г. Владимир |
|
05 марта 2012 г. |
Дело N А79-3913/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.03.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.11.2011 по делу N А79-3913/2011, принятое судьей Баландаевой О.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Дизельпром" (ИНН 2126000370, ОГРН1022100968053), г.Чебоксары, о признании незаконным включения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197 задолженности, безнадёжной ко взысканию.
Третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары - Михайлов К.Г. по доверенности от 30.12.2011 N 05-22/323, сроком действия до 31.12.2012;
от открытого акционерного общества "Дизельпром" - Силаев A.В. по доверенности от 01.01.2012 N 08/01/1, сроком действия до 31.12.2012.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Дизельпром" (далее по тексту - Общество) обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее по тексту - Инспекция) с запросом о выдаче справки о состоянии расчётов с бюджетом.
Инспекция выдала справку о состоянии расчетов Общества по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197.
Не согласившись с указанной в справке информацией, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам 20.05.2011 N 7197 задолженности, просроченной ко взысканию.
Решением от 25.11.2011 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение статьей 46, 47, 59, 68 Налогового кодекса РФ.
По мнению налогового органа, им приняты все меры по принудительному взысканию задолженности и не пропущены сроки взыскания.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, пояснений представителей Инспекции, основная часть задолженности по пени и штрафам, включение которой в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197 оспаривается Обществом, образовалась в связи с отменой реструктуризации.
Инспекцией по заявлению Общества было принято решение от 24.07.2001 N 23 (том 6) о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, согласно которому реструктуризации подлежала задолженность по налогам и сборам в общей сумме 15 591 000 рублей, а также задолженность по пени и штрафам на общую сумму 18 377 000 рублей по состоянию на 01.07.2001.
Инспекцией от 23.10.2009 в связи с наличием текущей задолженности по налоговым платежам, не уплатой платежей по графику реструктуризации, принято решение N 17 о прекращении действия решения от 24.07.2001 N 23 и прекращении права Общества на реструктуризацию задолженности по пени и штрафа в сумме 7 864 300 рублей.
Согласно положениям пунктов 7-8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 (и изменениями) при утрате юридическим лицом в установленном порядке права на реструктуризацию задолженности, налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении реструктуризации и предпринимает меры по взысканию задолженности.
В то же время вышеуказанные положения какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусматривают.
Решение о прекращении права на реструктуризацию не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам. Вместе с тем по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации.
Поэтому взыскание налога и пени в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить недостающую сумму задолженности.
Согласно статье 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 70 Кодекса).
В соответствии с частью 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно пункту 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Положения статей 46, 47 Кодекса применяются также при взыскании пеней (пункт 9 статьи 46, пункт 8 статьи 47, пункт 6 статьи 75 Кодекса).
Согласно материалам дела, в результате отмены реструктуризации по решению N 17 от 23.10.2009 у Общества имеется следующая задолженность:
- по пеням, в размере 7 559 537 рублей 34 копеек, в том числе: в сумме 242 607 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет (КБК 182101 01 ОНО 100 001 10); в сумме 50 941 рубля 36 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 182101 01 0120 200 001 10); в сумме 3818 рублей 65 копеек по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 182101 02 0210 100 001 10); по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации в сумме 7 073 132 рублей 47 копеек (КБК 182103 01 0000 10 000 ПО); по налогу на имущество предприятий в сумме 71 476 рублей 01 копейки (КБК 182109 04 0100 200 001 10); по налогу на реализацию ГСМ в сумме 4121 рубля 07 копеек (КБК 182109 05 0100 100 001 10); по налогу с продаж в сумме 5134 рублей 15 копеек (КБК 182109 06 0100 200 001 10; по налогам субъектов Российской Федерации, подлежащим уплате в размере 2104 рублей 59 копеек (КБК 182109 06 0300 200 001 10); по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство 23 850 рублей 38 копеек (КБК 182109 07 0300 400 001 10); по прочим местным налогам и сборам в сумме 82 351 рубля (КБК 182109 07 0500 400 001 10);
- по штрафам в сумме 17 393 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет (КБК 182101 01 ОНО 100 001 10), по штрафам в сумме 24 923 рублей 32 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 182101 01 0120 200 001 10).
В отношении данной суммы Инспекцией в соответствии со статьёй 69 Налогового кодекса Российской Федерации были предъявлены требования от 25.11.2009 N 170360, от 27.11.2009 N 171065, N 171066, N 171171, которые были направлены в адрес Общества 01.12.2009 и получены налогоплательщиком 17.12.2009.
Решение об отмене реструктуризации от 23.10.2009 отправлено Обществу по почте заказным письмом, согласно представленному реестру отправки почтовой корреспонденции - 26.10.2009, то есть в силу прямого указания пункта 6 статьи 69 Кодекса считается полученным Обществом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть 02 ноября 2009 года.
Следовательно, требования от 25.11.2009 N 170360, от 27.11.2009 N171065, N 171066, N 171171 были направлены до истечения 30-дневного срока, установленного пунктом 4 статьи 68 Кодекса для уплаты налогоплательщиком задолженности после отмены реструктуризации.
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени.
В пункте 4 той же статьи указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что направленное налогоплательщику требование должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Указанные выше требования от 25.11.2009, от 27.11.2009 фактически были выставлены в нарушение вышеизложенных положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в графе "Установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога (сбора)" указан срок 23.10.2009, то есть дата принятия решения об отмене реструктуризации пеней и штрафов, в то время как согласно положениям пункта 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2009 году), предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить спорную задолженность в течение 30 дней с момента получения вышеуказанного решения.
В графе "Наименование налога (сбора)" в требованиях от 27.11.2009 года N 171065, 171066, 171171 наряду с наименованием соответствующего налога (сбора), пени и штрафы по которому предъявлялись к уплате после отмены реструктуризации, имеется дописка с указанием периода "прочие начисления за февраль 2009 года".
Кроме того, Инспекцией не представлены расчеты размера спорных пеней, включенных в оспариваемую справку, с указанием недоимки, на которую начислены пени, периода начисления, ставок пеней.
Требование от 27.11.2009 N 171065, как и оспариваемая справка от 20 мая 2011 года, содержит указание на наличие задолженности по пени: "по налогам субъектов Российской Федерации, подлежащим уплате в размере 2104 рублей 59 копеек (КБК 182109 06 0300 200 001 10); по прочим местным налогам и сборам в сумме 82 351 рубля (КБК 182109 07 0500 400 001 10)", при этом расшифровки конкретных видов налогов и сборов, введенных в установленном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в связи с неуплатой которых начислены пени, не имеется.
В оспариваемой справке от 20 мая 2011 года также указывается на наличие задолженности по налогу с продаж в сумме 61 копейки (КБК 18210906010020000110); по пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 4121 рубля 07 копеек (КБК 182109 05 0100 100 001 10); по пени в сумме 3818 рублей 65 копеек по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 182101 02 0210 100 001 10), которая согласно пояснениям Инспекции также возникла в связи с отменой 23.10.2009 реструктуризации, однако в вышеуказанных требованиях, выставленных Инспекцией 25.11.2009, 27.11.2009, данная задолженность не предлагается к оплате.
Документов в подтверждение указанной задолженности, соблюдения порядка и сроков ее взыскания, Инспекцией не представлено.
Согласно решению N 17 от 23.10.2009 реструктуризация была отменена только в части пеней и штрафов.
Срок уплаты по требованию от 25.11.2009 N 170360 установлен Инспекцией до 05 декабря 2009 года, требований от 27.11.2009 N 171065, N171066, N171171 до 17 декабря 2009 года, при этом согласно представленному в материалы дела реестру отправленных документов указанные требования были направлены Обществу только 01 декабря 2009 года. Данные требования были получены Обществом, как следует из уведомления - 17 декабря 2009 года.
Инспекцией на основании вышеуказанных требования 21 января 2010 года приняты решения N 718, 728, 729, 732 в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации об обращении взыскания спорной суммы за счет денежных средств Общества на счетах в банках.
При этом Инспекцией принудительное взыскание согласно решению N 728 от 21.01.2010 было инициировано также на задолженность по штрафам по налогу на прибыль в общей сумме 42 216 рублей 98 копеек, которая была включена в реструктуризацию, как указано выше, по состоянию на 01.07.2001.
Однако на момент принятия решения от 24.07.2001 N 23 о реструктуризации спорной задолженности, в том числе по штрафам, взыскание штрафов с налогоплательщиков производилось только в судебном порядке, в силу положений пункта 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесений изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Из анализа вышеизложенных норм в любом случае следует, что введение реструктуризации могло изменить срок уплаты задолженности по штрафам, однако правовых оснований для изменения порядка взыскания налоговых санкций, в данном случае, не имеется.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия.
По настоящему делу Инспекцией не представлено документов в подтверждение конкретных оснований (соответствующего решения налогового органа) и периода начисления Обществу вышеуказанных штрафов, доказательств обращения в суд для взыскания указанной суммы с Общества как по состоянию на 01.07.2001, так и после отмены реструктуризации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Из указанных положений статьи 46 Кодекса следует, что порядок и сроки, и тем более сам факт вынесения налоговым органом соответствующего решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках имеют определяющее значение для оценки соблюдения Инспекцией порядка принудительного взыскания задолженности с налогоплательщика.
Согласно пояснениям налогового органа следует, что соответствующих экземпляров решений N 718, 728, 729, 732 от 21.01.2010, вынесенных на основании статьи 46 Кодекса, в Инспекции не имеется, и достоверное содержание указанных решений суду не известно, так как в материалы дела представлено 3 различных варианта решений N 718, 728, 729, 732 от 21.01.2010.
Доводы Инспекции о том, что предусмотрено вынесение единственного экземпляра решения по статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, которое подлежит направлению налогоплательщику, не соответствует положениям статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований полагать, что у налогового органа при доведении спорных решений до налогоплательщика может отсутствовать экземпляр решения, идентичный направленному Обществу, содержащий подписи соответствующих должностных лиц, не имеется.
Представитель Общества сообщил в судебном заседании, что решений по статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации фактически Обществом не было получено. Инспекция, доказав факт направления вышеуказанных решений согласно реестру от 26.01.2010 (том 6), уведомления о фактическом получении Обществом корреспонденции не представила.
Довод Инспекции о возможности хранения спорных решения в базе электронной обработки документов не соответствует положениям статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того, невозможность обеспечения идентичности документов, содержащихся в базе данных и фактически направленных налогоплательщику по настоящему делу, следует в том числе из исследования представленных Инспекцией копий требований от 25.11.2009 N 170360, от 27.11.2009 N 171065, N 171066, N 171171 на спорную сумму задолженности.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что налоговым органом нарушен порядок вынесения соответствующих требований и решения о принудительном взыскании спорных сумм пени и штрафов за счет денежных средств, что нарушило права и законные интересы Общества.
При определении предельного срока обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании пеней, обязанность по уплате которых возобновилась после отмены реструктуризации и по которым нарушены требования статей 46, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать совокупность следующих сроков: предусмотренного пунктом 4 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации тридцатидневного срока, исчисляемого с момента получения Обществом решения о прекращении реструктуризации; трехмесячного срока, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном налогоплательщику требовании; шестимесячный срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации с даты истечения срока для добровольной уплаты, указанного в требовании.
В связи с тем, что решение об отмене реструктуризации от 23.10.2009 считается полученным Обществом, как установлено судом выше, 02 ноября 2009 года, то предельный срок обращения Инспекции с соответствующим заявлением истек в 2010 году, доказательств своевременного обращения в суд Инспекцией не представлено.
Кроме того, в справке от 20.05.2011 Инспекцией указано на наличие у Общества задолженности: по пеням по страховым взносам на ОПС РФ на выплату страховой части в сумме 11 462 рублей 06 копеек (КБК 182102 02 0100 600 001 60); по страховым взносам на ОПС Российской Федерации на выплату накопительной части в сумме 4073 рублей (КБК 182102 02 0200 600 001 60); пеням по страховым взносам на ОПС РФ на выплату накопительной части в сумме 1701 рубля 59 копеек (КБК 182102 02 0200 600 001 60).
Согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговыми органами осуществлялся контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговый орган был обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
При этом взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
С 01.01.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 25 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана утратившей силу.
С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали правовые основания для осуществления контроля за начислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 года.
Согласно положениям статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики -Чувашии представило информацию о суммах начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование Обществом за 2002-2009 годы согласно представленным страхователем ведомостям уплаты страховых взносов (форма АДВ-11).
При этом согласно данным Фонда по состоянию на 20.05.2011 (дату выдачи спорной справки) у Общества отсутствовала задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и соответствующим пеням.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке о состоянии задолженности объективной информации, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату Инспекцией возможности ее взыскания.
Согласно положениям пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Установленные по настоящему делу обстоятельства свидетельствуют о фактической утрате налоговым органом возможности взыскания спорных сумм налогов, пени, штрафов, указанных в справке о состоянии расчетов Общества по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197.
Таким образом, действия Инспекции по включению в справку о состоянии расчетов Общества по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197 задолженности по пеням в сумме 242 607 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет; штрафам в сумме 17 393 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет; по пеням в сумме 50 941 рубля 36 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации; по штрафам в сумме 24 923 рублей 32 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации; пеням в сумме 3818 рублей 65 копеек по налогу на доходы физических лиц, облагаемым по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации; по пеням в сумме 11 462 рублей 06 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 4073 рублей; пеням в сумме 1701 рубля 59 копеек на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии; пеням по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации в сумме 7 073 132 рубля 47 копеек; пеням по налогу на имущество предприятий в сумме 71 478 рублей 01 копейка; пеням по налогу на реализацию ГСМ в сумме 4121 рубля 07 копеек; по налогу с продаж в сумме 61 копейки; пеням по налогу с продаж в сумме 5134 рублей 15 копеек; пеням по налогам субъектов Российской Федерации, подлежащим уплате в сумме 2104 рублей 59 копеек; пеням по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 23 850 рублей 38 копеек; пеням по прочим местным налогам и сборам в сумме 82 351 рубля без указания на фактическую утрату возможности принудительного взыскания данной задолженности, являются незаконными.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.11.2011 по делу N А79-3913/2011 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленные по настоящему делу обстоятельства свидетельствуют о фактической утрате налоговым органом возможности взыскания спорных сумм налогов, пени, штрафов, указанных в справке о состоянии расчетов Общества по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197.
Таким образом, действия Инспекции по включению в справку о состоянии расчетов Общества по налогам, сборам, взносам от 20.05.2011 N 7197 задолженности по пеням в сумме 242 607 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет; штрафам в сумме 17 393 рублей 66 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет; по пеням в сумме 50 941 рубля 36 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации; по штрафам в сумме 24 923 рублей 32 копеек по налогу на прибыль организаций, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации; пеням в сумме 3818 рублей 65 копеек по налогу на доходы физических лиц, облагаемым по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации; по пеням в сумме 11 462 рублей 06 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 4073 рублей; пеням в сумме 1701 рубля 59 копеек на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии; пеням по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации в сумме 7 073 132 рубля 47 копеек; пеням по налогу на имущество предприятий в сумме 71 478 рублей 01 копейка; пеням по налогу на реализацию ГСМ в сумме 4121 рубля 07 копеек; по налогу с продаж в сумме 61 копейки; пеням по налогу с продаж в сумме 5134 рублей 15 копеек; пеням по налогам субъектов Российской Федерации, подлежащим уплате в сумме 2104 рублей 59 копеек; пеням по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство в сумме 23 850 рублей 38 копеек; пеням по прочим местным налогам и сборам в сумме 82 351 рубля без указания на фактическую утрату возможности принудительного взыскания данной задолженности, являются незаконными."
Номер дела в первой инстанции: А79-3913/2011
Истец: ОАО "Дизельпром"
Ответчик: ИФНС России по г. Чебоксары
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-286/12