г.Киров |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А17-5103/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Тетервака А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2011 по делу N А17-5103/2011, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.
по иску индивидуального предпринимателя Мочаловой Людмилы Васильевны (ИНН: 371101374720 ОГРНИП: 304371107700054) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН: 1023700556736)
третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту и связи (ИНН: 3702089485) о взыскании убытков,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мочалова Людмила Васильевна (далее - ИП Мочалова Л.В., истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов, ответчик, заявитель) о взыскании убытков, возникших в связи с частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 960 027 рублей, образовавшихся за период с 01.09.2008 по 28.02.2011., а также расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2011 г.. с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу ИП Мочаловой Л.В. взыскано 960 027 руб. в счет возмещения убытков и 28 200 руб. 54 коп. судебных расходов.
Суд исходил из того, что требования истца являются обоснованными.
Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов Ивановской области обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при принятии решения суд нарушил нормы материального права, не применил закон, подлежащий применению.
Считает, что суд, взыскав с ответчика убытки, не установил при этом вину государственного органа, то есть не применил положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие наличие вины в качестве обязательного условия взыскания убытков.
Судом были допущены существенные нарушения норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, были нарушены требования статьей 191, 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей специальный порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В спорный период ИП Мочалова Л.В. осуществляла деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договора от 16.01.2008 N ЛП 08-29-3/052, от 29.01.2009 N ЛП 09-29-2/104, от 01.01.2010 N ЛП10-29-2/096, от 01.01.2011 N ЛП11-29-2/033, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту и связи (позднее Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту) (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 N 165-уг (с последующими изменениями и дополнениями) и Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-УГ.
В пункте 2.2. указанных договоров сторонами предусмотрено, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку. Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 N 343-П внесены изменения, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
За указанный период истцом было перевезено 344 067 граждан, имеющих право на льготы по проезду.
Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 N 128-п "О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области" внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 N 91-п установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (в том числе маршрутными такси) на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении - 8 рублей за одну поездку.
Впоследствии Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 N 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.
Письмом от 24.06.2008 предприниматель обратился в Комитет по транспорту и связи с заявлением, в котором уведомил заказчика, что с 01.06.2008 стоимость проезда на обслуживаемом им маршруте N 135 установлен тариф на перевозку пассажиров маршрутными таксомоторами - 10 рублей, и просил возмещать плату за предоставление услуг по перевозке льготной категорий граждан с 01.06.2008 по действующему тарифу.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 5 статьи 790 Кодекса установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной от потребителей платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом губернатора Ивановской области от 29.12.2005 N 165-УГ (в редакции от 14.02.2006 N 15-УГ) "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области" с 01.01.2006 различным категориям граждан предоставлено право на приобретение льготных проездных билетов и утверждены перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирского транспорта (областной и федеральный регистры) в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области.
Согласно Порядку организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, утвержденному Указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 N 15-уг, на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по организации заключения договоров с перевозчиками на организацию обслуживания льготных категорий граждан, сбору, анализу, проверке и систематизации отрывных талонов, представляемых транспортными организациями ежемесячно, а также организации возмещения перевозчикам суммовой разницы между стоимостью проезда по действующему тарифу и ценой проездного билета (талона).
Пунктом 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта установлено, что Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
Впоследствии Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 N 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 01.09.2008 по 28.02.2011 Предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров с применением тарифа, не превышающего его максимальный уровень.
Выплаченные Предпринимателю бюджетные средства из расчета 7 руб. и 8 руб. за одну поездку, не компенсировали в полном объеме фактические расходы истца по перевозке льготной категории граждан. Следовательно, недополученный Предпринимателем доход в сумме 960 027 руб. является его убытком и подлежит взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Предпринимателем требование.
Доводы заявителя об отсутствии вины ответчика и обязанности по оплате убытков были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили правильную правовую оценку.
Указания ответчика о нарушении судом норм процессуального права отклоняются судом второй инстанции, так как заявленные истцом требования носят материальный характер и подлежали рассмотрению в порядке искового производства.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.12.2011 по делу N А17-5103/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной от потребителей платы.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)."
Номер дела в первой инстанции: А17-5103/2011
Истец: ИП Мочалова Людмила Васильевна
Ответчик: Ивановская область в лице Депарамента финансов Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту и связи
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-305/12