город Омск |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А70-7922/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-10862/2011, 08АП-200/2012) открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" и открытого акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2011 по делу N А70-7922/2011 (судья Коряковцевой О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873),
открытого акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" (ОГРН 1028600508991)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
о признании недействительным решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписаний от 12.07.2011 N К 11/39-11 в отношении каждого из заявителей,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - Тютьева М.А. по доверенности N Д-103/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Баранов Ю.М. по доверенности N Д-65/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Аршавская Т.М. по доверенности N Д-66/12 от 01.01.2012 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании удостоверения адвоката,
от открытого акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" - Кушникова Ю.В. по генеральной доверенности N 211 от 28.11.2011 сроком действия на один год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", заявитель, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее -антимонопольный орган, Тюменское УФАС России) о признании недействительными решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 N К11/39-11. Определением арбитражного суда от 15.08.2011 заявление ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" принято к производству, делу присвоен N А70-7922/2011 (т.1 л.д. 1).
Открытое акционерное общество Авиакомпания "Ямал" (далее - ОАО "Авиакомпания "Ямал", заявитель, авиакомпания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Тюменскому УФАС России о признании недействительным решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 N К11/39-11. Определением арбитражного суда от 10.10.2011 заявление ОАО "Авиакомпания "Ямал", принято к производству, делу присвоен N А70-8880/2011 (т.2 л.д. 24).
Определением арбитражного суда от 10.10.2011 по ходатайству ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" дела N А70-7922/2011 и N А70-8880/2011 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А70-7922/2011(т. 2 л.д. 81).
Решением от 18.11.2011 по делу N А70-7922/2011 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что антимонопольный орган обоснованно признал действия заявителей нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемые решение от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 12.07.2011 N К11/39-11, вынесенные в отношении каждого из заявителей, соответствуют законодательству и не нарушают прав и законных интересов ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей в полном объеме.
В апелляционной жалобе ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" указывает на то, что тарифная политика данной авиакомпании соответствует Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 N 155, при этом вопрос формирования тарифов на авиаперевозку пассажиров по маршруту Тюмень - Сочи - Тюмень антимонопольным органом должным образом не исследовался, а также не проводился анализ уровня тарифов иных перевозчиков рынка, выполняющих регулярные рейсы по маршруту Тюмень - Сочи - Тюмень.
По мнению ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", антимонопольным органом не учтено, что нормальный тариф является обоснованным и экономически оправданным; Тюменским УФАС России не доказано наличие между авиакомпаниями согласованных действий, отвечающих требованиям статей 8 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В апелляционной жалобе ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" указывает на отсутствие в оспариваемом решении антимонопольного органа расчетов тарифов для каждой авиакомпании, при которых деятельность этих авиакомпаний не может быть признана нарушающей антимонопольное законодательство; считает, что антимонопольным органом не доказано, что тарифы авиакомпаний экономически не обоснованы.
По мнению подателей жалоб, антимонопольным органом не доказаны факты согласованных действий между авиакомпаниями, направленных на установление и поддержание одинакового тарифа на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи - Тюмень, при этом повышение стоимости авиаперевозок законодательством не запрещено.
Тюменское УФАС России в письменном отзыве возразило доводы апелляционных жалоб, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представители ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" поддержали доводы и требования своих апелляционных жалоб.
Тюменское УФАС России, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложения не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие антимонопольного органа в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв, выслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителей, установил следующие обстоятельства.
В Тюменское УФАС России поступило заявление Зуева Л.И. о нарушении авиакомпаниями антимонопольного законодательства в результате установления высокой стоимости на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи. Поскольку в заявлении Зуева Л.И. не были обозначены авиакомпании, которые осуществляли перевозки в указанном направлении и могли допустить совершение действий по установлению высокой стоимости на авиабилеты на направление Тюмень-Сочи Тюменским УФАС России было установлено, что на маршруте Тюмень-Сочи- Тюмень в период с 2008 год по 2010 год осуществляли перевозки преимущественно ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
По результатам рассмотрения заявления Зуева Л.И. Тюменское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что вышепоименованные авиакомпании расположены за пределами территории, подведомственной Тюменскому УФАС России, последнее ходатайствовало в ФАС России о передаче полномочий на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
На основании письма от 29.12.2010 N ЦА/47527 ФАС России, Приказа от 25.03.2011 N 161 Тюменским УФАС России в отношении ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" возбуждено дело N К11/39-11 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела N К11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией было установлено, что в период с 2008 года по 2010 год ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" поочередно поднимали нормальный тариф экономического класса обслуживания и устанавливали этот размер или в равном размере, или в размере формально отличном от размера тарифа конкурента.
Исходя из динамики нормального тарифа экономического класса обслуживания Комиссией было установлено, что изменение тарифов авиакомпании производили ежегодно к началу сезона осуществления авиаперевозок по маршруту Тюмень-Сочи - Тюмень, при этом в 2008 - 2010 годах нормальный тариф экономического класса действовал 4 периода, практически полностью совпадая по размеру. Маршрут Тюмень-Сочи - Тюмень является сезонным, так как регулярные рейсы по этому направлению осуществляются только в летний период, начиная с мая.
Так, с 06.06.2008 по 01.07.2008 тариф на пассажирские авиаперевозки по указанному маршруту был установлен в размере 9990 руб. и 9900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", в период с 27.03.2009 по 16.04.2009 тариф был установлен авиакомпаниями в размере 11990 руб., в период с 10.06.2009 по 31.12.2009. - в размере 12990 руб. и 12900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", и затем с 11.02.2010 по 01.01.2011 тариф установлен в размере 14990 руб. и 14900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
Результатом осуществления согласованных действий явилось формирование такого поведения участников рынка, когда борьба за увеличение количества пассажиров, пользующихся услугами, отсутствует, а количество пассажиров остается относительно постоянным. Так, антимонопольным органом было установлено, что за 2008-2010 годы у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" не наблюдается существенного прироста количества пассажиров по направлению Тюмень-Сочи - Тюмень, в то время как на рейсах в страны дальнего зарубежья количество пассажиров увеличилось в 2 раза.
По результатам рассмотрения дела N К11/39-11 антимонопольный орган пришел к выводу о наличии между ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" согласованных действий на рынке пассажирских авиаперевозок в направлении Тюмень-Сочи-Тюмень, которые привели к установлению и поддержанию нормального тарифа экономического класса обслуживания на регулярных рейсах Тюмень-Сочи-Тюмень, в связи с чем принял решение от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признал действия указанных юридических лиц нарушающими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 12-27, т. 2 л.д. 9-16, 34-49).
На основании данного решения антимонопольным органом каждому из заявителей выданы предписания от 12.07.2011 N К 11/39-11 о необходимости прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 10-11, т. 2 л.д. 17-18, 19-20, 50-51).
Полагая, что решение 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 и предписания от 12.07.2011 N К 11/39-11 не соответствуют закону, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" обратились в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
18.11.2011 Арбитражный суд Тюменской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Согласно статье 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
К обстоятельствам, в равной мере влияющим на всех хозяйствующих субъектов, действующих на конкретном товарном рынке, названная норма, в частности, относит изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Из анализа вышеперечисленных правовых норм следует, что для признания действий хозяйствующих субъектов согласованными необходимо, чтобы эти действия:
- были совершены указанными лицами на одном товарном рынке;
- не являлись следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
- были заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов;
- их результат соответствовал интересам каждого из названных лиц.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 постановления Пленума от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства, согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно то, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Таким образом, при установлении согласованности действий арбитражные суды могут исходить из внешних фактических обстоятельств, сопровождающих совершение действий, и при этом не требуется устанавливать субъективную взаимосвязь действий хозяйствующих субъектов в форме договоренностей и контактов между ними.
Из выше приведенных положений следует, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" позволяют антимонопольному органу доказать наличие согласованных действий через их объективированный результат.
Для целей признания действий хозяйствующих субъектов согласованными не имеет значения синхронность их начала, достаточно факта осуществления таких действий на момент их выявления антимонопольным органом (правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении Президиума от 21.04.2009 N 15956/08).
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" относительно одновременно устанавливали и поддерживали одинаковый уровень цен на авиабилеты по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень, что подтверждается приведенными в оспариваемом решении антимонопольного органа графиками, схемами, и иными доказательствами, системный анализ которых позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу об обоснованности и законности вынесенных Тюменским УФАС России решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 и предписаний от 12.07.2011 N К 11/39-11.
Как свидетельствуют материалы дела, с 06.06.2008 по 01.07.2008 тариф был установлен в размере 9990 руб. и 9900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиакомпания "Ямал", в период с 27.03.2009 по 16.04.2009 тариф на авиабилеты по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень был установлен авиакомпаниями в размере 11990 руб., в период с 10.06.2009 по 31.12.2009 - в размере 12990 руб. и 12900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", и затем с 11.02.2010 по 01.01.2011 тариф установлен в размере 14990 руб. и 14900 руб. соответственно у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
Системный анализ вышеназванных норм права, а также анализ динамики нормального тарифа экономического класса обслуживания авиаперевозок, позволяет сделать вывод о наличии согласованных действий заявителей, следствием и одновременно доказательством которых явилось установление и поддержание ими одинакового тарифа на одни и те же услуги по авиаперевозке с разницей в 90 рублей.
Материалами дела подтверждается, что начиная с 2008 года, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" поочередно осуществляли изменение нормального тарифа экономического класса на авиабилеты по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень. При этом единообразный характер изменения размера тарифа с формальной разницей в 90 рублейв сезон выполнения полетов свидетельствует о синхронности действий хозяйствующих субъектов.
Поочередное изменение тарифа осуществлялось только в сторону повышения. За три года, начиная с 2008, тариф в 2010 году увеличился на 50 процентов, при этом показатели темпа роста фактических затрат, необходимых для выполнения рейса у авиакомпаний выросли существенно меньше.
Вместе с тем, заявителями не представлено в материалы дела доказательств наличия объективных причин для установления нормального тарифа экономического класса на одинаковом уровне. При этом, как следует из материалов дела спорные авиакомпании имеют различные подходы при определении уровня рентабельности в размере тарифа и разные величины фактических затрат, необходимых для выполнения рейса по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень, что подтверждается проведенным антимонопольным органом анализом данных затрат и затратных составляющих нормального тарифа (таблицы 3 и 4 решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11).
Невозможность совпадения нормального тарифа подтверждается также анализом фактических затрат, приходящихся на одного перевезенного пассажира (таблица 5 решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11): сумма таких затрат у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в 2009 и 2010 году снизилась по сравнению с 2008 года, сумма затрат у ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" в 2010 году по сравнению с 2009 года увеличилась.
В свою очередь, отпускная цена на авиакеросин, расходы на который составляют существенную долю затрат в тарифе, в 2009 году и первом полугодии 2010 года существенно снизилась по сравнению с 2008 годом.
Таким образом, темп роста нормального тарифа экономического класса на маршруте Тюмень-Сочи-Тюмень существенно опережает темп роста общей суммы фактических затрат, необходимых для выполнения этого рейса.
При этом в вину ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" вменяется не сам факт повышения тарифов, а синхронность действий, направленных на повышение и поддержание тарифа на предоставляемые услуги по авиаперевозкам по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень.
В этой связи доводы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" об отсутствии нарушений налогового законодательства, требований бухгалтерского учета, применения процента рентабельности при формировании тарифа, об отсутствии признаков установления монопольно высокой цены в рассматриваемом случае и соответствии тарифной политики авиакомпании Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 N 155, не влияют на законность оспариваемого решения антимонопольного органа, поскольку вышеприведенные обстоятельства не изменяют вмененный заявителям состав антимонопольного правонарушения.
Вместе с тем, результат установления хозяйствующими субъектами - авиакомпаниями синхронного повышенная уровня цен на авиабилеты на маршруте Тюмень-Сочи-Тюмень соответствует экономическим интересам каждого из них, так как данными действиями достигается получение прибыли не за счет наращивания объема услуг по авиаперевозкам и привлечения большего числа пассажиров, а за счет синхронного увеличения тарифа на указанную услугу, но при этом количество пассажиров остается относительно постоянным у каждой из компаний. Общее количество пассажиров распределяется между авиакомпаниями практически поровну по причине установления (поддержания) тарифа.
Действия совершены хозяйствующими субъектами на одном товарном рынке почти одновременно, были заранее известны каждому из них вследствие того, что публичный характер договора авиаперевозки пассажиров позволяет хозяйствующим субъектам, действующим на одном рынке, беспрепятственно получить информацию о тарифах, которые устанавливают другие хозяйствующие субъекты, действующие на одном товарном рынке.
Такие действия хозяйствующих субъектов не были обусловлены какими-либо объективными обстоятельствами, в равной мере влияющими на все хозяйствующие субъекты на рынке оказания услуг по авиаперевозкам в направлении Тюмень-Сочи-Тюмень.
Согласованность действий обусловлена тем, что каждый из указанных выше хозяйствующих субъектов, повышая свой тариф, не рискует возможной потерей пассажиров, поскольку осознает, что следом за повысит или уже повысил и другой участник рынка предоставления услуг по авиаперевозкам по спорному маршруту. Рассматриваемое поведение ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" проявляется в синхронных действиях участников рынка предоставления услуг авиаперевозки пассажиров по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень и оно не обусловлено адекватным изменением объективных факторов рыночной среды, наступлением обстоятельств, в равной степени влияющих на всех участников товарного рынка, которые могли бы привести к единовременному, синхронному повышению цен на авиабилеты в установленных авиакомпаниями размерах.
В рассматриваемом случае, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал", оспаривая законность решения антимонопольного органа, приводят доводы о том, что установленные ими тарифы на перевозки по исследуемому маршруту не являлись монопольно высокими, и соответствуют показателям прибыли и рентабельности рейсов, однако такие нарушения не вменялись в вину антимонопольным органом.
Вместе с тем, авиакомпаниями не представлено доказательств наличия объективных причин для вышерассмотренного синхронного ценового поведения участников рынка в рассматриваемый период и по рассматриваемому маршруту, что свидетельствует о законности вынесенных Тюменским УФАС России решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11 и предписаний от 12.07.2011 N К 11/39-11 в отношении каждого из заявителей.
Доводы ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" о том, что оспариваемое предписание не понятно для исполнения, несостоятельны, поскольку авиакомпания не лишена возможности обратиться в антимонопольный орган для соответствующих разъяснений.
Кроме того, в оспариваемых предписаниях указано, какое требование антимонопольного законодательства нарушено Обществами, приведено надлежащее нормативное правовое обоснование вынесенных предписаний, а также изложены мероприятия, которые надлежит совершить авиакомпаниям.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований заявителей, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб авиакомпаний не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателей, т.е. на ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционных жалоб заявителями подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб. за каждую жалобу, а фактически обществами была уплачена в сумме 2000 руб. каждым, то по 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.11.2011 по делу N А70-7922/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" из федерального бюджета 1 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 51263 от 07.12.2011.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Авиационная транспортная компания "Ямал" из федерального бюджета 1 000 рублей 00 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 6201 от 01.12.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Невозможность совпадения нормального тарифа подтверждается также анализом фактических затрат, приходящихся на одного перевезенного пассажира (таблица 5 решения от 12.07.2011 по делу N К 11/39-11): сумма таких затрат у ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в 2009 и 2010 году снизилась по сравнению с 2008 года, сумма затрат у ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" в 2010 году по сравнению с 2009 года увеличилась.
В свою очередь, отпускная цена на авиакеросин, расходы на который составляют существенную долю затрат в тарифе, в 2009 году и первом полугодии 2010 года существенно снизилась по сравнению с 2008 годом.
Таким образом, темп роста нормального тарифа экономического класса на маршруте Тюмень-Сочи-Тюмень существенно опережает темп роста общей суммы фактических затрат, необходимых для выполнения этого рейса.
При этом в вину ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" вменяется не сам факт повышения тарифов, а синхронность действий, направленных на повышение и поддержание тарифа на предоставляемые услуги по авиаперевозкам по маршруту Тюмень-Сочи-Тюмень.
В этой связи доводы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" об отсутствии нарушений налогового законодательства, требований бухгалтерского учета, применения процента рентабельности при формировании тарифа, об отсутствии признаков установления монопольно высокой цены в рассматриваемом случае и соответствии тарифной политики авиакомпании Правилам формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 N 155, не влияют на законность оспариваемого решения антимонопольного органа, поскольку вышеприведенные обстоятельства не изменяют вмененный заявителям состав антимонопольного правонарушения.
...
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционных жалоб заявителями подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб. за каждую жалобу, а фактически обществами была уплачена в сумме 2000 руб. каждым, то по 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ОАО "Авиационная транспортная компания "Ямал" из федерального бюджета."
Номер дела в первой инстанции: А70-7922/2011
Истец: Авиационная транспортная компания "Ямал", ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Авиационная транспортная компания "Ямал"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2579/12
11.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10862/11
11.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-200/12
26.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10862/11
16.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-200/12
28.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10862/11
18.11.2011 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7922/11