г. Саратов |
|
5 марта 2012 г. |
Дело N А12-13445/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Афониной Е.О.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компаньон" (Волгоградская область, г. Волжский)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" сентября 2011 года по делу N А12-13445/2011 (судья Килякова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компаньон" (Волгоградская область, г. Волжский)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области (Волгоградская область, г.Волжский)
о признании незаконным и отмене постановления N 010518 от 27.07.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компаньон" (далее - ООО "Компаньон", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в судебном заседании, об отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Волжскому Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении от 27.07.2011 N 010518 и освобождении от административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2011 в удовлетворении заявления ООО "Компаньон" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым полностью удовлетворить требования заявителя.
Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу ООО "Компаньон" в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ООО "Компаньон" и Инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основании поручения N 188 от 19.07.2011 инспекцией проведена проверка деятельности ООО "Компаньон", которой установлено нарушение обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании денежной наличности в сумме 24 210 рублей, полученной с применением ККМ 04.07.2011, а также порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в отсутствии специально оборудования помещения кассы, что зафиксировано в акте проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью N 000077 от 21.07.2011, протоколе осмотра принадлежащих заявителю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.07.2011 и в протоколе об административном правонарушении N 010518 от 21.07.2011.
По результатам проверки постановлением от 27.07.2011 N 010518 ООО "Компаньон" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьёй 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившееся в несоблюдении требований п.п. 3, 22, 23, 24, 25, 29 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России N 40 от 22.09.1993.
Не согласившись с постановлением административного органа ООО "Компаньон" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению виду того, что Инспекцией правильно установлено наличие в действиях ООО "Компаньон" объективных признаков вменяемого состава административного правонарушения и им дана надлежащая правовая квалификация.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходования (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 13, 22 - 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств и наличие кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег), то есть административное правонарушение, предусмотренное в статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается совершенным при несоблюдении этих требований.
Событие вменяемого ООО "Компаньон" правонарушения, выразившееся в осуществлении заявителем в нарушении вышеуказанных требований приема, выдачи и хранения принадлежащих ему свободных денежных средств в помещении, не отвечающем требованиям, предъявляемым к помещению кассы предприятия, неоприходовании в кассу денежной наличности в сумме 24 210 рублей, подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом осмотра от 19.07.2011,
- протоколом об административных правонарушениях N010518 от 21.07.2011,
- актом проверки полноты учета выручки N000077 от 21.07.2011,
- копиями журнала кассира - операциониста.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что у общества имелась возможность не допустить совершение вменяемого правонарушения, однако доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью обществом в материалы дела не представлены.
В проверяемом периоде с 01.05.2011 по 18.07.2011 ООО "Компаньон" имело свободные денежные средства и совершало с ними операции (принимало, выдавало), что подтверждается кассовой книгой предприятия (графа N 4 "Приход", графа N 5 "Расход"), приходными и расходными кассовыми ордерами.
Административным органом установлено, что ООО "Компаньон" в проверяемом периоде производило с наличными денежными средствами следующие операции:
1. Принимало арендные платежи, в том числе: в июне 2011 на сумму 129910,00 руб., в том числе: по приходному кассовому ордеру N 61 от02.06.2011 на сумму 9000,00 руб., N 63 от 07.06.2011 на сумму 3040,00 руб., N 64 от 07.06.2011 на сумму 11000,00 руб., N 65 от 07.06.2011 на сумму 10010,00 руб., N 66 от 08.06.2011 на сумму 11000,00 руб., N 68 от 15.06.2011 на сумму 24210,00 руб., N 69 от 20.06.2011 на сумму 9940,00 руб., N 70 от 21.06.2011 на сумму 8000,00 руб., N 71 от 30.06.2011 на сумму 10000,00 руб., N 72 от 30.06.2011 на сумму 10010,00 руб., N 73 от 30.06.2011 на сумму 23700,00 руб.; в июле 2011 на сумму 27500,00 руб., в том числе: по приходному кассовому ордеру N 74 от 01.07.2011 на сумму 9000,00 руб., N 75 от 01.07.2011 на сумму 18500,00 руб.
2. Выдавало подотчет наличные денежные средства, в том числе: в июне 2011 на сумму 114779,36 руб., в том числе: по расходному кассовому ордеру N 46 от 02.06.2011 на сумму 9000,00 руб., N 50 от 07.06.2011 на сумму 10919,36 руб., N 51 от 08.06.2011 на 11000,00 руб., N 53 от 15.06.2011 на сумму 24210,00 руб., N 54 от 20.06.2011 на сумму 00 руб., N 55 от 21.06.2011 на сумму 8000,00 руб. N 56 от 30.06.2011 на сумму 41710,00 руб.; в июле 2011 на сумму 58500,00 руб., в том числе: по расходному кассовому ордеру N 58 от 01.07.2011 на сумму 27500,00 руб.; N 59 от 06.07.2011 на сумму 3100,00 руб.
3. Выдавало заработную плату, в том числе: в июне 2011 на сумму 15130,64 руб., в том числе: по расходному кассовому ордеру N 48 от 07.06.201 1 на сумму 9713,64 руб., N 49 от 07.06.2011 на сумму 3417,00 руб., N 57 от 30.06.2011 на сумму 2000,00 руб.
Проверкой установлены расхождения данных бухгалтерского учета выручки (данных Д-т 50) по сравнению с выручкой ФО:
- превышение выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, по сравнению с данными Д-т 50 в сумме 24210,00 рублей.
В кассовой книге, приходных кассовых ордерах, не отражены денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники за проверяемый период в сумме - 24210,00 рублей, в том числе за 04.07.2011 в сумме 24210,00 рублей.
В ходе проверки установлены нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники за проверяемый период в сумме 24210,00 рублей, в том числе 04.07.2011 в сумме 24210.00 руб.
Кассовая книга и приходный кассовый ордер за 04.07.2011 не оформлены и на проверку не представлены.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается функция по определению порядка ведения кассовых операций.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В силу пункта 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу (пункты 19, 22, 24 Порядка). О показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену) согласно постановлению Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 кассир-операционист ежедневно составляет отчет по форме N КМ-6, который вместе с выручкой сдается по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю предприятия. Согласно пункту 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста".
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия. Таким образом, вышеназванные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.1 КоАП РФ.
Объективную сторону правонарушения по статье 15.1 КоАП РФ образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Несоответствие показаний контрольно-кассовой техники и кассовой книги организации является одним из доказательств такого неоприходования (неполного оприходования). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нём сроку не является длящимся административным правонарушением. Моментом начала и окончания совершения административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства о порядке работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Санкция статьи 15.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Назначение наказания ниже низшего предела административным законодательством не предусмотрено. Размер штрафа определен в рамках минимально допустимой санкции по статье 15.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, которые бы позволили применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, судебными инстанциями не установлены. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что правонарушение допущено заявителем в результате безразличного или пренебрежительного отношения к формальным требованиям публичного права, либо в результате не проявления должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований закона.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о совершении заявителем вменённого правонарушения в указанной части. Вывод подтверждён собранными по делу доказательствами.
Также административным органом было установлено нарушение порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в отсутствии специально оборудованного помещения кассы, что зафиксировано в акте проверки.
При проведении проверки установлено, что по месту нахождения общества: г.Волжский, пр.Ленина, 109 отсутствует изолированное и оборудованное помещение кассы для осуществления хранения, приема и выдачи наличных денежных средств.
Факт вышеуказанных нарушений удостоверяется актом проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью N 000077 от 21.07.2011, протоколом опроса директора от 19.07.2011, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.07.2011, кассовой книгой (вкладными листами кассовой книги), приходными и расходными кассовыми ордерами.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу как изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денежной наличности в помещении кассы (пункт 29 названного Порядка).
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (далее - Единые требования) установлены в Приложении N 3 Порядка ведения кассовых операций.
Пунктом 29 Порядка установлено, что в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при достав ке и х из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку.
Согласно пункту 3 названного Приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; помещение должно иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторон у внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В соответствии с пунктом 5 Порядка предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий.
В силу пунктов 6 и 7 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимите остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов.
Согласно пункту 2.7 утвержденного Центральным банком Российской Федерации Положения от 05.01.1998 N14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Факт нарушения обществом Порядка ведения кассовых операций и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации установлен оспариваемым постановлением и подтверждается материалами дела: актом проверки от 15.08.2011 N 000090, протоколом осмотра помещений общества от 09.08.2011, протоколом опроса генерального директора Круминой Е.М. от 15.08.2011, протоколом опроса бухгалтера общества Поляковой Г.В. от 09.08.2011, протоколом об административных правонарушениях N010534 от 15.08.2011, кассовой книгой (вкладными листами кассовой книги), приходными/расходными кассовыми ордерами.
Как следует из протокола опроса директора общества Круминой Е.М. - изолированного помещения кассы в обществе нет, в связи с тем, что площадь арендуемого помещения не позволяет оборудовать отдельную кассовую комнату. Общество расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе и согласование расходования поступающей в кассу общества денежной выручки на 2011 год в обслуживающее его учреждение банка не сдавало.
При таких обстоятельствах, суд перовой инстанции пришёл к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Однако, давая оценку, представленному административному материалу и оспариваемому постановлению судом первой инстанции не принято во внимание положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, в которой возведены на конституционный уровень нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Из содержания упомянутой статьи Конституции прямо вытекает, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое в момент его совершения признавалось административным правонарушением.
Действующим является закон, вступивший в установленном порядке в силу, если не истек специально указанный срок его действия, либо он не отменен другим актом. В соответствии с требованиями статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.
12.10.2011 Центральным Банком России Принято Положение N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории российской Федерации", которое определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения и распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее - юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).
Настоящее указание вступило в силу с 01.01.2012.
В соответствии с пунктом 1.11 названного Положения мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Из анализа названной правовой нормы следует вывод, что с 01.01.2012 организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определять порядок хранения наличных денежных средств.
В связи с этим с 01.01.2012 публичная обязанность, нарушение которой вменено Обществу оспариваемым постановлением административного органа, отменена, таким образом с этой даты устранена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно, отсутствии надлежащим образом оборудованной кассовой комнаты.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положение "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории российской Федерации" улучшает положение юридического лица, совершившего административное правонарушение, отменяя публичную обязанность, нарушение которой вменено в вину Обществу.
Суд первой инстанции согласился с выводом административного органа в части допущенных заявителем нарушения, выразившихся в отсутствии кассовой комнаты на предприятии, что, однако, не привело к принятию неправильного решения, поскольку заявителем нарушены и другие требования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителя налоговым органом соблюдён.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом изучения судом первой инстанции и им дана правильная юридическая оценка в связи с чем, они не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от "12" сентября 2011 года по делу N А12-13445/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из абзаца 1 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
...
Суд первой инстанции согласился с выводом административного органа в части допущенных заявителем нарушения, выразившихся в отсутствии кассовой комнаты на предприятии, что, однако, не привело к принятию неправильного решения, поскольку заявителем нарушены и другие требования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.1 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А12-13445/2011
Истец: ООО "Компаньон"
Ответчик: ИФНС России по г. Волжскому