г. Хабаровск |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А04-7170/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)": представитель не явился;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" на решение от 22.12.2011 по делу N А04-7170/2011 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (ОГРН 1037789066028, ИНН 7723502051)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ и замены ненадлежащего ответчика согласно статьи 47 АПК РФ, о признании незаконным пункта 1 раздела II "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - ТУФСФБН в Амурской области, Управление) от 29.07.2011 N 23-01-17/1583 (далее - предписания от 29.07.2011 N23-01-17/1583);
о признании частично незаконным пункта 2 раздела II "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" предписания руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 29 июля 2011 года N 23-01-17/1583 в части: "неположенные компенсационные выплаты за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам в/ч 42228, должности которых в коллективном договоре не отнесены к указанной категории: водителю крана Жезлову И.С - 4 548,1 рублей; заведующей столовой Казак Т.В. - 8 410,6 рублей - статья 219 ТК РФ, пункты 50,65 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" -принять меры к зачету излишне перечисленных 3 395,17 рублей страховых взносов и восстановлению в установленном законе порядке денежных средств в сумме 12 958,7 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета по реквизитам....";
о признании частично незаконным пункта 3 раздела II "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" в части со слов "с последующим перечислением в доход федерального бюджета по реквизитам..." предписания от 29.07.2011 N 23-01-17/1583;
о признании частично незаконным пункта 4 раздела II "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" в части со слов "с последующим перечислением в доход федерального бюджета по реквизитам..." предписания от 29.07.2011 N 23-01-17/1583;
о признании частично незаконным пункта 5 раздела II "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" в части со слов "с последующим перечислением в доход федерального бюджета по реквизитам..." предписания от 29.07.2011 N 23-01-17/1583.
Судом первой инстанции по ходатайству заявителя принято изменение наименования заявителя - Федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" на Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (далее - Учреждение).
Решением суда от 06.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Управление в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое было удовлетворено судом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с 04.07.2011 по 15.07.2011 на основании приказа от 28.06.2011 N 387 ТУФСБН в Амурской области проведена проверка полноты и своевременности расчетов по заработной плате с гражданским персоналом Войсковой части 42228 в ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (Федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)").
Нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере в Учреждении установлены актом проверки от 15.07.2011 и зафиксированы в предписании от 29.07.2011 N 23-01-17/1583 ТУФСБН в Амурской области.
Выявленные нарушения выразились в незаконном использовании средств федерального бюджета при осуществлении:
неположенной компенсационной выплаты лаборантам по испытанию ракет Войсковой части 42228 с 20.04.2011 по 31.05.2011 в размере 40 процентов должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов: Головковой И.О. - 3 473,23 руб., Савченко Е.Г. - 7 219,20 руб., Лепкаловой М.В. - 8 874,67 руб., Солдатовой О.В. - 6 577,49 руб., на общую сумму 26 144,59 руб. Излишнем начислении и перечислении страховых взносов на сумму 6 849,88 руб." (пункт 1 раздела 2 предписания);
неположенной компенсационной выплаты за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам Войсковой части 42228, должности которых в Коллективном договоре не отнесены к указанной категории: водителю крана Железнову И.С. - 4 548,10 руб., заведующей столовой Казак Т.В. - 8 410,60 руб., бухгалтеру Рамазановой Е.А. - 4 171,44 руб., бухгалтеру Биченковой Р.Ю. - 673,42 руб., всего на сумму 17 803,56 руб. Излишнем начислении и перечислении страховых взносов на сумму 4 664,53 руб." (пункт 2 раздела 2 предписания).
Пунктами 3, 4, 5 раздела 2 предписания Учреждению предложено принять меры к перечислению в доход федерального бюджета восстановленных в установленном законом порядке сумм денежных средств, в виде неположенных выплат и переплат.
Частично не согласившись с данным предписанием, ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" оспорило его в арбитражном суде.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 стать 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через территориальные органы по выполнению функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций и др.
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право проверять организации, получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Согласно договору на обслуживание от 31.12.2010 N 47, заключенному Учреждением (по договору - исполнитель) с войсковой частью 42228 (по договору - заказчик), ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление Исполнителем операций с денежными средствами, в также ведение учета и составление отчетности в интересах Заказчика по планированию и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления денежного довольствия, заработная плата и другие установленные законодательством виды выплат личному составу.
Исполнитель несет ответственность за соответствие предоставляемых услуг требованиям законодательства РФ и нормативным правовым актам по учету и составлению отчетности по операциям, осуществляемым в интересах заказчика
Пунктом 122 Административного регламента, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н, установлено, что предписание по устранению выявленных нарушений выносится непосредственно проверенной организации, и только в случае, когда меры по устранению указанных в акте ревизии (проверки) нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть приняты вышестоящей по отношению к проверенной организации организацией, руководитель Росфиннадзора (территориального органа) направляет предписание в вышестоящую организацию.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, в пределах своей компетенции и в отношении надлежащего лица.
Компенсационные выплаты гражданскому персоналу, непосредственно занятому с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, с указанием конкретного размера надбавки по соответствующим профессиям рабочих и должностям специалистов, установлены пунктом 52 приложения N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (далее - Приказ N 555).
В названном выше перечне отсутствует должность (профессия) лаборанта по испытанию ракет. Вместе с этим, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, Управлением сделан правомерный вывод о том, что компенсационная выплата к должностному окладу в размере 40 процентов должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов по приказу командира войсковой части 42228 от 20.04.2011 N 70 произведена в нарушение предписаний Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555.
Доводы учреждения о том, что доплата в размере 12 % от должностного оклада водителю крана Жезлову И.С. и заведующей столовой Казак Т.В., являющаяся повышенной оплатой труда, а не компенсацией, установлена локальным нормативным актом - приказом командира в/ч 42228 от 02.06.2011 N 249 "Об установлении лицам гражданского персонала в/ч 42228, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, установлены пунктом 52 приложения N 2 к Приказу N 555. Согласно пункту 65 данного приказа вышеуказанные и иные выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договора, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
В статье 219 ТК РФ указанно, что повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Исходя из изложенных выше предписаний, а также статей 129, 147 ТК РФ спорные выплаты, произведенные Жезлову И.С. и заведующей столовой Казак Т.В., являются компенсационными и должны быть непосредственно связаны с выполнением работником своих обязанностей.
Вместе с этим в Перечень рабочих мест и конкретных работ с тяжелыми и опасными условиями труда, на которых рабочим и служащим устанавливаются доплаты за условия труда в размере 12 процентов от должностного оклада (приложение N 6 к Коллективному договору войсковой части 42228) должности водителя крана и заведующей столовой не включены.
Согласно пункту 50 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008 N 555, гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение N 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: за работу во вредных и опасных условиях - до 12 процентов, на работах в особо вредных и особо опасных условиях - до 24 процентов.
Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации (далее - Перечень работ) указан в приложении N 3 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 N555.
В раздел I перечня включены работы с тяжелыми и вредными условиями труда. В группе работ по обслуживанию, ремонту и хранению вооружения, военной техники и военного имущества перечислены следующие работы: обслуживание, ремонт и хранение авиационной техники; дробление, загрузка и распыление высокоопасных химреагентов на аэродромные покрытия, очистка и мойка емкостей из-под них; заправка самолетов и вертолетов горючими и смазочными материалами; зарядка систем и съемного оборудования самолетов и вертолетов газами и огнетушащими жидкостями и др.
В группе работ предприятия общественного питания перечислены следующие работы: выбивка и очистка мягкой тары, бывшей в употреблении; жиловка мяса и субпродуктов, распиловка мясопродуктов; мойка посуды, тары, технологического оборудования вручную с применением кислот, щелочей и других вредных химических веществ 2-4 классов опасности; обвалка мяса и птицы, разделка-резка рыбы, мяса и мясопродуктов; работа у горячих плит, электрожарочных шкафов, кондитерских и паромасляных печей и других аппаратов для жаренья и выпечки; уборка производственных помещений по обработке мясопродуктов, рыбы, овощей, горячих цехов, холодильных камер, туалетов и др.
Согласно функциональным обязанностям водителя и заведующей столовой, утвержденным командиром войсковой части 42228 14.08.2010 и 04.08.2010 соответственно и представленными проверяющему органу в ходе проверки, в обязанности водителя и заведующей столовой не входят работы, указанные в вышеназванном Перечне работ.
В силу части 2 статьи 9, частей 2, 3 статьи 41 АПК РФ лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что факт незаконных выплат за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда водителю крана Жезлову И.С. - 4 548,10 рублей и заведующей столовой Казак Т.В. - 8 410,60 рублей, излишнего перечисления 3 395,17 рублей страховых взносов выявлен ТУФСБН правомерно, на основании представленных заявителем документов и в пределах установленных полномочий.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы Учреждения о том, что суммы денежных средств излишне выплаченных работникам, по сути, являются дебиторской задолженностью последних, которая, в свою очередь должна быть восстановлена на лицевом счете получателя бюджетных средств, ввиду следующего.
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" восстановленные денежные средства подлежат перечислению в Федеральный бюджет в размере 100 процентов в виде иных сумм, поступивших в возмещение ущерба.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" под реальным ущербом понимается также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности (пункт 3 статьи 6 Закона N 161-ФЗ).
Применительно к изложенным выше предписаниям и обстоятельствам дела, произведенные заявителем выплаты правомерно квалифицированы проверяющим органом, как ущерб, подлежащий перечислению в доход федерального бюджета в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе проверки ТУФСБН в Амурской области правомерно установило нарушения законодательства, допущенные Учреждением. Доказательств того, что оспариваемое предписание не соответствуют закону в нарушение предписаний статей 65, 198, 200 АПК РФ заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Учитывая положения норм материального и процессуального права, а также, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22.12.2011 по делу N А04-7170/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 219 ТК РФ указанно, что повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Исходя из изложенных выше предписаний, а также статей 129, 147 ТК РФ спорные выплаты, произведенные Жезлову И.С. и заведующей столовой Казак Т.В., являются компенсационными и должны быть непосредственно связаны с выполнением работником своих обязанностей.
...
В силу части 2 статьи 9, частей 2, 3 статьи 41 АПК РФ лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
...
В соответствии с приложением N 1 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" восстановленные денежные средства подлежат перечислению в Федеральный бюджет в размере 100 процентов в виде иных сумм, поступивших в возмещение ущерба.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" под реальным ущербом понимается также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности (пункт 3 статьи 6 Закона N 161-ФЗ)."
Номер дела в первой инстанции: А04-7170/2011
Истец: ФБУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области