г. Чита |
|
7 марта 2012 г. |
Дело N А78-7202/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Н. М. Паньковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Читинской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7202/2011, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "РосИмпортКитай" (ИНН 5405380670, ОГРН 1085405022361, место нахождения: 630000, г. Новосибирск, ул. Зыряновская, 55,1,) к Читинской таможне (ИНН 7505000421, ОГРН 1027501148553, место нахождения: 672007, г. Чита, ул. Чкалова, 129) о признании недействительными решений таможни о дополнительных проверках и требований о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей, признании незаконным отказа в принятии заявленной таможенной стоимости, выраженной в решении от 02.09.2011,. и признании недействительным решения о корректировке,
(суд первой инстанции: судья Анисимов М. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бураков К. Б. - представитель по доверенности N 4 от 10.08.2011;
от заинтересованного лица: Швецова А. В. - представитель по доверенности от 10.01.2012, Кайгородова И. В.- представитель по доверенности от 10.01.2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "РосИмпортКитай" (далее - Общество, ООО "ГК "РосИмпортКитай") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании недействительными решений таможни о дополнительных проверках от 14.07.2011, от 15.07.2011, от 30.07.2011, требований о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей от 14.07.2011, от 30.07.2011, от 31.07.2011, о признании незаконным отказа в принятии заявленной таможенной стоимости, выраженной в решении от 02.09.2011 и признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным требование таможни о размере требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей от 30 июля 2011 года в сумме 1 926 871,05 руб. и решение о корректировке таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами, выраженной в ДТС-2 N 10617013/300711/0000233, а также признан незаконным отказ таможни в принятии заявленной таможенной стоимости по цене сделки по ГТД N 10607013/300711/0000233, выраженной в решении о корректировке таможенной стоимости товаров от 02.09.2011, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказы таможенного органа в принятии таможенной стоимости товара по методу по цене сделки с ввозимыми товарами являются неправомерными и необоснованными, поскольку Обществом при таможенном оформлении представлены все необходимые документы в подтверждение заявленной цены сделки, при этом таможней не доказано, что представленные декларантом сведения являются недостаточными или недостоверными. Кроме того, суд первой инстанции, исходя из несопоставимости сравниваемых товаров по техническим характеристикам и функциональным особенностям посчитал необоснованным применение метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований ООО "ГК "РосИмпортКитай", таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Общество (декларант) не подтвердило обоснованность применения первого метода определения таможенной стоимости.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 28.02.2012 объявлялся перерыв до 9 час. 05.03.2012, о чем сделано публичное заявление путем размещения на сайте Четвёртого арбитражного апелляционного суда.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможенного органа и ООО "ГК "РосИмпортКитай", изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, между ООО ГК "РосИмпортКитай" (покупателем) и китайской компанией Renoiu Jinglian New Type Building Material Factori заключен внешнеторговый контракт от 26 ноября 2009 года N GCRIC 26-11-2009, а также дополнительные соглашения к нему от 17 мая 2010 года NN 34-GCRIC-2010, 35-GCRIC-2010, 36-GCRIC-2010, 37-GCRIC-2010, 38-GCRIC-2010 и от 1 июня 2010 года N 39-GCRIC-2010, 40-GCRIC-2010, 41-GCRIC-2010, 42-GCRIC-2010 и 43-GCRIC-2010.
В филиале "Новосибирский" ЗАО "Коммерческий банк "ОТКРЫТИЕ" Обществом оформлен паспорт сделки N 10010002/2179/0002/2/0.
В рамках исполнения названного внешнеторгового контракта и приложений к нему Обществом по грузовой таможенной декларации N 10617010/140711/0005201 ввезен товар "светильники растровые, встраиваемые, потолочные, модель ORION SVET - 01 IS 4*18, размер светильника 600*600*80 мм....", классифицируемый кодом 9405409509 ТН ВЭД ТС в количестве 32 541,26 кг., контрактная стоимость 1,23 долларов США\кг., 3,8 $ США/шт.; "светильники растровые, встраиваемые, потолочные, модель ORION SVET - OIL -4*18, размер светильника 600*600*80 мм....", классифицируемый кодом 9405409509 ТН ВЭД ТС в количестве 9 929,41 кг, контрактная стоимость 1,23 долларов США\кг., 3,8 $ США/шт., "светильники растровые, накладные, потолочные, модель ORION SVET - 02L 4* 18, размер светильника 600*600*80 мм....", классифицируемый кодом 9405409509 ТН ВЭД ТС в количестве 2 666,4 кг., контрактная стоимость 1,23 долларов США/кг., 3,8 $ США/шт.
ООО ГК "РосИмпортКитай" определило таможенную стоимость ввезенного товара по цене сделки с ввозимыми товарами на условиях поставки DAF-Забайкальск.
При проведении проверки указанной грузовой таможенной деклараций таможней в адрес ООО ГК "РосИмпортКитай" были направлен запрос о представлении дополнительных документов от 14 июня 2011 года, которым Обществу было предложено представить следующие дополнительные документы:
- прайс-листы фирмы-изготовителя;
- платежные документы, подтверждающие осуществление расчетов за ввезенный товар;
- информация о стоимости реализации ООО "Группой компаний РосИмпортКитай" ввозимых идентичных товаров;
- пояснения о наличии и условиях предоставления скидок продавцом товара, применительно к свободной рыночной стоимости оцениваемых товаров;
- сведения о величине расходов, обычно производимых при проведении на территории РФ погрузочно-разгрузочных работ, затрат на хранение и транспортировку товара, размер предполагаемой торговой надбавки;
- сведения о получателе денежных средств и банковские реквизиты для оплаты за поставляемую партию товаров;
- сведения о лицах, уполномоченных на подписание коммерческих документов с образцами указанных подписей;
- экспортный сертификат государственной инспекции КНР по контролю качества экспортных товаров;
- копии свидетельств о постановке предприятия - продавца на налоговый учет о постановке контрагента на учет в китайской таможне.
14.07.2011 таможня в адрес декларанта направила требование о необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных платежей с приложением расчетов в срок до 15.07.2011. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей составил 1 114 254,94 руб.
23.07.2011 таможня отказала Обществу в выпуске товаров на основании ст. 201 ТК ТС, так как не выполнены требования пп.3 п. 1 ст. 195 ТК ТС (не представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов по двум требованиям).
В связи с выявлением срочного профиля риска таможня приняла решение от 15.07.2011 о проведении дополнительной проверки и выставлено требование по обеспечению уплаты таможенных платежей в сумме 1 926 871,05 руб., которое исполнено не было и товар не выпущен.
Декларант представил декларацию N 10617013/300711/0000233, в силу чего, 30 июля 2011 года вынесено решение о дополнительной проверке, с выставлением требования от 31.07.2011 с обеспечением на сумму 916 025,49 руб., 02 сентября 2011 года вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товара, с отказом в принятии обществу заявленной таможенной стоимости по цене сделки.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможни заявитель обжаловал их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о незаконности действий таможни по непринятию первого метода определения таможенной стоимости, ее корректировке и начислении дополнительных таможенных платежей исходя из следующего.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Согласно п. 1, 2, 4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Согласно п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения, с учетом установленного пунктом 10 настоящих Правил исчерпывающего перечня ограничений по применению цены сделки с вывозимыми товарами при определении их таможенной стоимости.
Из пункта 4 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов Таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Следовательно, таможня вправе запрашивать у участника внешнеэкономической деятельности документы в случаях их неполного представления, а также, в случае сомнений, что заявленные при декларировании товаров сведения являются недостоверными.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности решения таможни о проведении дополнительных проверок, а также, выставленных на их основании требований об обеспечении уплаты таможенных платежей
Вместе с тем, при отсутствии доказательств правомерности вынесения и природы происхождения требования от 30 июля 2011 года на сумму 1 926 871,05 руб. суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 06.12.2011) "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 данного Закона. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В соответствии со статьей 5 Соглашения Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2008 года "О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления таможенному органу одной из Сторон, производящему таможенное оформление товаров, сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Статьей 7 этого Соглашения предусмотрено, что сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. Заявляемая таможенная стоимость ввозимых товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. За достоверность сведений, указанных в декларации таможенной стоимости, несет ответственность лицо, определенное международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе. С момента принятия таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров, декларации таможенной стоимости эта декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Методы определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 данного Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 этого Соглашения. В процессе консультации таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей Стороны о коммерческой тайне.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 этого Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 данного Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 данного Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 этого Соглашения.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения.
При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (пункт 2).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Из материалов дела следует, что при таможенном оформлении ввозимых товаров в подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости ООО ГК "РосИмпортКитай" был представлен полный пакет документов, установленный названным Приказом ФТС России, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости (контракт и приложения к нему, инвойсы, упаковочные листы, спецификации, счета-проформы, железнодорожные накладные, паспорт сделки и т.д.).
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела описями документов к грузовой таможенной декларации N 10617013/300711/0000233. Соответствующие документы имеются и в материалах настоящего дела.
На основании статьи 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Статьей 4 Соглашения Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2008 года "О порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" предусмотрено, что решение о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости товаров принимается, если таможенным органом обнаружено, что лицо, декларирующее товары, заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров. Принятое таможенным органом решение о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости товаров доводится до лица, декларирующего товары, путем направления ему требования, которое должно содержать обоснование принятого решения и срок его исполнения. В случае неисполнения лицом, декларирующим товары, в установленный срок требования таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, направленного при обнаружении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, корректировка заявленной таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, определено, что признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться:
- выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
- установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
- более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
- наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
Согласно пункту 2 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, предусмотрено, что при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки. Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к этому Порядку. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров. При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По мнению суда апелляционной инстанции, приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного Союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного Союза.
Более того, в пункте 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, указано, что конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом не только с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, но и с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что таможенным органом приведенные выше нормы таможенного законодательства не были учтены.
Из материалов дела следует, что внешнеторговым контрактом стороны предусмотрели, что поставка товара осуществляется на условиях DAF-Забайкальск.
Согласно ИНКОТЕРМС-2000 условие поставки DAF ("Delivered at Frontier"/"Поставка на границе") означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенную очистку, необходимую для вывоза товара, но не прошедшего таможенную очистку, необходимую для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе, однако до поступления на таможенную границу соседней страны.
В соответствии с этим условием поставки продавец обязан:
- заключить за свой счет договор перевозки товара на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте поставки на границе (пункт А3);
- оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента его поставки (пункт А6);
- нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для его передачи (пункт А9);
- обеспечить за свой счет упаковку товара, за исключением случаев, когда для данного вида торговли является обычным отгружать товар без упаковки. Речь идет об упаковке товара, которая достаточна для поставки его на границу или для его дальнейшей перевозки, при условии, что соответствующие обстоятельства (способ перевозки, его направление) были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Маркировка товара должна быть осуществлена надлежащим образом (пункт А9).
Следовательно, при осуществлении поставки товара на условиях FCA расходы по погрузке товара на транспортное средство и таможенное оформление вывозимого товара обязан нести продавец.
В соответствии с данными условиями поставки стоимость перевозки товара до границы включается в стоимость товара, которая выше стоимости товара вывозимого на условиях поставки FCA (перевозка товара до границы осуществляется самим покупателем и за его счет), что не приемлемо при корректировке стоимости товара по резервному методу.
Таким образом, условия поставки FCA, используемые таможней при корректировке таможенной стоимости исходя из ГТД N 10605020/180711/00004623, и DAF, используемые заявителем, имеют существенное отличие в стоимости в нарушение пунктов 10 - 38 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что Обществом представлен полный пакет документов, в которых содержались все необходимые сведения для определения таможенной стоимости, представление не всех дополнительно запрошенных документов не обосновывает правомерность произведенной таможенным органом корректировки, применение стоимости товара.
Следовательно, действия таможни по непринятию заявленной Обществом таможенной стоимости товара по первому методу по указанным грузовым таможенным декларациям являются незаконными.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалованной таможенным органом части.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7202/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2011 года по делу N А78-7202/2011 в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению суда апелляционной инстанции, приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза и Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного Союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного Союза.
Более того, в пункте 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, указано, что конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом не только с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, но и с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки.
...
В соответствии с данными условиями поставки стоимость перевозки товара до границы включается в стоимость товара, которая выше стоимости товара вывозимого на условиях поставки FCA (перевозка товара до границы осуществляется самим покупателем и за его счет), что не приемлемо при корректировке стоимости товара по резервному методу.
Таким образом, условия поставки FCA, используемые таможней при корректировке таможенной стоимости исходя из ГТД N 10605020/180711/00004623, и DAF, используемые заявителем, имеют существенное отличие в стоимости в нарушение пунктов 10 - 38 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500."
Номер дела в первой инстанции: А78-7202/2011
Истец: ООО Группа Компаний "РосИмпортКитай"
Ответчик: Читинская таможня
Третье лицо: Представитель ООО "ГК РосИмпортКитай" Бураков Константин Борисович
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-429/12
17.08.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7202/11
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2334/12
07.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-429/12
28.12.2011 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7202/11