г. Хабаровск |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А73-13785/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Министерства строительства Хабаровского края: Соловых Юлия Олеговна, представитель по доверенности от 10.01.2012 N 03.3-18;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Отзял Игорь Владимирович, представитель по доверенности от 03.10.2011 N 7/7831;
от администрации города Хабаровска: Шабатов Дмитрий Валерьевич, представитель по доверенности от 30.12.2011 N 1.1.26-267;
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна": Франц Оксана Александровна, представитель по доверенности от 15.12.2011;
от общества с ограниченной ответственностью "Версия": Касьянова - Кушнир Наталья Юрьевна, представитель по доверенности от 10.01.2012;
от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: представители не явились;
от Правительства Хабаровского края: Кандаурова Елена Сергеевна, представитель по доверенности от 19.05.2011;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Хабаровска, Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 27.12.2011 по делу N А73-13785/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Министерства строительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
третьи лица: администрация города Хабаровска, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", общество с ограниченной ответственностью "Версия", Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Правительство Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Хабаровского края (ОГРН 1022700921231, адрес: 680000, г.Хабаровск, ул.Муравьева Амурского, 32, далее - Минстрой) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконными пунктов 1, 2, а также 6 (в части, касающейся Минстроя) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, адрес: 680000, г.Хабаровск, ул.Запарина, 67, далее - антимонопольный орган) от 20.10.2011 N 50. Также просил признать незаконным предписание от 20.10.2011 N 21, выданное ему антимонопольным органом.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: администрация города Хабаровска (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна"), общество с ограниченной ответственностью "Версия" (далее - ООО "Версия"), Министерство имущественных отношений Хабаровского края (Далее - МИО Хабаровского края), Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011 по делу N А73-13785/2011 заявленные Минстроем требования удовлетворены, судом признаны незаконными пункты 1, 2, а также 6 в части, касающейся Министерства строительства Хабаровского края, решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20.10.2011 N 50, признано незаконным предписание от 20.10.2011 N 21, выданное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в адрес Министерства строительства Хабаровского края.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган и администрация города Хабаровска, обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей жалобе антимонопольный орган просил апелляционный суд отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных Минстроем требований.
В своей жалобе администрация просила апелляционный суд принять по делу новый судебный акт, которым изменить мотивировочную часть решения.
В обоснование доводов апелляционных жалоб антимонопольный оран и администрация ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на основании чего просила апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011.
Представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на основании чего просил принять по делу новый судебный акт, которым изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции.
Представитель администрации против доводов апелляционной жалобы Общества возражала по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права, принятым при всестороннем и полном выяснении судом фактических обстоятельств дела, на основании чего просила решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Представитель ООО "Фортуна" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа поддержал в полном объеме, в связи с чем просил апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011.
Представитель ООО "Версия" в судебном заседании апелляционной инстанции доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу антимонопольного органа поддержал, на основании чего просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании предложения ООО "Фортуна" и в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске, Порядком подготовки документации по планировки территории, утвержденным постановлением мэра города от 27.04.2006 N 531, мэром города Хабаровска издано постановление от 10.06.2008 N 1570 "О подготовке документации по планировке территории в границах ул. П.Л. Морозова в Индустриальном районе г.Хабаровска".
По предложению ООО "Компания ДВ Инвест" мэром г.Хабаровска принято постановление от 24.07.2008 N 2087 "О подготовке документации по планировке территории в границах ул.П.Л.Морозова - ул.Краснореченской - ул.Бийской в Индустриальном районе г.Хабаровска".
Решениями администрации от 01.09.2010 N 156, от 18.11.2010 N 174, от 20.05.2011 N 187, от 07.10.2011 N 205 на основании проведенных проверок документации по планировке территории такая документация отклонялась и направлялась на доработку.
14.10.2011 г.. ООО "Компания ДВ Инвест" обратилась в администрацию с заявлением о назначении публичных слушаний по утверждению документации по планировки территории в указанных границах. В заявлении указано, что разработку документации осуществило ООО "Фортуна".
Постановлением мэра г.Хабаровска от 15.11.2011 г.. N 3763 публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории назначены на 12.12.2011.
19.06.2008 г.. ООО "Фортуна" обратилось в Минстрой с заявлением на организацию работ по выбору/формированию земельного участка для строительства капитального объекта в соответствии с Ц-2 и "Рекреационно-общественным правовым зонированием" в Индустриальном районе ул.Иртышская - ул.П.Л. Морозова - ул.Бийская. Испрашиваемое право на земельный участок - аренда. К заявлению приложен проект (л.д. 54-55).
Письмом Минстроя от 24.10.2008 N 13-9133 ООО "Фортуна" сообщено, что формирование участка в настоящее время не представляется возможным, поскольку на основании постановления мэра г.Хабаровска от 10.06.2008 N 1570 начаты работы по подготовке градостроительной документации согласно предложению ООО "Фортуна". Также заявителю сообщено, что заявление на организацию работы по формированию земельного участка может быть подано повторно после проведения публичных слушаний и утверждения мэром г.Хабаровска проекта планировки указанной территории.
ООО "Фортуна" 11.07.2011 г.. обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия Минстроя. По результатам проверки антимонопольного органа возбуждено дело N 8-01/367 по признакам нарушения Минстроем части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на акты, действия (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, установлен запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Решением антимонопольного органа от 20.10.2011 N 50 действия Минстроя, выразившиеся в отказе ООО "Фортуна" письмом от 24.10.2008 N 13-9133 в организации работ по выбору (формированию) земельного участка для строительства капитального объекта признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и Минстрою выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Также антимонопольным органом принято решение передать материалы дела должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.14.9 КоАП РФ (п.6 решения). Этот пункт решения касается Минстроя и администрации г.Хабаровска. При рассмотрении настоящего дела обжалован этот пункт только в части, касающейся Минстроя.
Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений Минстроя антимонопольного законодательства.
В нарушение статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "Фортуна" в своем заявлении не указало название (назначение) объекта капитального строительства, примерный размер земельного участка с обоснованием такого размера, процедуру, которую Минстрою необходимо было организовать (предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта или формирование земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта).
В силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса РФ обращается в орган местного самоуправления или орган государственной власти с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка;
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 1);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3);
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (подпункт 4).
По правилам, установленным статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 45 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых отношений) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 ст.46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с пунктом 13 ст.46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний и заключения принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Пунктом 4 статьи 2 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) выбор вида разрешенного использования и размещение объекта капитального строительства федерального, регионального, местного значения, объекта инженерно-технического обеспечения, объекта социальной сферы (в том числе объекта образования, здравоохранения, бытового обслуживания), для расположения которого требуется отдельный земельный участок, осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Как установлено судом первой инстанции, процедура по планировке территории в границах ул.Морозова П.Л. - ул.Краснореченской - ул.Бийской в Индустриальном районе г.Хабаровска начата в 2008 году. Материалы по подготовке документации по планировке территории неоднократно отклонялись и направлялись на доработку. Публичные слушания по рассмотрению документации по планировке названной территории были назначены только на 12.12.2011.
ООО "Фортуна" в июне 2008 года обратилось в Минстрой с заявлением на организацию работ по формированию земельного участка для строительства капитальных объектов в соответствии с Ц-2 и рекреационно-общественной и рекреационно-ландшафтной территориальных зонах Р-3 и Р-4 в границах ул.П.Л.Морозова - ул.Бийская.
Пунктом 8.5.3 статьи 1 решения Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в г.Хабаровске" (далее - Решение N 211) определено, что территориальная зона Р-3 - зона рекреационно-общественная, выделена для размещения объектов, связанных с обслуживанием населения, в том числе для организации отдыха, туризма, физкультурно-спортивной деятельности, при озеленении территории не менее 60%.
В соответствии с пунктами 28 - 28.3.2 Решения N 211 территориальная зона Р-4 не предназначена для какой-либо застройки и размещения объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что у Минстроя не имелось оснований обеспечивать ООО "Фортуна" выбор земельного участка под строительство капитальных объектов в территориальной зоне, не предназначенной для такого строительства, а также расположенного одновременно в двух территориальных зонах.
В материалах дела отсутствуют доказательства намерений ООО "Фортуна" на приобретение конкретного земельного участка под строительство конкретного объекта. Общество не определилось с порядком предоставления ему земельного участка (с предварительным согласованием либо без предварительного согласования места размещения объекта).
На основании изложенного отклоняются доводы жалобы антимонопольного органа, что действия Минстроя препятствовали экономической деятельности ООО "Фортуна" и могли привести к ограничению конкуренции.
Отклоняется довод жалобы администрации г.Хабаровска об изменении мотивировочной части решения исключением отдельных абзацев текста. Судом в решении приведено обоснование доводов антимонопольного органа. Неточные формулировки суда первой инстанции не повлекли принятия неправомерного решения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.12.2011 по делу N А73-13785/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка;
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
...
По правилам, установленным статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А73-13785/2011
Истец: Министерство строительства Хабаровского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, ООО "Версия", ООО "Фортуна", Правительство Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-563/12