г. Челябинск |
N 18АП-1059/2012 |
05 марта 2012 г. |
Дело N А76-16422/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворницыной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2011 по делу N А76-16422/2011 (судья Худякова В.В.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" - Медведева О.А. (доверенность N 50-16-30 от 02.07.2010), Зайцева С.Г. (доверенность N 50-16-526 от 22.01.2010).
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области - Соломатов А.А. (доверенность N 762 от 09.02.2012).
Открытое акционерное общество "Челябинский Металлургический комбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЧМК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 309-2011 от 17.08.2011, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - управление, административный орган, заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.12.2011 (резолютивная часть решения объявлена 21.12.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе указывает на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку общество не допускало превышение нормативов допустимого воздействия (далее - НДВ) при сбросе сточных вод в реку Миасс в первом полугодии 2011. Со ссылкой на Постановление Правительства РФ N 469 от 23.07.2007 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" ссылается на невозможность применения при рассмотрении настоящего дела положений ч.6 ст.56 и ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя апелляционной жалобы, НДВ разрабатываются не для конкретных водопользователей, а в целом для водного объекта и воздействия на него всех пользователей, расположенных в пределах речного бассейна. Также полагает, что отсутствует вина заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку общество не имеет возможности соблюдать нормативы допустимого сброса. Кроме того, считает несоответствующими действительности данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ, приведенные в постановлении по делу об административном правонарушении, поскольку не учтены данные о фоновой концентрации загрязняющих веществ в воде р. Миасс.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считая ее не подлежащей удовлетворению. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения предстателей сторон, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЧМК" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Металлургического района г. Челябинска 22.02.1993 за регистрационным N 652. На основании свидетельства серии 74 N 001967437, выданного 16.07.2002 инспекцией Федеральной налоговой службы России по Металлургическому району г. Челябинска, о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1027402812777.
Заявитель является водопользователем, поскольку в ходе своей производственной деятельности осуществляет сброс сточных вод в р. Миасс.
Решением Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области N 130 от 31.12.2008 водный объект - река Миасс, предоставлен ОАО "ЧМК" в водопользование с целью сброса сточных вод.
Разделом 2.3. указанного решения установлены условия использования обществом водного объекта, в том числе, наименование и максимальная концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, превышение которой является недопустимым.
На предприятии разработан проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в сточных водах, сбрасываемых ОАО "ЧМК" в реку Миасс со сроком действия с 24.09.2008 по 31.12.2012.
Контроль за качеством воды в 2011 году осуществлялся в соответствии с планом-графиком производственного, экологического и технологического контроля природных и сточных вод ОАО "ЧМК" на 2010-2012 годы, согласованным с отделом водных ресурсов Нижне-Обского БВУ по Челябинской области.
Такой контроль осуществлялся Центральной аналитической лабораторией ОАО "ЧМК", имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории, выданный на срок до 08.02.2012. Полученные сведения и показания приборов занесены в специальные регистрационные журналы форм 1.3 и 2.1, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В период с 20.05.2011 по 15.07.2011 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Челябинской области проведена плановая проверка соблюдения ОАО "ЧМК" требований природоохранного законодательства в сфере водопользования.
В ходе проверки установлено, что ОАО "ЧМК" допустило сброс сточных вод в р. Миасс на выпусках Першинский, Каштакский, Баландинский с содержанием загрязняющих веществ, превышающих допустимые концентрации на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты), чем были нарушены ч.4 ст. 35, п.2 ст. 39, ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 22, 34, 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
В частности при проведении проверки 25.05.2011 и 16.06.2011 отобраны пробы природной (поверхностной) воды сточных вод в реке Миасс на Першинском, Каштакском, Баландинском выпусках 500 м выше и 500 м ниже выпуска ОАО "ЧМК".
Согласно данным результатов лабораторного контроля лаборатории филиала ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Челябинской области (заключение от 16 июня 2011 о соблюдении установленных нормативов допустимых сбросов в водные объекты) обнаружено превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ОАО "ЧМК", поступающих в водные объекты, по отношению к утвержденным нормативам допустимого сброса (приложение): недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 1 (Першинский выпуск) по взвешенным веществам в 1685 раз, аммоний-иону в 18 раз, хлорид-иону в 2,4 раза, сульфат-иону в 4,7 раза, сухому остатку в 68,4 раз, железу в 4,7 раз, марганцу в 4,6 раза, фенолу в 4,5 раза, нефтепродуктам в 217 раз, БПКполн. в 13,7 раз, нитрит-иону в 2,6 раз, нитрат-иону в 2,5 раза, бенз(а)пирену в 94 раза; Недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 2 (Каштакский выпуск) по аммоний-иону в 1,5 раза, хлорид-иону в 1,1 раз, фосфат-иону (по Р) в 1,1 раз, сухому остатку в 1,4 раза, железу в 1,3 раза, никелю в 1,8 раз, хрому (шестивалентному) в 1,6 раза, фенолу в 9,2 раза, нефтепродуктам в 1,7 раз, БПКполн. в 2,2 раза, нитрат-иону в 1,1 раз; Недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 3 (Баландинский выпуск) по аммоний-иону в 19,5 раз, сульфат-иону в 1,2 раза, железу в 1,5 раза, меди в 2,3 раза, свинцу в 2,9 раз, цинку в 5,8 раз, марганцу в 1,7 раз, хрому (шестивалентному) в 3,5 раза, фенолам в 15 раз, нефтепродуктам в 17,5 раз, БПКполн. в 3,6 раз, нитрит-иону в 4,3 раза, бенз(а)пирену в 39 раз, ванадию в 5,1 раз, что является нарушением условий, прописанных в приложении к Разрешению.
Согласно заключению лаборатории филиала ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу" по Челябинской области от 07 июля 2011 г.. о соблюдении установленных нормативов допустимых сбросов в водные объекты, обнаружено превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ОАО "ЧМК", поступающих в водные объекты, по отношению к утвержденным нормативам допустимого сброса (приложение): недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 1 (Першинский выпуск) по взвешенным веществам в 15,1 раза, аммоний-иону в 4,4 раза, хлорид-иону в 3,0 раза, сульфат-иону в 3,3 раза, сухому остатку в 111 раз, фенолу в 1,7 раза, нефтепродуктам в 11,3 раза, БПКполн. в 2,5 раза, нитрит-иону в 2,5 раза, нитрат-иону в 3,2 раза, цинку в 1,6 раза, марганцу в 2,8 раза; Недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 2 (Каштакский выпуск) по хлорид-иону в 1,3 раза, сухому остатку в 1,4 раза, никелю в 3,0 раза, нефтепродуктам в 1,3 раза, БПКполн. в 1,5 раза; Недостаточно очищенные сточные воды Выпуска N 3 (Баландинский выпуск) по взвешенным веществам в 1,5 раза, аммоний-иону в 17,4 раза, цинку в 3,7 раза, марганцу в 2,1 раза, хрому (шестивалентному) в 2,1 раза, фенолу в 6,8 раз, нефтепродуктам 1,4 раза, БПКполн. в 1,8 раза, нитрит-иону в 8,8 раза, ванадию в 4,8 раза.
15.07.2011 Управлением Росприроднадзора по Челябинской области составлен акт проверки N 03/03/11-2011, а 21.07.2011 в отношении ОАО "ЧМК" в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ N 309-2011.
Постановлением N 309-2011 от 17.08.2011, вынесенным в присутствии защитника ОАО "ЧМК", общество за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 35000 рублей.
Заявитель, считая постановление административного органа не соответствующим законодательству, нарушающим его права, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу п.1 ч.2 ст.39 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно п.1 ст.39 Закона N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что одним из способов государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду является нормирование в области охраны окружающей среды, задачи которого заключаются в обеспечении условий для сохранения благоприятной окружающей среды, рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав человека и гражданина.
В силу п.1 ст.22 Закона N 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст.1 Закона N 7-ФЗ, нормативами допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов являются нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещен (ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ст.35 Водного кодекса Российской Федерации, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п.1 ст.23 Закона N 7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Административным органом установлено, что ОАО "ЧМК" допустило сброс сточных вод в р. Миасс на выпусках Першинский, Каштакский, Баландинский с содержанием загрязняющих веществ, превышающих допустимые концентрации на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты), установленные решением от 31.12.2008, что противоречит требованиям ч.4 ст.35, ч.2 ст.39, ч.6 ст.56 Водного кодекса Российской Федерации и ст.ст.22, 34, 39 Закона N 7-ФЗ.
При этом текст оспоренного постановления содержит указание на превышение концентрации отдельных видов загрязняющих веществ, соответствующее показателям, отраженным в заключениях лаборатории филиала ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Челябинской области (заключение от 16.06.2011 и от 07.07.2011).
Однако, тексты оспоренного постановления, протокола об административном правонарушении, заключений лаборатории филиала ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Челябинской области, а также протоколов результатов количественного химического анализа проб воды не содержат сведений позволяющих прийти к выводу о том, что концентрация загрязняющих веществ в водоеме определена с учетом фоновых показателей загрязнения воды.
С возражениями на протокол об административном правонарушении заявителем представлялись в административный орган расчеты фактических концентраций загрязняющих веществ с учетом фоновой концентрации. При этом, как указано в тексте возражений, заявитель руководствовался данными лабораторных анализов, проведенных лабораторией ОАО "ЧМК".
Указанные расчеты фактической концентрации не были приняты административным органом ко вниманию при вынесении оспоренного постановления (их оценка в постановлении отсутствует), тогда как она произведена с учетом имеющей место фоновой концентрации.
Анализ представленных заявителем сведений о фактической концентрации позволяет сделать вывод о существенном расхождении приведенных в расчете заявителя параметров и параметров, указанных в оспоренном постановлении (по данным заявителя, фактическое превышение НДС по отдельным загрязняющим веществам значительно ниже концентрации, указанной административным органом, а по отдельным указанным этим органом видам загрязняющих веществ такое превышение вообще отсутствует). Изложенные в апелляционной жалобе доводы в этой части судом апелляционной инстанции принимаются.
При условии неопровержения административным органом сведений, отраженных в расчетах заявителя и подтвержденных копиями регистрационных журналов общества, оснований для непринятия этих сведений у суда отсутствуют.
Однако, даже с учетом приведенных заявителем показателей фоновой концентрации, неучтенных административным органом, расчеты заявителя подтверждают фактическое превышение в мае и июне 2011 года содержания отдельных видов загрязняющих веществ, указанных в заключениях лаборатории филиала ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу", по сравнению с параметрами их допустимой концентрации.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях заявителя признаков объективной стороны вмененного ему правонарушения.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая виновность заявителя в совершении правонарушения, суд первой инстанции отклонил довод ОАО "ЧМК" о том, что предприятие не имеет возможности соблюдать нормативы допустимых сбросов, в связи с чем, им разработан план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса, согласованный Уральским управлением Ростехнадзора по Челябинской области, которым предусмотрено достижение значений нормативов допустимого сброса к 2015 году.
Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с ч.3 ст.23 Закона N 7-ФЗ, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов являются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, является вынужденной мерой, вызванной крайней необходимостью и применяемой в исключительных случаях с учетом тщательного анализа финансово-технических возможностей субъекта хозяйственной деятельности, а также социальных потребностей результатов этой деятельности.
При наличии установленных лимитов на выбросы и сбросы предприятие может превышать нормативы допустимых выбросов и сбросов в пределах установленных лимитов. Такие лимиты для ОАО "ЧМК" не установлены.
Вместе с тем, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2011 по делу N А76-14141/2010, принятым по спору между ОАО "ЧМК" и Управлением Росприроднадзора по Челябинской области, установлено, что ОАО "ЧМК" разработан план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса, согласно которому, окончательный срок выполнения природоохранных мероприятий заканчивается по истечении 2015г. В соответствии с правом, предоставленным ему ч.3 ст.23 Закона N 7-ФЗ, ОАО "ЧМК" обращалось в государственные органы с просьбой об установлении ему лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в чем ему было отказано. Причиной отказа явилось то, что на момент обращения не был установлен порядок выдачи лимитов. При этом на заявителя возложена обязанность исполнения в полном объеме и в установленные сроки плана водохозяйственных и водоохранных мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса и требований согласующих органов. Таким образом, уполномоченному органу было достоверно известно, что ОАО "ЧМК" объективно не имело возможности по соблюдению установленных нормативов, однако, им реализуются природоохранные мероприятия, направленные на достижение им к установленному сроку нормативов допустимых сбросов. А лимиты на указанный период обществу не были установлены в связи с несогласованностью в действиях государственных органов.
Этот судебный акт вступил в законную силу, и указанные в нем обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела (ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, следует признать установленными факт наличия у заявителя объективных препятствий для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности оспоренным постановлением, а также совершение заявителем всех возможных действий для недопущения таких правил и норм, что исключает виновность общества в совершении вмененного ему правонарушения.
С учетом этого обстоятельства суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "ЧМК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда Челябинской области подлежит отмене в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя об отмене оспоренного постановления - удовлетворению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2011 по делу N А76-16422/2011 отменить.
Требования открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 17.08.2011 N 309-2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области о привлечении открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" по ч.4 ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При наличии установленных лимитов на выбросы и сбросы предприятие может превышать нормативы допустимых выбросов и сбросов в пределах установленных лимитов. Такие лимиты для ОАО "ЧМК" не установлены.
Вместе с тем, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2011 по делу N А76-14141/2010, принятым по спору между ОАО "ЧМК" и Управлением Росприроднадзора по Челябинской области, установлено, что ОАО "ЧМК" разработан план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса, согласно которому, окончательный срок выполнения природоохранных мероприятий заканчивается по истечении 2015г. В соответствии с правом, предоставленным ему ч.3 ст.23 Закона N 7-ФЗ, ОАО "ЧМК" обращалось в государственные органы с просьбой об установлении ему лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в чем ему было отказано. Причиной отказа явилось то, что на момент обращения не был установлен порядок выдачи лимитов. При этом на заявителя возложена обязанность исполнения в полном объеме и в установленные сроки плана водохозяйственных и водоохранных мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса и требований согласующих органов. Таким образом, уполномоченному органу было достоверно известно, что ОАО "ЧМК" объективно не имело возможности по соблюдению установленных нормативов, однако, им реализуются природоохранные мероприятия, направленные на достижение им к установленному сроку нормативов допустимых сбросов. А лимиты на указанный период обществу не были установлены в связи с несогласованностью в действиях государственных органов.
Этот судебный акт вступил в законную силу, и указанные в нем обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела (ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, следует признать установленными факт наличия у заявителя объективных препятствий для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности оспоренным постановлением, а также совершение заявителем всех возможных действий для недопущения таких правил и норм, что исключает виновность общества в совершении вмененного ему правонарушения.
С учетом этого обстоятельства суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "ЧМК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда Челябинской области подлежит отмене в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя об отмене оспоренного постановления - удовлетворению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А76-16422/2011
Истец: ОАО ЧМК
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области