г. Красноярск |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А33-12978/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" марта 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Шошина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (ООО "АгроНик") - Чемерисовой Е.А., представителя по доверенности от 25.07.2011,
от ответчика (государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) - Бондаренко И.М., представителя по доверенности от 21.12.2011 N 187,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроНик"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" ноября 2011 года по делу N А33-12978/2011, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АгроНик", ОГРН 1022400662888, ИНН 2411010880 (далее - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (Левобережный), ОГРН 1022402652469 (далее - фонд) о признании недействительным решения от 25.04.2011 N 323 в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в общей сумме 25 109 рублей 31 копейка, об установлении факта нарушения законодательства со стороны общества, послужившего основанием к отказу в принятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, и возложении обязанности на фонд перечислить указанные расходы на цели обязательного социального страхования.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что обществом не принято мер для проверки правомерности выдачи медучреждением листков нетрудоспособности, поскольку суд не привел нормы материального права, в соответствии с которыми заявитель мог бы определенно связать наступившие негативные последствия с необходимостью действий по проверке наличия лицензии у медучреждения.
Фонда в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Филиалом N 1 (Левобережный) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении общества проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.05.2010 по 30.09.2010.
В ходе проверки фондом установлена оплата страхователем листков нетрудоспособности, выданных Никольской врачебной амбулаторией, являющейся подразделением муниципального учреждения здравоохранения "Емельяновская центральная районная больница", по месту нахождения которой названная больница в соответствии с лицензией не может осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности. Результаты проверки отражены в акте от 16.03.2011 N 323 (л.д. 69-71).
По результатам рассмотрения акта проверки в отсутствие представителя общества фондом вынесено решение от 25.04.2011 N 323, которым обществу предложено уменьшить расходы на цели обязательного социального страхования на сумму 25 109 рублей 31 копейка, выплаченные с нарушением действующего законодательства.
Общество оспорило решение фонда от 25.04.2011 N 323 в указанной части, полагая, что им не допущено нарушений при выплате пособия по временной нетрудоспособности, поэтому фонд неправомерно отказал в принятии указанных расходов.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 25.04.2011 N 323. Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, за счет собственных средств.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения относится пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Федерального закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление страхового случая, которое должно быть документально подтверждено.
При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона N 165-ФЗ).
В силу пункта 1 Порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденного приказом от 01.08.2007 N 514 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Из положений статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи). В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, установлено, что страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в пункте 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, согласно пункту 2 которого листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Из содержания пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пункта 10 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, следует, что лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать лишь тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии. При этом лицензируемый вид деятельности, в частности, медицинская деятельность, подлежит осуществлению по адресам, указанным в полученной лицензии.
Исходя из толкования вышеприведенных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам.
При отсутствии у медицинского учреждения в целом лицензии на осуществление медицинской деятельности, либо при оказании медицинских услуг, не указанных в приложении к выданной лицензии, либо при оказании соответствующих услуг не по тем адресам, которые отражены в имеющейся лицензии, у фонда отсутствуют основания для принятия к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности, осуществленную на основании больничных листков, выданных с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что фонд отказал страхователю в принятии к зачету выплаченных им пособий по временной нетрудоспособности в 2010 году в сумме 25 109 рублей 31 копейка в связи с тем, что листки нетрудоспособности (серии ВЧ N 0027972, серии ВЧ N 0027974, серии ВЧ N 0027969, серии ВЧ N 0027964, серии ВШ N 3415364, серии ВШ N 3415374, серии ВШ N 3415372, серии ВШ N 3415381, серии ВШ N 3415388, серии ВШ N 3415395, серии ВШ N 3415386, серии ВЭ N 0728197), на основании которых произведены указанные выплаты, выданы муниципальным учреждением здравоохранения "Емельяновская центральная районная больница" по адресам, не указанным в приложении к имеющейся у данной организации лицензии.
Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности. Наступление такого страхового случая подтверждается листком нетрудоспособности, выданным лечебным учреждением, имеющим право на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Поскольку листки нетрудоспособности в рассматриваемом случае выданы не по месту осуществления медицинским учреждением экспертизы временной нетрудоспособности, они не подтверждают наступление страхового случая. Следовательно, произведенные заявителем на основании данных больничных листков выплаты пособий по временной нетрудоспособности в сумме 25 109 рублей 31 копейка обоснованно не приняты фондом к зачету.
С учетом порядка финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения, предусмотренного статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователи имеют право уменьшить сумму страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Указанное право может быть реализовано при подтверждении обоснованности произведенных расходов на цели социального страхования временной нетрудоспособности оформленными в установленном законодательством порядке листками нетрудоспособности.
В связи с этим не основан на законе довод заявителя о применении к нему решением фонда от 25.04.2011 N 323 мер ответственности, поскольку фонд отказал обществу в праве уменьшить страховые взносы на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, произведенные на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением порядка, установленного законодательством.
По этим же основаниям несостоятельным является довод заявителя о злоупотреблении фондом своими правами, поскольку фонд при принятии решения в оспариваемой части действовал в пределах полномочий, предоставленных ему подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", а обществом не доказана обоснованность произведенных им расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Довод общества о том, что ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и иные неправомерные действия медицинских учреждений и их работников должны нести медицинские учреждения, не относится к предмету рассматриваемого спора.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фонд доказал законность и обоснованность вынесенного им решения от 25.04.2011 N 323, поэтому отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" ноября 2011 года по делу N А33-12978/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из толкования вышеприведенных положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правом на выдачу листков нетрудоспособности наделены медицинские организации, оказывающие перечень конкретных медицинских услуг, указанных в приложении к полученной лицензии на осуществление медицинской деятельности, по отраженным в данной лицензии адресам.
...
С учетом порядка финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения, предусмотренного статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ, страхователи имеют право уменьшить сумму страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Указанное право может быть реализовано при подтверждении обоснованности произведенных расходов на цели социального страхования временной нетрудоспособности оформленными в установленном законодательством порядке листками нетрудоспособности.
В связи с этим не основан на законе довод заявителя о применении к нему решением фонда от 25.04.2011 N 323 мер ответственности, поскольку фонд отказал обществу в праве уменьшить страховые взносы на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, произведенные на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением порядка, установленного законодательством.
По этим же основаниям несостоятельным является довод заявителя о злоупотреблении фондом своими правами, поскольку фонд при принятии решения в оспариваемой части действовал в пределах полномочий, предоставленных ему подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", а обществом не доказана обоснованность произведенных им расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности."
Номер дела в первой инстанции: А33-12978/2011
Истец: ООО "АгроНик"
Ответчик: ГУ - КРО ФСС РФ, ГУ Красноярское региональное отделение Фрнда социального страхования РФ, ГУ КРО ФСС РФ филиал N 1 (Левобережный)
Третье лицо: ГУ - КРО ФСС РФ филиал N1