г. Красноярск |
|
5 марта 2012 г. |
Дело N А33-14800/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "5" марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Полярная геологоразведочная экспедиция"): Кочерженко Ю.Г., представителя по доверенности от 01.09.2011,
от административного органа (Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края): Максимовой Л.А., представителя по доверенности от 10.01.2012 N МПР/1-07,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Полярная геологоразведочная экспедиция"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" декабря 2011 года по делу N А33-14800/2011, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
открытое акционерное общество "Полярная геологоразведочная экспедиция" (ИНН 2469001756, ОГРН 1112469000050) (далее - ОАО "Полярная ГРЭ") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915) (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства в переоформлении на ОАО "Полярная ГРЭ" решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2009 N 24-17.04.04.001-Р-РСБХ-С-2009-00214/00, выраженного в письме от 29.07.2011 (исх. N МПР\2-3514).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Полярная ГРЭ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованный отказ в переоформлении решения о предоставлении водного объекта в пользование в связи с реорганизацией.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ОАО "Полярная ГРЭ" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела перечня действующих лицензий, свидетельств, разрешений и лимитов МУП "Полярная геологоразведочная экспедиция", передаваемых ОАО "Полярная геологоразведочная экспедиция" в связи с реорганизацией.
Представитель административного органа не возражает против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство, приобщил представленный документ к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
В соответствии с решением Министерства от 11.06.2009 N 24-17.04.001-Р-РСБХ-СЧ-2009-00214/00 муниципальному унитарному предприятию "Полярная ГРЭ" в пользование был предоставлен водный объект (р. Хатанга) с целью сброса сточных вод. Срок водопользования установлен до 01.10.2013.
На основании постановления Администрации сельского поселения Хатанга от 04.03.2011 N 038-П муниципальное унитарное предприятие "Полярная ГРЭ" преобразовано в открытое акционерное общество "Полярная ГРЭ".
25.05.2011 ОАО "Полярная ГРЭ" направило в Министерство письмо, в котором просило переоформить на ОАО "Полярная ГРЭ" решение о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2009.
В ответе Министерство в письме от 29.07.2011 указало, что действующим законодательством не предусмотрена процедура переоформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица, а также сообщило, что для получения разрешительной документации на водопользование для ОАО "Полярная ГРЭ" необходимо обратиться в Министерство с комплектом документов, подготовленным в соответствии с порядком подготовки и принятием решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.
ОАО "Полярная ГРЭ", полагая, что письмо от 29.07.2011, а также действия (бездействие) Министерства противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действия Министерства соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ОАО "Полярная ГРЭ" исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Статьей 21 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006N 844 (далее - Правила N 844).
Согласно пункту 20 Правил N 844 исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов:
- рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;
- выполняет расчет параметров водопользования;
- определяет условия использования водного объекта;
- обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - Положение).
В подпункте 3.44 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Водный кодекс Российской Федерации и иные вышеуказанные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат норм о порядке переоформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица, которому выдано указанное решение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Полярная ГРЭ", являясь правопреемником муниципального унитарного предприятия "Полярная ГРЭ", направило в Министерство письмо от 25.05.2011, в котором просило переоформить на ОАО "Полярная ГРЭ" решение о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2009.
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края направило ответ от 29.07.2011, в котором указало, что действующим законодательством не предусмотрена процедура переоформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица, а также указало, что для получения разрешительной документации ОАО "Полярная ГРЭ" необходимо обратиться в Министерство в соответствии с Правилами N 844.
Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает, что спорное письмо вынесено в пределах компетенции Министерства и не противоречит требованиям вышеуказанных правовых норм.
ОАО "Полярная ГРЭ" полагает, что Министерство письмом от 29.07.2011 отказывает ОАО "Полярная ГРЭ" в пользовании водными объектами, переданными по решению о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.2009.
В свою очередь Министерство указывает, что не выражало требования о прекращении ОАО "Полярная ГРЭ" пользования водным объектом, не указывало на недействительность выданного ранее ОАО "Полярная ГРЭ" решения. В письме от 29.07.2011 Министерством дано разъяснение о порядке получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Оценив письмо Министерства от 27.09.2011, суд апелляционной инстанции считает, что оно не является отказом в пользовании водного объекта, переданного по решению о предоставлении водного объекта в пользование от 11.06.09, и не препятствует пользованию данным объектом.
При таких обстоятельствах действия Министерства соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ОАО "Полярная ГРЭ".
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 27 декабря 2011 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Полярная ГРЭ" - без удовлетворения.
Учитывая, что решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (ОАО "Полярная ГРЭ").
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" декабря 2011 года по делу N А33-14800/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 21 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.
Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006N 844 (далее - Правила N 844).
...
В подпункте 3.44 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Водный кодекс Российской Федерации и иные вышеуказанные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат норм о порядке переоформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица, которому выдано указанное решение."
Номер дела в первой инстанции: А33-14800/2011
Истец: ОАО "Полярная геологоразведочная экспедиция", ОАО "Полярная геологоразведочная экспедиция"в лице представителя Кочерженко Юлии Георгиевны
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края
Третье лицо: Кочерженко Ю. Г (представитель ОАО "Полярная ГРЭ")
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-479/12