г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А56-59719/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Никифорова И.А. по доверенности от 20.10.2011 N 11-5;
от ответчика: Савченко А.А. по доверенности от 15.02.2012 N 16/02801.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-1934/2012) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2011 по делу N А56-59719/2011 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Петербургский взгляд"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения налогового органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургский взгляд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ненормативного акта: решения от 22.07.2011 N 2581 доначисления земельного налога в размере 640 855 руб. и пени в сумме 44 747 руб. 71 коп.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 02.12.2011 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве Общество просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества отклонила их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленного Обществом уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2010 год, согласно которой налогоплательщиком исчислено к уплате в бюджет 38 017 руб. земельного налога.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 13.05.2011 N 3365 и принято решение от 22.07.2011 N 2581 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить 640 855 руб. земельного налога и 44 747 руб.71 коп. пени.
Основанием для вынесения решения от 17.05.2010 N 54 послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом в спорном периоде в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:12:7203:3 пониженной ставки земельного налога 0,042 процента, установленной пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон N 611-86) для земель, занятых объектами жилищного фонда или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. По мнению налогового органа, подлежала применению ставка 1,5 процента, установленная в отношении прочих земельных участков, поскольку согласно сведениям государственного кадастра по состоянию на 28.04.2009 спорный земельный участок имел вид разрешенного использования "для размещения объектов культурно-бытового назначения".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 12.10.2011 N 16-13/35460 решение Инспекции от 22.07.2011 оставлено без изменения.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требований Общество сослалось на то, что вид разрешенного использования "для размещения жилого дома (жилых домов)" был установлен в отношении спорных земельных участков в период с 31.10.2008 по 10.03.2009 Временным регламентом застройки ВРЗ-08/1982, утвержденным распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 3851, а в период с 10.03.2009 - Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 29-10), утвердившим градостроительные регламенты. Кроме того, заявитель полагает, что применение пониженной ставки обусловлено целью приобретения земельного участка и не связано с фактом внесения в земельный кадастр тех или иных сведений об этом земельном участке.
Суд первой инстанции, с учетом приведенного в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10 толкования правовых норм, являющегося общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, удовлетворил заявление Общества.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Из материалов дела усматривается, что Общество является собственником земельного участка (кадастровый номер78:12:7203:3), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр. Рыбацкий, д. 18 литер "А". Право собственности заявителя на указанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
По сведениям органов Роснедвижимости и Госрегистрации спорные земельные участки по состоянию на 01.01.2009 имели вид разрешенного использования "для размещения объектов культурно-бытового назначения" и относились к категории "прочие земельные участки". Изменения в земельный кадастр относительно вида разрешенного использования этих участков внесены только 13.04.2011.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
При вынесении оспариваемого решения налоговым органом не оспаривался размер кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой Обществом произведен расчет налоговой базы.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Указанным пунктом предусмотрены также максимальные значения данных ставок.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 НК РФ).
В статье 2 Закона N 611-86 указано, что налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 01.01.2006 в следующих размерах:
- 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 "Об основах регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 778-116) в отношении частей территории Санкт-Петербурга, на которых не введены в действие градостроительные регламенты, проектная документация может разрабатываться в соответствии с требованиями временных регламентов застройки территории, полномочия по утверждению которых предоставлены Комитету по строительству и архитектуре постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2004 N 973 "Об утверждении временных регламентов застройки" и пунктом 3.6. Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 46).
Виды использования объектов недвижимости устанавливаются временным регламентом застройки территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и Генеральным планом Санкт-Петербурга в составе, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации для градостроительных регламентов территориальных зон в составе правил землепользования и застройки (статья 23 Закона N 778-116).
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 31.10.2008 N 4021 был утвержден Временный регламент застройки территории (ВРЗ-08/2993),которым спорный земельный участок отнесен к жилой зоне ТЗЖД2). В соответствии с пунктом 2.2 регламента в числе основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны указано "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)".
В силу Положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения Временных регламентов застройки земельных участков, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2005 N 695, правовой режим земельных участков, установленный Временным регламентом застройки, применяется ко всем земельным участкам на соответствующей территории. Перечень видов разрешенного использования, включая основные и условно разрешенные, формируется на основе Временного классификатора видов использования объектов недвижимости в Санкт-Петербурге, утверждаемого КГА, и устанавливается единым ко всем земельным участкам, иным объектам недвижимости в пределах территории (части территории) объекта Временного регламента в соответствии с ее отнесением к территориальной зоне градостроительного зонирования Санкт-Петербурга (пункт 5.7 Положения).
Законом Санкт-Петербурга N 29-10, вступившим в силу с 10.03.2009, утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие вид разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны. Спорные земельные участки расположены в территориальной зоне ТД1-1 (зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов города и исторических пригородов, с включением объектов инженерной инфраструктуры) и предназначены "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)" (один из основных видов разрешенного использования).
Изменения, касающиеся вида разрешенного использования спорных земельных участков - "для размещения жилого дома (жилых домов)", были внесены в государственный кадастр недвижимости 13.04.2011.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков не были внесены в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2009, не свидетельствует о том, что в отношении спорных участков не был установлен измененный вид разрешенного использования.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что невнесение в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2009 изменений относительно вида разрешенного использования спорных земельных участков, не свидетельствует о том, что фактически вид разрешенного использования в данный период не был "для размещения жилых домов", а был иным.
Таким образом, на момент применения Обществом в отношении спорного земельного участка пониженной ставки налога вид их разрешенного использования согласно Временному регламенту застройки ВРЗ-08/2993 и Градостроительному регламенту соответствовал цели приобретения - для жилищного строительства, а на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения информация об изменении вида разрешенного использования была внесена и в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, Закон N 611-86 связывает применение пониженной ставки земельного налога исключительно с целью приобретения (использования) земельного участка - для жилищного строительства.
Из материалов дела видно, что в период с 2006 по 2010 годы Обществом велась работа на спорном земельном участке для подготовки его под строительство жилья; разрабатывалась и утверждалась необходимая градостроительная документация. Доказательства того, что спорные земельные участки приобретались заявителем не для жилищного строительства, а для иных целей, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, налогоплательщик обоснованно применил ставку 0,042 процента при исчислении земельного налога за 3 квартал 2010 год в отношении спорного земельного участка, приобретенного им для жилищного строительства и разрешенных для использования в этих целях в установленном порядке.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу земельного налога за 3 квартал 2010 года, начисления соответствующих сумм пеней.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2011 по делу N А56-59719/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 этого же закона, с учетом результатов публичных слушаний.
...
Виды использования объектов недвижимости устанавливаются временным регламентом застройки территорий в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и Генеральным планом Санкт-Петербурга в составе, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации для градостроительных регламентов территориальных зон в составе правил землепользования и застройки (статья 23 Закона N 778-116).
...
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков не были внесены в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2009, не свидетельствует о том, что в отношении спорных участков не был установлен измененный вид разрешенного использования.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что невнесение в государственный земельный кадастр по состоянию на 01.01.2009 изменений относительно вида разрешенного использования спорных земельных участков, не свидетельствует о том, что фактически вид разрешенного использования в данный период не был "для размещения жилых домов", а был иным."
Номер дела в первой инстанции: А56-59719/2011
Истец: ООО "Петербургский взгляд"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1934/12