город Омск |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А75-7866/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулагиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10431/2011) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2011 по делу N А75-7866/2011 (судья Членова Л.А.), принятое по заявлению Автономной некоммерческой организации "Ханты-Мансийское агентство по специализированному гидрометобеспечению" (ОГРН 1058600012790, ИНН 8601025678) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Газпром авиа" (ОГРН 1025007509768, ИНН 7736046504), о признании недействительным решения и предписания от 16.09.2011 по делу N 06-02-219/2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Автономной некоммерческой организации "Ханты-Мансийское агентство по специализированному гидрометобеспечению" - Вахрушев П.И. по доверенности N 3 от 01.02.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от общества с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Газпром авиа" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
автономная некоммерческая организация "Ханты-Мансийское агентство по специализированному гидрометобеспечению" (далее - АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство", заявитель, организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 16.09.2011 по делу N 06-02-219/2011.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2011 по делу N А75-7866/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
18.09.2008 между АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" и обществом с ограниченной ответственностью Авиапредприятие "Газпром авиа" (далее - ООО Авиапредприятие "Газпром авиа", третье лицо) заключен договор на предоставление услуг по обеспечению специализированной авиаметеорологической информацией и информационной продукции (л.д. 62-65).
В соответствии с данным договором АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" предоставляет третьему лицу через авиаметеорологические станции, центры, оперативные группы услуги по обеспечению специализированной авиаметеорологической информацией и информационной продукцией полетов воздушных судов, а ООО "Авиапредприятие "Газпром авиа" обязуется эти услуги оплачивать.
15.06.2011 ООО "Ханты-Мансийское метеоагентство" издало приказ N 122 о приостановке предоставления услуг по специализированному авиаметеорологическому полетов воздушных судов ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" и его филиалов за просрочку платежей.
ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" обратилось в Ханты-Мансийское УФАС с жалобой на действия организации, выразившиеся в издании приказа N 122 от 15.06.2011 "О приостановке предоставления услуг по специализированному авиаметеорологическому обеспечению полетов". По мнению подателя жалобы, указанные действия являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (л.д. 44-47).
По результатам рассмотрения заявления антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела N 06-02-219/2011 и создании Комиссии (л.д. 84-85).
16.09.2011 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение о признании действий АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство", выразившихся в издании указанного приказа, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", как необоснованно препятствующих осуществлению хозяйствующим субъектом деятельности (л.д.12-18). Кроме того, антимонопольным органом выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены приказа N 122 "О приостановке представления услуг по специализированному авиаметеорологическому обеспечению полетов" (л.д.19-20).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" обратилась с в арбитражный суд заявлением о признании ненормативных актов антимонопольного органа недействительными, в котором указала на отсутствие в его действиях нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела и доводы сторон, согласился с позицией заявителя и указал, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры не выполняет функции федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а, следовательно, не могла нарушить требования пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
По таким основаниям спорные решение и предписание антимонопольного органа были признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Ханты-Мансийское УФАС России просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Антимонопольный орган настаивает на том, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство по специализированному гидрометеообеспечению" допустила нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" путем издания приказа N 122 "О приостановлении предоставления услуг по специализированному авиаметеорологическому обеспечению полетов" от 15.06.2011, в соответствии с которым приостановила оказание услуг ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" по авиаметеорологическому обеспечению полетов. Выводы Ханты-Мансийского УФАС России основаны на том, что организация выполняет на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры функции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, являющегося федеральным органом исполнительной власти
Организация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения. Считает доводы антимонопольного органа необоснованными, а вынесенные им решение и предписание - незаконными.
Третье лицо ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" в представленном письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа, указав на то, что спорные ненормативные правовые акты не противоречат действующему законодательству.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя АНО "Ханты-Мансийское метеоагенство", поддержавшего доводы об отсутствии оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Ханты-Мансийское УФАС России и ООО Авиапредприятие "Газпром авиа", должным образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как уже было указано, антимонопольный орган, принимая оспариваемые решение и предписания, исходил из того, что организацией был нарушен пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно части 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Следовательно, субъектом данного правонарушения являются органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов, органы местного самоуправления, а также иные органы и организации, при условии, что они наделены в установленными порядке и осуществляют функции указанных органов, т.е. государственные функции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации антимонопольный орган обязан доказать нарушение организацией указанной нормы, в том числе представить доказательства того, что заявитель наделен полномочиями и осуществляет функции государственной органов.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган соответствующих доказательств не представил.
Напротив, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1751-р "Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росгидромета" такой организацией на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является государственное учреждение "Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (г. Ханты-Мансийск). Именно указанная организация наделена функциями по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения (л.д. 129-130).
АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" в качестве организации, уполномоченной на осуществление функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, в указанном документе не обозначена.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 4 Указа N 314 федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа N 314 под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. От 18.07.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" является не имеющей членства автономной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области организации и осуществления специализированного гидрометеорологического обеспечения. Учредителем АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" является АНО "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению".
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. При этом автономные некоммерческие организации не наделены полномочиями по осуществлению государственных функций, в отличие от бюджетных учреждений, которые в силу статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 3.1 Устава АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" основной деятельностью организации является предоставление услуг в области организации и осуществления специализированного гидрометеорологического обеспечения в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно пункту 4.1.21 Устава организация осуществляет авиаметеорологическое обеспечение воздушных судов, авиакомпаний, организаций управления воздушным движением, аэропортов и других потребителей в соответствии с единой схемой движения внутри окружных авиаперевозок между аэропортами с центром в Ханты-Мансийске, а также по воздушным сообщениям между окружным центром Ханты-Мансийск с другими городами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с городами России, ближнего и дальнего зарубежья, а также на воздушных трассах. Согласно пункту 6.9. Устава организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (л.д. 22-31).
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что заявитель является автономной некоммерческой организацией и не является органом исполнительной власти либо некоммерческим бюджетным учреждением, которое наделено государственными полномочиями. Свою деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях организация осуществляет в соответствии с Уставом и на основании соответствующей лицензии, выданной Федеральной службой (л.д. 131-132). Доказательства того, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" в установленном порядке переданы государственные функции, либо заявитель в установленном порядке осуществляет государственные полномочия по оказанию государственных услуг, Ханты-Мансийское УФАС России не представило и из материалов дела указанные обстоятельства не следуют.
По таким основаниям, доводы антимонопольного органа о нарушении АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Поскольку заявитель не относится ни к органам государственной власти, ни к организациям, исполняющим функции органов исполнительной власти, то соответственно, на него не распространяются ограничения, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.
По изложенным основаниям решение и предписание антимонопольного органа правомерно и обоснованно были признаны незаконными судом первой инстанции.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что фактически имеет место спор двух хозяйствующих субъектов, возникший из заключенного 18.09.2008 между АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" и обществом с ограниченной ответственностью Авиапредприятие "Газпром авиа" договора на предоставление услуг по обеспечению специализированной авиаметеорологической информацией и информационной продукции, в связи с неисполнением последним условий договора по оплате услуг (л.д. 62-65).
Учитывая, что спор касается взаимоотношений хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, антимонопольный орган вправе осуществлять контроль за их деятельностью только при выявлении признаков монополистической деятельности и (или) недобросовестной конкуренции. Однако доказательств того, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" занимает доминирующее положение на рынке определенных услуг антимонопольным органом не представлено, рынок при проведении расследования дела о нарушении Федерального закона "О защите конкуренции", не исследовался, наличие иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, не выявлялось.
При этом, судом установлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры аналогичные услуги оказывают ГУ "Ханты-Мансийский окружной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Филиал "Аэронавигация Севера Сибири" ФГУ "Авиаметтелеком" (л.д. 57). Однако данному обстоятельству должной оценки при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Ханты-Мансийским УФАС России не дано.
Удовлетворив заявленные АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба антимонопльного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Ханты-Мансийское УФАС России освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2011 по делу N А75-7866/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. От 18.07.2011) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
...
По таким основаниям, доводы антимонопольного органа о нарушении АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Поскольку заявитель не относится ни к органам государственной власти, ни к организациям, исполняющим функции органов исполнительной власти, то соответственно, на него не распространяются ограничения, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.
...
Учитывая, что спор касается взаимоотношений хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, антимонопольный орган вправе осуществлять контроль за их деятельностью только при выявлении признаков монополистической деятельности и (или) недобросовестной конкуренции. Однако доказательств того, что АНО "Ханты-Мансийское метеоагентство" занимает доминирующее положение на рынке определенных услуг антимонопольным органом не представлено, рынок при проведении расследования дела о нарушении Федерального закона "О защите конкуренции", не исследовался, наличие иных организаций, оказывающих аналогичные услуги, не выявлялось."
Номер дела в первой инстанции: А75-7866/2011
Истец: АНО "Ханты-Мансийское метеоагенство", Некоммерческая организация "Ханты-Мансийское метеоагентство"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югра
Третье лицо: ООО "Авиапредприятие "Газпром авиа"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10431/11