г. Саратов |
|
7 марта 2012 г. |
Дело N А57-3255/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" - Сарайкина Елена Витальевна по доверенности б/н от 11.01.2012
от министерства финансов Саратовской области - Петров Максим Вячеславович по доверенности N 08-03-01/3 от 10.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 по делу N А57-3255/2011 (судья Павлова Н.В.)
по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" г. Саратов
к Министерству финансов Саратовской области, Министерству строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
третьи лица: ГУ ГУКС Саратовской области, Комитет капитального строительства Саратовской области
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 1 499 723 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суда Саратовской области обратилось Федеральное государственного унитарное предприятие "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" г.Саратов ( далее по тексту ФГУП "СУ "503 при ФА спецстроя" с иском к Министерству финансов Саратовской области (далее по тексту Минфин Саратовской области) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности в сумме 1 499 723,60 руб. Определением суда от 23.06.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Комитет капитального строительства Саратовской области (далее по тексту Комитет капстроительства" и Государственное учреждение "Главное управление капитального строительства Саратовской области" (далее по ГУ ГУКС). Определением суда в порядке положений п.5 ст.46 АПК РФ по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Саратовской области обратился с апелляционной жалобой, которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17766/07-38 от 21марта 2008 г. взыскана с Государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области", г.Саратов в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства", г.Саратов сумма неосновательного обогащения в размере 1 499 723 руб. 60 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 16577 руб. 56 коп.
В иске к Комитету капитального строительства Саратовской области отказано.
06.05.2008 г. ФГУП "Строительное управление N 503" предъявило исполнительный лист N С 158847 на исполнение в Комитет капитального строительства Саратовской области.
Письмом N 1903 от 21.08.2008 г. Комитет капитального строительства Саратовской области сообщил ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" о невозможности исполнения исполнительного документа, а также сообщил о начале процесса ликвидации ГК "ГУКС Саратовской области".
25.08.2008 г. ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" направило в ликвидационную комиссию ГУ "ГУКС Саратовской области" требование о включении в реестр требований кредиторов с приложением копии исполнительного листа N С 158847 и решения по делу N А57-17766/2007. Однако, письмом N 10 от 23.09.2008 г. председатель ликвидационной комиссии ГУ "ГУКС" сообщил, что предъявленное ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" требование невозможно включить в реестр требований кредиторов ГУ "ГУКС Саратовской области", поскольку данная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2007 г. числится за Комитетом капитального строительства, что подтверждается распоряжением Правительства Саратовской области от 29.12.2007 г. N 379-Пр "О кредиторской и дебиторской задолженности".
Определением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17766/07-38 от 29.12.2009 г. отказано в удовлетворении заявления о замене ответчика - Государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области" по делу N А57-17766/2007-38 на Комитет капитального строительства Саратовской области.
06.07.2009 г. ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" исполнительный лист был предъявлен для исполнения в Министерство финансов Саратовской области.
15.07.2009 г. (исх. N 08-03-03/1167) Министерство финансов Саратовской области возвратило без исполнения исполнительный лист N С 158847 в связи с отсутствием в Министерстве финансов Саратовской области лицевых счетов, открытых ГУ "ГУКС Саратовской области".
Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об их обоснованности, в связи с чем исковые требования удовлетворил.
При этом, выводы суда основаны на следующем: доказательств исполнения вступившего в законную силу Решения Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17766/07-38 от 21марта 2008 г., которым взыскана с Государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области", г.Саратов в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства", г.Саратов сумма неосновательного обогащения в размере 1 499 723 руб. 60 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 16577 руб. 56 коп. не представлено. Кроме того, у ответчика имелось достаточно времени с учетом того, что исковое заявление подано в марте 2011 года, при наличии денежных средств исполнить обязательство добровольно. Указанных обстоятельств достаточно для возложения субсидиарной ответственности на ответчика - собственника имущества Учреждения.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Как следует из пункта 2 статьи 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
В силу пункта 4 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемого учреждения могут быть удовлетворены путем взыскания с собственника его имущества при недостаточности у должника денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора.
Согласно статье 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
При установлении факта отсутствия достаточных денежных средств у ГУ ГУКС Саратовской области, арбитражный суд первой инстанции сослался на отсутствие в Министерстве финансов Саратовской области открытых лицевых счетов Государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области".
Между тем надлежащим доказательством того факта, что у должника, находящегося в процессе ликвидации, отсутствуют денежные средства и иное имущество, за счет которых могла бы быть погашена задолженность перед истцом, является утвержденный в установленном законом порядке промежуточный ликвидационный баланс.
Однако таких доказательств в материалы дела не представлено.
Арбитражным судом первой инстанции также не принят во внимание факт нахождения основного должника в процессе ликвидации, который имеет правовое значение при разрешении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности собственника его имущества.
Нахождение ГУ "ГУКС Саратовской области" (основного должника) в процессе ликвидации изменяет общий порядок привлечения собственника его имущества к субсидиарной ответственности, предусмотренный статьями 120 и 399 ГК РФ.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 ГК РФ факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди.
Поскольку судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии утвержденного промежуточного ликвидационного баланса ГУ "ГУКС Саратовской области", свидетельствующего об отсутствии возможности удовлетворить требования кредиторов за счет денежных средств и иного имущества, которым должник может самостоятельно распоряжаться, то вывод суда о неспособности основного должника удовлетворить требования Общества является преждевременным.
Заявляя требования к субсидиарному должнику, истец ссылается также на отказ ликвидационной комиссии о включении его требований кредиторов.
Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Как уже было отмечено, 25.08.2008 г. ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" направило в ликвидационную комиссию ГУ "ГУКС Саратовской области" требование о включении в реестр требований кредиторов с приложением копии исполнительного листа N С 158847 и решения по делу N А57-17766/2007.
Письмом N 10 от 23.09.2008 г. председатель ликвидационной комиссии ГУ "ГУКС" сообщил, что предъявленное ФГУП "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" требование невозможно включить в реестр требований кредиторов ГУ "ГУКС Саратовской области", поскольку данная кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2007 г. числится за Комитетом капитального строительства, что подтверждается распоряжением Правительства Саратовской области от 29.12.2007 г. N 379-Пр "О кредиторской и дебиторской задолженности".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с заявлением в арбитражный суд о замене ответчика Государственного учреждения "Главное управление капитального строительства Саратовской области" по делу N А57-17766/2007-38 на Комитет капитального строительства Саратовской области.
Определением Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-17766/07-38 от 29.12.2009 г. в удовлетворении заявления было отказано.
Несмотря на изложенные обстоятельства, правом на обращение в суд с иском к ликвидационной комиссии о включении спорной задолженности в ликвидационный промежуточный баланс Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" не воспользовалось.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2011 по делу N А57-3255/2011 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 503 при Федеральном агентстве специального строительства" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 27 997,23руб. по иску и 2000руб. по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ требования кредиторов ликвидируемого учреждения могут быть удовлетворены путем взыскания с собственника его имущества при недостаточности у должника денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора.
Согласно статье 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
...
Нахождение ГУ "ГУКС Саратовской области" (основного должника) в процессе ликвидации изменяет общий порядок привлечения собственника его имущества к субсидиарной ответственности, предусмотренный статьями 120 и 399 ГК РФ.
По смыслу пунктов 2, 5, 6 статьи 63, пунктов 2, 3 статьи 64 ГК РФ факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника может быть установлен только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учреждения и удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди.
...
Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии."
Номер дела в первой инстанции: А57-3255/2011
Истец: ФГУП "Строительное управление N503 при Федеральном агентстве специального строительства", ФГУП "СУ N503 при Спецстрое"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области
Третье лицо: ГУ "Главное управление капитального строительства Саратовской области", Комитет капитального строительства Саратовской области