г. Москва |
|
25 ноября 2010 г. |
Дело N А41-17846/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2010 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Старцева Ю.И. - доверенность от 15.11.2010,
от ответчика: Малышева Е.С. - доверенность от 18.06.2010 N 10/2888,
3-и лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва на решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2010 г.. по делу N А41-17846/10, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кремлевские Горки" к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ранее - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области), Федеральное государственное учреждение "Мособллес" о признании незаконным бездействия (с учетом уточнений),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кремлевские горки" (общество, ООО "Кремлевские горки", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Управление) со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, выразившееся в не переоформлении договора аренды N 65 участка лесного фонда от 02 октября 2003 г.. в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ);
- обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда N 65 от 02 октября 2003 г.., заключенного между ФГУ "Истринский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Кремлевские Горки" (арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 13 октября 2003 г.. за N 50-01/08-24/2003-744.1, на договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал 91-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, кадастровый номер 50:20:050418:102, площадь 302500 кв.м., квартал 91-Д, выделы 6, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, кадастровый номер 50:20:050418:103, площадь 123700 кв.м., квартал 91-Д, выделы 9, 11, 12, 13, 22, 23, 24, площадь 103800 кв.м., кадастровый номер 50:20:050418:108, общая площадь 53.0 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 13 октября 2052г.;
- обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в целях приведения в соответствие с ЛК РФ переоформить договор аренды N 65 участка лесного фонда от 02 октября 2003 г.., заключенный между ФГУ "Истринский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (арендатор), зарегистрированный в Московской областной регистрационной палате 13 октября 2003 г.. за N 50-01/08-24/2003-744.1, путем заключения договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал 91-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, кадастровый номер 50:20:050418:102, площадь 302500 кв.м., квартал 91-Д, выделы 6, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, кадастровый номер 50:20:050418:103, площадь 123700 кв.м., квартал 91-Д, выделы 9, 11, 12, 13, 22, 23, 24, площадь 103800 кв.м., кадастровый номер 50:20:050418:108, общая площадь 53,0 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 13 октября 2052г., по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ N 48 от 12 февраля 2010 г.. "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, и форму примерного договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное учреждение "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2010 г.. заявленные ООО "Кремлевские горки" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности обстоятельств, которые суд первой инстанции счел установленными, при нарушении норм материального и процессуального права. В качестве доводов апелляционной жалобы Управление, в частности, ссылается на следующее: заявителем не представлены надлежащие доказательства обращения в Мослесхоз с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда с приложенной выпиской об организации из ЕГРЮЛ в установленный законом срок до 01.01.2009; письмом от 05.11.2009 Мослесхоз сообщил заявителю о том, что у него после 01.01.2009 отсутствуют полномочия по переоформлению договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации; как усматривается из текста оспариваемого письма, оно носит информационный характер и не изменяет и не нарушает каких-либо прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности (договор является действующим), таким образом, указанное письмо, по мнению Управления, само по себе не является решением Мослесхоза об отказе заявителю в переоформлении договора аренды участка лесного фонда, который может быть обжалован в судебном порядке; заявитель недобросовестно исполняет свои обязанности арендатора в части систематической неуплаты арендной платы в установленные договором сроки: по договору аренды участка лесного фонда за период 2-е полугодие 2009 - 1-е полугодие 2010 г..г. задолженность составляет 8 924 383,94 руб., а также пени за 2008 - 1-е полугодие 2009 г..г. в сумме 631 421,17 руб.; представитель заявителя также не отрицал наличие задолженности по арендной плате в судебном заседании.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ранее - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области), Федерального государственное учреждения "Мособллес", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Кремлевские горки" против удовлетворения жалобы возражала по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ФГУ "Истринский лесхоз" (арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (арендатор) заключен договор от 02 октября 2003 г.. N 65 аренды земельного участка лесного фонда для культурно-оздоровительных целей, по которому арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных целей в кв. 91-Д Рождественского лесничества, выд. 1-11, 13-15, 17-26, площадь 53 га.
Срок аренды - 49 лет со дня государственной регистрации договора.
Проведенная государственная регистрация договора удостоверена посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе 13 октября 2003 г.. N 50-01/08-24/2003-744.1.
Государственная регистрация аренды указанного участка удостоверена свидетельством о государственной регистрации права от 04 августа 2004 г.. (т.1, л.д. 56).
В соответствии с Выпиской из материалов лесоустройства Москворецкого лесничества Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (т.1, л.д. 80) лесной участок общей площадью 53,0 га состоит из трех частей:
- Часть 1 -участок, площадью 30,25 га, расположен по адресу:
квартал 91-Д, выделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25 Москворецкого лесничества Рождественского участкового лесничества;
- Часть 2 - участок, площадью 12,37 га, расположен по адресу:
квартал 91-Д выделы 6, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26 Москворецкого лесничества Рождественского участкового лесничества;
- Часть 3 -участок, площадью 10,38 га, расположен по адресу:
квартал 91-Д выделы 9, 11, 12, 13, 22, 23, 24 Москворецкого лесничества Рождественского участкового лесничества.
В соответствии с кадастровой выпиской от 11.11.2009 (т.1, л.д. 61) земельный участок лесного фонда площадью 302500 кв.м. имеет кадастровый номер 50:08:050418:102.
Согласно кадастровой выписке от 11.11.2009 (т.1, л.д. 57) земельный участок лесного фонда площадью 123700 кв.м. имеет кадастровый номер 50:08:050418:103.
В соответствии с кадастровой выпиской от 11.11.2009 (т.1, л.д. 65) земельный участок лесного фонда площадью 103800 кв.м. имеет кадастровый номер 50:08:050418:108.
ООО "Кремлевские горки" подало в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва заявление от 21 ноября 2008 г.. о приведении договора аренды N 65 от 02 октября 2003 г.. в соответствие с ЛК РФ. Указанное заявление получено Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва 26.11.2008.
Заявитель повторно обратился в Управление с заявлениями от 20 сентября 2009 г.., от 21 апреля 2010 г.. N 03/04 с просьбой переоформить договор аренды участка лесного фонда площадью 53,0 га в квартале 91-Д, выделы 1-11, 13-15, 17-26 Рождественского лесничества Истринского района Московской области.
В письме от 05.11.2009 N 04/6213 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва сообщило ООО "Кремлевские горки", что арендаторы, которые подали заявление на переоформление договоров аренды до 01.01.2009, но по каким-либо причинам договоры аренды остались не переоформленными, осуществлять лесопользование на основании таких договоров аренды не могут. Полномочия по переоформлению договоров аренды после 01.01.2009 у Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва отсутствуют. Лесопользователь вправе решить указанный вопрос в судебном порядке.
Не согласившись с действиями Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, ООО "Кремлевские горки" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положениями ч.9 ст. 22 ЗК РФ предусмотрено, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года. Для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" утвержден порядок, в соответствии с которым ранее заключенные договоры аренды участков лесного фонда должны быть переоформлены по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно ст.6 Приказа срок рассмотрения заявления о переоформлении не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии со ст.7 Приказа по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка.
В силу ст.9 Приказа вышеуказанное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с п.3 Приказа Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 N 258 в Московской области заявление о переоформлении подается в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 N 368 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва - территориальном органе Федерального агентства лесного хозяйства.
Согласно пунктам 2, 3 Приказа МПР РФ N 258 в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица;
- местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование;
- данные о договоре аренды участка лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о переоформлении, установлен пунктом 5 указанного Порядка.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявление ООО "Кремлевские горки", поданное в Управление, соответствует требованиям, предъявляемым к такому заявлению названными выше нормативными правовыми актами. Документы, предусмотренные Приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258, заявителем также представлены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Кремлевские горки" в установленный законом срок обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением о переоформлении (приведении в соответствие с новым ЛК РФ) договора аренды участка лесного фонда.
Обществом совершены все необходимые действия для переоформления договора аренды, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении ООО "Кремлевские горки" условий договора аренды не подтверждаются материалами дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Кремлевские горки" как арендатора лесного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Каких-либо иных доводов, которые не являлись бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2010 г.. по делу N А41-17846/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17846/10
Истец: ООО "Кремлевские Горки"
Ответчик: Управление лесного хозяйства по МО и г. Москва
Третье лицо: ФГУ "Мособллес", Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6268/10