г. Владивосток |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А59-4173/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина
судей С.В. Шевченко, И.С. Чижикова
при ведении протокола секретарем судебного заседания А. В. Лукониной
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
апелляционное производство N 05АП-659/2012
на решение от 29.11.2011 по делу N А59-4173/2011 арбитражного суда Сахалинской области судьи С.Ф. Дудиной
индивидуального предпринимателя Соборницкой Беллы Владимировны (ОГРНИП 304651702600031, ИНН 651700037905)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
третье лицо: открытое акционерное общество "Сахалинское морское пароходство" (ОГРН 1026501017828, ИНН 6509000854)
о взыскании пеней за просрочку в доставке груза
УСТАНОВИЛ:
ИП Соборницкая Б.В. обратилась в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании пеней за просрочку доставки груза в размере 18 477 руб. 80 коп.
Решением от 19.11.2011 с ответчика в пользу истца взыскано 8 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, ОАО "РЖД" обратилось с апелляционной жалобой о его отмене и принятии по делу нового судебного акта об оставлении иска без рассмотрения. В обоснование жалобы заявитель указывает, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок урегулирования спора, так как к претензии была приложена не заверенная копия железнодорожной накладной, что лишило перевозчика возможности проверить достоверность указанной истцом информации. Ссылаясь на статью 97 УЖТ РФ, ответчик полагает, что под "провозной платой" следует понимать исключительно железнодорожный тариф. При исчислении количества дней просрочки судом необоснованно не принято во внимание наличие форс-мажорных обстоятельств, подтверждаемых справками ГУ "Сахалинское УГМС" о штормовых днях в Татарском проливе с 01.09.2010 по 30.09.2010 и с 01.10.2010.
От ИП Соборницкой Б.В. в адрес суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами. Решение арбитражного суда первой инстанции считает законным, обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
От ОАО "Сахалинское морское пароходство" отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Истец в отзыве на апелляционную жалобу заявил о рассмотрении дела без его участия. Судом заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьёй 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 ИП Пнёв А.В. из г.Благовещенска отправил в адрес истца груз в вагоне N 519476495 до пункта назначения г.Тымовское смешанным железнодорожно-водным транспортом, что подтверждается накладной N АП 284027; срок доставки - 13.08.2010. Стоимость доставки груза составила 18 477 руб. 80 коп., включая плату морскому перевозчику - 6 800 руб.
В пункт назначения груз доставлен ответчиком 12.10.2010, что подтверждается штампом в накладной.
10.11.2010 истец в связи с нарушением срока доставки груза предъявил перевозчику претензию с требованием оплатить пеню в размере 40 017 руб.
Письмом от 17.11.2010 ОАО "РЖД" отклонило данную претензию со ссылкой на статью 120 УЖТ РФ.
26.12.2010 истец вновь направил ответчику претензию с требованием выплатить пеню в размере 33 314 руб.
Вторая претензия отклонена ответчиком письмом от 19.01.2011 со ссылкой на статьи 120, 123 УЖТ РФ. Кроме того, перевозчик указал, что приложенные к претензии копии накладных не заверены в соответствии с Государственным стандартом РФ в соответствии с требованиями статьи 120 УЖТ РФ. Более того, пропущен 45-дневный срок предъявления претензии.
Неоплата ответчиком суммы неустойки явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 792, 793 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 75 УЖТ РФ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчиков пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния. Исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Грузы считаются доставленными своевременно, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (пункт 10 Правил).
В соответствии с параграфом 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956 (с изменениями от 30.11.2000), сроки доставки грузов определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов. Сроки доставки исчисляются следующим порядком: а) за часть железнодорожного пути (за сплошное протяжение) - на основании железнодорожных правил о сроках доставки грузов по железным дорогам; б) за часть водного пути - на основании правил о сроках доставки грузов морским и речным транспортом. При передаче грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно день предъявления передаточной ведомости сдающей стороной принимающей стороне считается днем предъявления груза, и с 0 часов следующих календарных суток ответственность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону.
Пунктом 97 УЖТ РФ установлено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Учитывая изложенное, поскольку доставка груза была осуществлена с нарушением установленного нормативного срока, период просрочки составил с 60 дней, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о правомерности требований истца о взыскании с ответчика пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ.
Согласно расчету истца, период просрочки доставки груза составил 60 дней, в связи с чем её размер равен 99 780 руб. Поскольку данная сумма превышает стоимость перевозки, истец предъявил к взысканию неустойку в размере провозной платы - 18 477 руб. 80 коп.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции ответчик заявил о снижении размера неустойки ввиду её несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости снижения размера пеней на основании статьи 333 ГК РФ ввиду его несоразмерности последствиям нарушения обязательства по следующим основаниям. Наложение на перевозчика ответственности в виде выплаты пеней в размере, равном провозной плате, фактически лишит последнего оплаты услуг, которые были оказаны истцу. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения истцу убытков несвоевременной доставкой груза. Учитывая обстоятельства дела, возложение на ответчика обязанности по оплате пеней за просрочку доставки груза в размере 8 000 руб. отвечает принципу справедливости и соразмерности.
Соблюдение истцом обязательного претензионного порядка, предусмотренного пунктом 1 статьи 797 ГК РФ, статьей 120 УЖТ РФ, подтверждается представленной в материалы дела претензией, поступившей в адрес ответчика 10.11.2010, то есть в пределах предусмотренного законом сорокапятидневного срока. Согласно тексту указанной претензии, к ней была приложена копия транспортной железнодорожной накладной. В ответе ОАО "РЖД" на первую претензию имеется лишь ссылка на статью 120 УЖТ, однако, отсутствует указание на основание принятого решения об отказе в удовлетворении претензии. Ссылка на незаверение накладной в соответствии с Госстандартом РФ имеется только в письме ответчика - ответе на вторую претензию истца. Апелляционная коллегия находит данный довод ответчика неубедительным. Закон (статья 120 УЖТ РФ, пункт 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России от 18.06.2003 N 42) не содержат указаний на то, каким образом надлежит заверять прилагаемые к претензии документы. В случае неясности, сомнений в достоверности сведений, отраженных в копии приложенного к претензии документа, перевозчик не был лишен возможности запросить у истца документ в необходимой ему форме, однако, отказал в удовлетворении претензии по формальным основаниям. К представленным в материалы дела актам общей формы N 19 от 10.11.2010, N 20 от 12.01.2011, согласно которым к поступившим от истца претензиям были приложены не заверенные копии накладных, суд относится критически, так как к ответам на претензии такие документы не прикладывались, а представлены в последнее судебное заседание в суд первой инстанции. При таких обстоятельствах оснований для вывода о несоблюдении истцом претензионного порядка и оставления иска без рассмотрения не имеется.
Доводы ответчика о том, что под "провозной платой" следует понимать исключительно железнодорожный тариф, отклоняются. По смыслу статей 75, 97 УЖТ РФ ответственность за просрочку доставки грузов в прямом смешанном сообщении несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз, и пеня начисляется на размер платы за перевозку грузов. Нормы о том, что при нарушении срока доставки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении пеня уплачивается исходя только из размера платы за перевозку груза транспортом, которым допущено нарушение, в законодательстве не содержатся. При ином толковании указанных норм в рассматриваемом случае истец лишается права на начисление неустойки на сумму платы за морскую перевозку.
Ссылки заявителя на наличие в период просрочки форс-мажорных обстоятельств - шторма, подлежат отклонению как документально не подтвержденные. Кроме того, данный довод предметом рассмотрения судом первой инстанции не являлся.
С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являются безусловным основанием для его отмены, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Сахалинской области от 29.11.2011 по делу N А59-4173/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соблюдение истцом обязательного претензионного порядка, предусмотренного пунктом 1 статьи 797 ГК РФ, статьей 120 УЖТ РФ, подтверждается представленной в материалы дела претензией, поступившей в адрес ответчика 10.11.2010, то есть в пределах предусмотренного законом сорокапятидневного срока. Согласно тексту указанной претензии, к ней была приложена копия транспортной железнодорожной накладной. В ответе ОАО "РЖД" на первую претензию имеется лишь ссылка на статью 120 УЖТ, однако, отсутствует указание на основание принятого решения об отказе в удовлетворении претензии. Ссылка на незаверение накладной в соответствии с Госстандартом РФ имеется только в письме ответчика - ответе на вторую претензию истца. Апелляционная коллегия находит данный довод ответчика неубедительным. Закон (статья 120 УЖТ РФ, пункт 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России от 18.06.2003 N 42) не содержат указаний на то, каким образом надлежит заверять прилагаемые к претензии документы. В случае неясности, сомнений в достоверности сведений, отраженных в копии приложенного к претензии документа, перевозчик не был лишен возможности запросить у истца документ в необходимой ему форме, однако, отказал в удовлетворении претензии по формальным основаниям. К представленным в материалы дела актам общей формы N 19 от 10.11.2010, N 20 от 12.01.2011, согласно которым к поступившим от истца претензиям были приложены не заверенные копии накладных, суд относится критически, так как к ответам на претензии такие документы не прикладывались, а представлены в последнее судебное заседание в суд первой инстанции. При таких обстоятельствах оснований для вывода о несоблюдении истцом претензионного порядка и оставления иска без рассмотрения не имеется.
...
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика."
Номер дела в первой инстанции: А59-4173/2011
Истец: ИП Соборницкая Белла Владимировна
Ответчик: ДВЖД филиал ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "Сахалинское морское пароходство"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-659/12