город Ростов-на-Дону |
|
24 февраля 2012 г. |
дело N А32-10371/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2011 по делу N А32-10371/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дивизион" к заинтересованному лицу - Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании решения административного органа, принятое судьей Погореловым И.А.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дивизион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Северо-Кавказское управление) (далее - административный орган, управление) от 18.04.2011 N 42-45-06 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены полностью. Суд пришел к выводу о том, что ни одно из вменяемых обществу нарушений нельзя квалифицировать как проводимые в процессе осуществления маркшейдерских работ. Прочие нарушения, описанные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, не охватываются диспозицией части 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут служить основанием для привлечения общества к ответственности за совершение вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в деятельности ООО "Дивизион" были выявлены следующие нарушения Инструкции по производству маркшейдерских работ и Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых: отсутствует маркшейдерское планово-высотное опорное обоснование для выполнения съемочных работ на карьере; отсутствует горный отвод в уточненных границах при разработке Северного месторождения ПГС; допускается ведение горных работ без согласованных с управлением планов развития горных работ. Данные нарушения выявлены именно в деятельности общества. Представленный договор, заключенный с АНО "Исследователь" не освобождает ООО "Дивизион" от ответственности.
Судебное заседание 27.12.2011 было отложено. Сторонам предложено представить дополнительные доказательства.
В судебном заседании 25.01.2012 был объявлен перерыв.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения 21.03.2011 N 104/06 в период с 11.04.2011 по 12.04.2011 управление провело плановую выездную проверку по соблюдению обществом требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 12.04.2011 N 19/06.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 12.04.2011 N 42-45-06, в котором указаны следующие нарушения: отсутствует горный отвод в уточненных границах при разработке Северного месторождения ГПС; допускается ведение горных работ без согласованных с управлением планов развития горных работ на 2010-2011 годы; отсутствует маркшейдерское планово-высотное опорное обоснование (опорная сеть) для выполнения съемочных работ на карьере; опасные производственные объекты не перерегистрированы в государственном реестре; отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов; объекты открытых горных работ и работ по переработке полезных ископаемых не приняты в эксплуатацию в установленном порядке; на предприятии не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО; к техническому руководству допускаются лица, не имеющие соответствующего горного технического образования, не аттестованные по категории Б-4; здания и сооружения фабрики не обеспечены молниезащитой; лица, ответственные за безопасную эксплуатацию электроустановок, не обучены и не аттестованы на знание правил безопасной эксплуатации электроустановок; на предприятии отсутствует перечень работ, к которым предъявляются повышенные требования правил безопасности, с выдачей письменных наряд-допусков; перед приемным бункером отсутствует светофор, регулирующий подачу горной массы в бункер; отсутствуют электрозащитные средства для обслуживания электроустановок и индивидуальные средства защиты; не проверяется исправность и комплектность машин и механизмов механиком и энергетиком предприятия; не аттестовано сварочное оборудование и сварщики; ведение горных работ осуществляется без утвержденного локального проекта производства работ (паспорта забоя).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела по надзору в горнорудной промышленности и маркшейдерскими работами Жигулиным А.М. 18.04.2011 вынесено постановление N 42-45-06 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая незаконным постановление управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно части 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 24 Закона РФ N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон. В силу статьи 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность.
Пунктом 16 "Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр", утвержденного Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 N 18, установлены основные функции служб, в том числе: выполнение условий лицензий на пользование недрами, а также соблюдение условий лицензий на производство маркшейдерских работ и условий ведения геологических работ, лицензий на эксплуатацию горных производств и объектов; ведение мониторинга состояния недр, включая процессы сдвижения горных пород и земной поверхности, геомеханических и геодинамических процессов при недропользовании в целях предотвращения вредного влияния горных разработок на горные выработки, объекты поверхности и окружающую природную среду; обоснование нормативов потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче; ведение установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых и др.
Требования Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Пунктом 5 Инструкции по производству маркшейдерских работ РД 07-603-03, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 73 (введена в действие с 29.06.2003 согласно Приказу Госгортехнадзора России от 27.06.2003 N 145) деятельность по производству маркшейдерских работ включает:
- пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
- наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
- ведение горной графической документации;
- учет и обоснование объемов горных разработок;
- определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 6 названной Инструкции по производству маркшейдерских работ для реализации требований законодательства о недрах организации могут образовывать (образовывают) в своем составе самостоятельное структурное подразделение - маркшейдерскую службу либо привлекать по договору сторонние организации или физические лица, имеющие соответствующие лицензии на этот вид деятельности. Руководитель маркшейдерской службы (главный маркшейдер) подчиняется непосредственно руководителю организации.
Как следует из материалов дела, обществом с АНО "Исследователь", имеющим лицензию на проведение маркшейдерских работ, 16.11.20140 заключен договор на создание (передачу) научно-технической продукции N IM-31, предметом которого является выполнение исполнителем работ и услуг по горно-маркшейдерскому обслуживанию карьера попутной добычи ПГС при строительстве пруда (поселок Северный Белореченского района) ООО "Дивизион".
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительно представленные обществом документы, которые также подтверждают осуществление маркшейдерских работ: отчеты по форме N 2-ЛС, N 70- тп, акты маркшейдерского замера объемов добычи и потерь за 2008, 2009, 2010 годы. Представлены документы, подтверждающие факт регистрации горного отвода земельного участка.
Кроме того, Приказом от 21.05.2001 N 433 МПР России, утверждено Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, в соответствии с которым государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Государственный мониторинг состояния недр или геологической среды является составной частью комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
Согласно пункту 5 Положения о мониторинге организацию работ по государственному мониторингу состояния недр осуществляет МПР России во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
По вопросам ведения государственного мониторинга состояния недр МПР России взаимодействует в пределах компетенции с Федеральным горным и промышленным надзором России - при ведении мониторинга месторождений углеводородов, минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, твердых полезных ископаемых, а также участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При этом пунктом 8 Положения о мониторинге установлено, что информационной основой осуществления государственного мониторинга состояния недр являются сведения о состоянии недр, полученные при выполнении геологоразведочных, горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным геологическим изучением и использованием недр, и данные по наблюдательным пунктам, объединяемым в государственную опорную, ведомственные, муниципальные и локальные (объектные) наблюдательные сети. Организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга МПР России.
Обществом ежегодно сдается статистический отчет по форме N 5-гр, копии которых представлены суду апелляционной инстанции и приобщены к материалам дела.
Согласно Постановлению Госкомстата N 110 от 13.11.2000 отчет формы N 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" содержит данные о степени освоения месторождения; глубине разведки (проектной и фактической); мощности полезной толщи; выходе полезного ископаемого; количестве запасов на начальную и конечную даты отчетного периода; сведения о движении балансовых запасов; проектные потери при добыче.
Таким образом, отчет по форме 5-гр содержит все необходимые технические данные, отражающие состояние места разработки недр, которые в совокупности с ведущейся маркшейдерской деятельностью обеспечивают рациональное освоение месторождения и соблюдение требований по охране окружающей среды.
Судом первой инстанции также верно указано на то, что общество соблюдает лицензионные условия осуществляемой деятельности, и данный факт не оспаривается административным органом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением не представлено доказательств неосуществления обществом маркшейдерских работ. Указанные в протоколе нарушения по своему характеру касаются требований законодательства в области промышленной безопасности и охватываются диспозицией статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За данные нарушения привлечен к ответственности заведующий производством общества (л.д.47-50).
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.10.2011 по делу N А32-10371/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщены дополнительно представленные обществом документы, которые также подтверждают осуществление маркшейдерских работ: отчеты по форме N 2-ЛС, N 70- тп, акты маркшейдерского замера объемов добычи и потерь за 2008, 2009, 2010 годы. Представлены документы, подтверждающие факт регистрации горного отвода земельного участка.
Кроме того, Приказом от 21.05.2001 N 433 МПР России, утверждено Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, в соответствии с которым государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
...
Судом первой инстанции также верно указано на то, что общество соблюдает лицензионные условия осуществляемой деятельности, и данный факт не оспаривается административным органом.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением не представлено доказательств неосуществления обществом маркшейдерских работ. Указанные в протоколе нарушения по своему характеру касаются требований законодательства в области промышленной безопасности и охватываются диспозицией статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За данные нарушения привлечен к ответственности заведующий производством общества (л.д.47-50)."
Номер дела в первой инстанции: А32-10371/2011
Истец: директору общества с ограниченной ответственностью "Дивизион", ООО "Дивизион", учредителю Кумсарову Э. А. общества с ограниченной ответственностью "Дивизион"
Ответчик: Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13588/11