от 21.11.2011 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, усмотрев основания для отмены решения суда от 21.11.2011 на основании п. 4 ч. 4 статьи 270, ч. 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением от 26.01.2012 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Определением суда от 26.01.2012 согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
В порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Гребенкиной Н.А. на судью Суслову О.В. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
При рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, истец в суд не явился. В обоснование исковых требований истец ссылается на то обстоятельство, что по договору аренды земельного участка от 05.09.1997 N 264 ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по внесению арендных платежей за период с 01.01.2005 по 3 квартал 2009 года, в результате чего образовалась задолженность в сумме 2 175 587 руб. 27 коп., также истец просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2005 по 28.06.2011 в сумме 557 399 руб. 97 коп.
Ответчик с иском не согласен, просил иск оставить без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции и в отзыве на иск ответчик указал, что является правопреемником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Пермской области, передаточные акты не содержат сведений об обязательстве ответчика по уплате арендной платы в заявленной сумме. На земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности. При расчете подлежит применению удельный показатель кадастровой стоимости, установленный для земель учреждений и организаций народного образования, земель под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства и религиозными объектами, в размере 12 273 руб. 94 коп.
Третье лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, отзыв на иск не представило.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявило ходатайство о приобщении к материалам дела копий распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области от 20.05.2005 N 353-р и от 29.03.2005 N 190-р, приложений N 1 и N 2 к распоряжению от 29.03.2005 N 190-р - перечней имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю.
На основании ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ответчиком копии документов приобщены апелляционным судом к материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением исполняющего обязанности главы города Перми от 01.08.1997 N 1193 у акционерного общества Пермский телефонный завод "Телта" изъят земельный участок площадью 2636,246 кв.м., расположенный по ул. Орджоникидзе, 130 в Дзержинском районе г. Перми, передан в состав городских земель и предоставлен в аренду на 15 лет Пермскому областному комитету по охране природы под здание детского сада по ул. Орджоникидзе, 130 в Дзержинском районе.
05.09.1997 на основании постановления главы города Перми от 01.08.1997 N 1193 между Администрацией г. Перми (арендодатель) и Пермским областным комитетом по охране природы (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 264, в соответствии с которым арендатору во временное пользование сроком на 15 лет с 01.08.1997 по 01.08.2012 под детский сад передан земельный участок общей площадью 2636,245 кв.м., с кадастровым номером 8807, расположенный по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Орджоникидзе, 130 ж.р.Центр 2 (п. 1.1 договора).
Согласно п. 2.1. договора арендатор обязуется вносить арендную плату в размере согласно прилагаемому к договору расчету. Размер арендной платы пересматривается ежегодно арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменениями устанавливаемых централизованных ставок земельного налога или введения коэффициентов к ним.
Пунктом 2.2. договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями от указанной в п. 2.1. договора суммы до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за 4 квартал - не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно кадастровой выписке от 27.10.2010 земельный участок площадью 2636,24 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, 130, поставлен на кадастровый учет 10.09.1997 с кадастровым номером 59:01:4410011:21, имеет разрешенное использование - под здание детского садика.
По расчету истца, у ответчика образовалась задолженность по уплате арендной платы на основании договора аренды от 05.09.1997 N 264 за период с 1 квартала 2005 года по 3 квартал 2009 года в сумме 2 175 587 руб. 27 коп.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и размер которой определяются договором аренды.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием об отказе в иске.
Как следует из календарного штемпеля на почтовом конверте, истец обратился в суд 07.07.2011. С учетом этого истец пропустил трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании арендной платы, срок уплаты которой истек до 07.07.2008, то есть по требованию о взыскании арендной платы в сумме 709 285 руб. 33 коп. за период с 01.01.2005 по 1 квартал 2008 года (срок уплаты арендной платы за 1 квартал 2008 года истек 10 апреля 2010 года), а также процентов за пользование указанными денежными средствами.
Оснований для удовлетворения иска в указанной части не имеется ввиду пропуска истцом срока исковой давности.
Также иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 22.09.1998 N 1142, Постановления Правительства Российской Федерации "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации" от 25.10.1996 N 1261 и Приказа Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 26.11.1996 N 79-К Приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Пермской области от 27.10.1998 N 111 Пермский областной комитет по охране природы преобразован в Государственный комитет по охране окружающей среды Пермской области (Госкомэкология Пермской области).
Приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.08.2000 N 267, от 12.09.2000 N 332 Государственный комитет по охране окружающей среды Пермской области реорганизован в форме присоединения к Комитету природных ресурсов по Пермской области, установлено, что Комитет природных ресурсов по Пермской области является правопреемником Государственного комитета по охране окружающей среды Пермской области в соответствии с передаточным актом.
Согласно акту приема-передачи основных средств от 29.12.2000 Государственный комитет по охране окружающей среды Пермской области передал Комитету природных ресурсов Пермской области основные средства балансовой стоимостью 9 388 534 руб. 69 коп., остаточной стоимостью 4 812 133 руб. 69 коп., в том числе домовладение N 130 по ул. Орджоникидзе общей площадью 898, 2 кв.м.(п.5).
Из передаточного акта от 01.03.2001, утвержденного заместителем министра Министерства природных ресурсов Российской Федерации, следует, что Государственный комитет по охране окружающей среды Пермской области передал Комитету природных ресурсов по Пермской области имущество и обязательства по состоянию на 01.01.2001 на общую сумму 20 451 270 руб.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 N 661-к "О реорганизации Комитета природных ресурсов по Пермской области" Комитет природных ресурсов по Пермской области реорганизован в форме его преобразования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Пермской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзоре).
Приказом Росприроднадзора от 07.09.2004 N 50 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пермской области.
Согласно п. 4 указанного Положения Управление является правопреемником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Пермской области в отношении его обязательств по контролю и надзору, а также имущества в соответствии с передаточным актом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермской области от 29.03.2005 N 190-р, с учетом распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермской области от 20.05.2005 N 353-р в связи с реорганизацией Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Пермской области на основании передаточного акта и сводных актов передачи федерального имущество от 30.09.2004 за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермской области закреплено федеральное имущество на праве оперативного управления в соответствии с приложениями N 1 и N 2, в том числе производственное здание N 130 по ул. Орджоникидзе г. Перми, площадью 898,2 кв.м. (п. 3 приложения N 2).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 24.07.2009 N 1016-р прекращено право оперативного управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, в том числе на двухэтажное здание с подвалом общей площадью 905, 3 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Орджоникидзе, д.130.
Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 06.02.2012 сведений о государственной регистрации права оперативного управления ответчика на указанное здание не имеется.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Поскольку земельный участок расположен под объектом недвижимого имущества, распоряжение которым осуществляет Российская Федерация путем передачи в оперативное управление органу государственной власти федерального уровня, и иное истцом не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), спор о правах на данное здание отсутствует, постольку оснований для вывода о том, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно ч.1ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным названным Кодексом.
Учитывая изложенное, Департамент не является лицом, заинтересованным во взыскании задолженности по плате за использование спорного земельного участка, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Довод ответчика об ошибочности расчета арендной платы правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет.
Решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении иска следует отказать.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины о иску и по апелляционной жалобе соответственно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 ноября 2011 года по делу N А50-13832/2011 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок, условия и размер которой определяются договором аренды.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием об отказе в иске.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзоре).
Приказом Росприроднадзора от 07.09.2004 N 50 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пермской области.
...
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А50-13832/2011
Истец: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПК
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13987/11