г. Чита |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А19-14260/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого потребительского кооператива "Ель" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2011 года по делу N А19-14260/2011, по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Ель" (место нахождения: 664000, Иркутская область, Иркутский район, 25 км. левая сторона автодороги Иркутск-М, ОГРН 1083827001609, ИНН 3827030208) к Администрации Иркутского районного муниципального образования (место нахождения: 664001, г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 17, ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838) о признании незаконным решения (суд первой инстанции Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шолохова Ю.Ю. (доверенность от 15.08.2011),
Фесик П.А. (доверенность от 20.02.2012
от заинтересованного лица: не явились, извещены;
установил:
Садоводческий потребительский кооператив "Ель" (далее - СПК "Ель", кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Иркутского районного муниципального образования (далее - Администрация) о признании незаконным решения Администрации Иркутского районного муниципального образования от 27 июня 2011 года N 1573 об отказе в предоставлении Садоводческому потребительскому кооперативу "Ель" в срочное пользование земельного участка, площадью 15001 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 34 км Байкальского тракта (левая сторона), и обязании Администрацию Иркутского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК "Ель".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2011 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Судом первой инстанции установлено, что Уставом Иркутского районного муниципального образования предусмотрено утверждение схемы территориального планирования. При этом утвержденная решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25 ноября 2010 года N 15-101/рд схема территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования является муниципальным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению на всей территории данного муниципального образования. Следовательно, у Администрации Иркутского районного муниципального образования отсутствовали правовые основания для предоставления СПК "Ель" испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением суда первой инстанции СПК "Ель" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на необоснованность вывода суда о законности решения администрации об отказе в предоставлении земельного участка СПК "Ель" по основанию его отнесения к землям сельскохозяйственного назначения ограниченного в обороте, а также предусмотренного под строительство. При обращении заявителя в Администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении в срочное пользование земельного участка нарушений порядка обращения администрацией не установлено. Действующее законодательство не содержит прямые указания на основания для отказа в предоставлении земельного участка. Законом предусмотрено лишь ограничение земельных участков в обороте. Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок обладает признаками земель, ограниченных в обороте, отсутствуют. Вывод суда об обязательности исполнения схемы территориального планирования на территории муниципального образования только лишь при утверждении схемы территориального планирования решением Думы Иркутского района при отсутствие плана реализации схемы территориального планирования является не основанным на законе. Следовательно, выводы суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя является незаконным.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считают решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и подлежащим отмене.
В судебное заседание представитель Администрации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация указывает на законность решения суда первой инстанции, не подлежащим отмене.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 11.01.2012.
В судебном заседании 22.02.2012 объявлялся перерыв до17час. 00 мин. 27.02.2012, информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда и в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 22.02.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей СПК "Ель", изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, садоводческий потребительский кооператив "Ель" зарегистрирован за основным государственным номером 1083827001609.
18 октября 2010 года (вх. N 7935) СПК "Ель" обратился к мэру муниципального образования Иркутского района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 га, расположенного в районе деревни "Бурдаковка" (левая сторона Байкальского тракта), в срочное пользование до утверждения проекта застройки членам СПК "Ель".
Письмом от 27 июня 2011 года N 1573 Администрация Иркутского районного муниципального образования по итогам рассмотрения заявления отказала кооперативу в предоставлении земельного участка в связи с его отнесением к землям сельскохозяйственного назначения и не предназначенным для размещения садоводческих объединений граждан.
СПК "Ель", полагая данное решение несоответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" устанавливает, что предметом регулирования данного Закона являются отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Согласно статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (ч. 1).
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (ч. 2).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством (ч. 4).
Следовательно, выбор и предоставление земельного участка в данном случае должны были производиться из фонда перераспределения земель, являющихся в силу пункта 4 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации общедоступными.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к фонду перераспределения земель, материалы дела не содержат.
Согласно статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1).
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (ч. 2).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (ч. 6).
Из указанных норм предполагается, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 33 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности (ч. 1).
Статьей 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" установлено, что возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории (ч. 1).
Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления (ч. 2).
Принимая во внимание указанное, суд апелляционной инстанции считает, что предоставление земельного участка дачным некоммерческим товариществам для его организации осуществляется в порядке, установленном для предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с особенностями, установленными Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях".
Как следует из заявления садоводческого кооператива о предоставлении земельного участка, а также из пояснений, данных представителями СПК "Ель" при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы, в дальнейшем на испрашиваемом земельном участке планируется застройка.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч. 2).
Учитывая, что предоставление земельных участков для дачного строительства на бесплатной основе не может быть осуществлено на торгах, предоставление земельного участка в данных целях возможно путем предварительного согласования места размещения объекта.
Так, согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (ч. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч. 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч. 6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (ч. 7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч. 8).
В целях оптимизации на территории Иркутского района распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена, на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов: от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 25, 53 Устава Иркутского районного муниципального образования, Думой Иркутского района утверждены Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района и Положение о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района.
В соответствии с частью 2 Раздела 2 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района к компетенции мэра района в сфере регулирования земельных отношений относится в том числе установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и жилищного строительства из земель, находящихся на территории района, в соответствии с действующим законодательством; подготовка и принятие постановлений о предоставлении земельных участков на территории района.
Согласно части 1 Раздела 3 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование осуществляется на основании постановления мэра района.
В соответствии с частями 1, 2 и Раздела 4 Положения о порядке распоряжения земельными участками на территории Иркутского района земельные участки предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам постановлением мэра Иркутского района. Порядок предоставления зависит от следующих критериев: - субъекта права (гражданин или юридическое лицо); - вида права (собственность, аренда (краткосрочная или долгосрочная)); - безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование; - условий предоставления (платное или бесплатное); - вида разрешенного использования (для целей, связанных или не связанных со строительством, под имеющимися объектами недвижимого имущества, для размещения временных сооружений, иных установленных видов разрешенного использования) (часть 1).
С целью приобретения прав на земельные участки субъекты права (далее по тексту - заявители) обращаются в КУМИ Иркутского района с заявлением на имя мэра района о предоставлении земельного участка на соответствующем праве с указанием цели, размера, местонахождения, иных данных, установленных действующим законодательством, необходимых документов (с копиями), определяемых соответствующим порядком Положения о прохождении документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района, в зависимости от критериев, обозначенных в п. 1 настоящего раздела (часть 2).
При рассмотрении документов по предоставлению земельного участка КУМИ района производит согласование проекта постановления мэра о предоставлении земельного участка с юридической службой администрации Иркутского района, а также с отделом архитектуры и градостроительства (ОАиГ), который может в случае необходимости запрашивать у государственного органа охраны объектов культурного наследия Иркутской области информацию о возможном нахождении земельного участка в зоне охраны объектов культурного наследия, у территориального органа Министерства природных ресурсов и экологии РФ - информацию о нахождении земельного участка в составе земель особо охраняемых природных территорий, земель лесного фонда, земель водного фонда, о наличии под поверхностью земельного участка недр федерального, регионального или местного значения, в соответствии с действующим законодательством (часть 3).
Согласно части 7 Главы 4 о порядке предоставления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования Положения о порядке прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории Иркутского района лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или уполномоченное общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения (далее - заявители) подает в КУМИ Иркутского района заявление на имя мэра Иркутского района о предоставлении земельного участка в собственность, размере, местонахождении с приложением следующих документов:
- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписки из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу заявления;
- описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
- удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения.
К заявлению СПК "Ель" о предоставлении земельного участка в срочное пользование были приложены: Устав кооператива, Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке на налоговой учет, Схема расположения участка, Протокол общего собрания.
Между тем, заявление о предоставлении СПК "Ель" земельного участка в безвозмездное срочное пользование не соответствует требованиям части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка, что является существенным критерием для определения площади земельного участка для бесплатного предоставления.
Кроме того, заявителю, до подачи заявления о предоставлении земельного участка, надлежало обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, поскольку в силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации акт выбора земельного участка является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка.
При этом данная норма понимается таким образом, что выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта, обусловлены соблюдением требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Кроме того, основанием для отказа СПК "Ель" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, явилось то обстоятельство, что земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения не предназначенным для размещения садоводческих объединений граждан.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предполагается использовать для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в материалы дела не представлено.
Так же, для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормы главы III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предполагают обязательное предварительное проведение зонирования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Как следует из материалов дела Решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25 ноября 2010 года N 15-101/рд "Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования Иркутской области" (вместе с Положениями о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования Иркутского районного муниципального образования) утверждена схема территориального планирования муниципального района Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (далее - схема территориального планирования). Основными целями и задачами данной схемы предусмотрены: определение основных направлений перспективного развития территории Иркутского района (21 муниципальное образование, входящие в состав Иркутского района) исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений; установление границ населенных пунктов Иркутского района с учетом расширения территорий планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования, выявление территорий для размещения индивидуального жилищного строительства, зон развития туризма и рекреаций, объектов захоронения бытовых и промышленных отходов, организаций кладбищ.
При этом названной схемой территориального планирования не предусмотрено размещение огороднических, дачных и садоводческих некоммерческих товариществ на испрашиваемом заявителем земельном участке, что подтверждается выкопировкой из проектного плана (основной чертеж) схемы территориального планирования муниципального образования - Иркутский район, представленной ответчиком в материалы дела.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу части 1 статьи 5 Устава Иркутского районного муниципального образования в пределах территории Иркутского районного муниципального образования осуществляется местное самоуправление.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 22 Устава Иркутского районного муниципального образования структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе Дума Иркутского районного муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 50 Устава Иркутского районного муниципального образования в систему муниципальных правовых актов входят также решения Думы района.
Пунктом 1.14 части 1 статьи 9 Устава Иркутского районного муниципального образования предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения Иркутского района относятся, в том числе утверждение схем территориального планирования Иркутского районного муниципального образования, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах района для муниципальных нужд.
Таким образом, Уставом Иркутского районного муниципального образования предусмотрено утверждение схемы территориального планирования. При этом утвержденная решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 25 ноября 2010 года N 15-101/рд схема территориального планирования муниципального района - Иркутского районного муниципального образования является муниципальным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению на всей территории данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у Администрации Иркутского районного муниципального образования отсутствовали правовые основания для предоставления СПК "Ель" испрашиваемого земельного участка, основан на нормах права и конкретных материалах дела.
Установленные по делу обстоятельства не опровергают по существу правильных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по выше указанным мотивам, поскольку не влекут отмену оспариваемого СПК "Ель" судебного акта.
В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый отказ Администрации не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 и частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе СПК "Ель" в удовлетворении заявленных им требований.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2011 года по делу N А19-14260/2011оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предполагается использовать для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в материалы дела не представлено.
Так же, для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормы главы III Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предполагают обязательное предварительное проведение зонирования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
...
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
...
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 и частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе СПК "Ель" в удовлетворении заявленных им требований."
Номер дела в первой инстанции: А19-14260/2011
Истец: Садоводческий потребительский кооператив "Ель"
Ответчик: Администрация Иркутского районного Муниципального образования
Третье лицо: Представитель заявителя-Хрущева О. Г.