г. Вологда |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А66-12728/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от закрытого акционерного общества "Тверское предприятие "Гидроэлектромонтаж" Гермацкого В.В. по доверенности от 01.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Тверское предприятие "Гидроэлектромонтаж", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2011 года по делу N А66-12728/2011 (судья Бажан О.М.),
установил
закрытое акционерное общество "Тверское предприятие "Гидроэлектромонтаж" (ОГРН 1026901948590; далее - общество, ЗАО "ТВП "ГЭМ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным выраженного в письме от 30.09.2011 N 5534-05 отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 69:35:0000017:1407, площадью 42 476 кв. м, расположенного в границах участка по адресу: Удомельский район, с/п Рядское, промзона КАЭС, и о возложении на ответчика обязанности вынести решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность обществу, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением арбитражного суда от 13 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Кроме того, отмечает, что Росимущество вернуло документы общества в управление, сославшись на то, что приватизация испрашиваемого земельного участка невозможна ввиду того, что данный земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и, следовательно, ограничен в обороте.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу управления и его представитель в судебном заседании доводы, изложенные в ней, отклонили, считают решение суда в обжалуемой административным органом части законным и обоснованным.
ЗАО "ТВП "ГЭМ" с решением суда также не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не рассмотрено требование заявителя о возложении на управление обязанности в десятидневный срок заключить с обществом договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене 412 803 руб. Просит решение суда в указанной части изменить, заявленное требование в данной части удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал свою жалобу по требованиям и доводам, изложенным в ней.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалоб, однако представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности открытая сборная площадка укрупнительной сборки КИПиА (лит. 1 - замощение площадью 941,2 кв. м, лит. 2 - замощение площадью 2329,9 кв. м, лит. 1,2 - ограждения протяженностью 302,4 м, адрес объекта: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона КАС); автодороги ГЭМ (протяженность - 0,206 км, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение); здание ампулохранилища (площадь: 10,9 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание гальванического цеха (площадь - 63,1 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание гаража (площадь - 477,6 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание лабораторно-производственного корпуса (площадь - 2406,2 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание мастерской КИПиА, расширенная мастерская КИП, цех укрупненной сборки, цех сварки (общая площадь - 5797,9 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание мастерской по ремонту транспортной техники (площадь - 339,6 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание проходной (площадь - 17,0 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание складов (площадь - 2072,8 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание закрытого склада лаков и красок (площадь - 96,2 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона); здание столярной мастерской, площадь - 123,5 кв. м, адрес: Тверская обл., Удомельский район, Рядское сельское поселение, промзона), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.10.2011 серии 69-АВ N 351608, серии 69-АВ N 351609, от 16.09.2002 серии 69-АА N 299839, серии 69-АА N 299829, серии 69-АА N 299830, серии 69-АА N 299840, серии 69-АА N 299823, серии 69-АА N 299841, серии 69-АА N 299842, серии 69-АА N 299836, серии 69-АА N 299837, серии 69-АА N 299838 (листы дела 20-31).
Указанные объекты недвижимости расположены на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 69:35:0000017:1407, площадью 42 476 кв. м, расположенном в границах участка по адресу: Удомельский район, с/п Рядское, промзона КАЭС, отнесенном к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, энергетики, землям обороны и землям иного назначения. Разрешенное использование данного участка - для размещения базы ЗАО "ТВП "ГЭМ".
Общество обратилось в управление с заявлением от 26.07.2011 N 2527 о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), с приложением необходимого пакета документов (листы дела 14-16).
Административный орган направил данные документы в Росимущество.
Управление в письме от 30.09.2011 N 5534-05 сообщило обществу о том, что Росимущество письмом от 16.09.2011 N ПП-10/28317 вернуло указанные документы в управление, сославшись на то, что приватизация испрашиваемого земельного участка невозможна ввиду того, что данный земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и, следовательно, ограничен в обороте. Обществу разъяснено право обратиться в управление с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (лист дела 33).
ЗАО "ТВП "ГЭМ" обжаловало указанный отказ в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае оспариваемый отказ ответчика не может считаться законным.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд; не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 этой же статьи в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенных для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрена обязанность юридических лиц переоформить в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию.
На испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, которые указаны в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ (морские речные порты, вокзалы, аэродромы, аэропорты, сооружения навигационного обеспечения воздушного движения, терминалы и терминальные комплексы в зонах формирования международных транспортных коридоров).
Из системного толкования приведенных норм права можно сделать вывод о том, что законодательство не содержит публичных ограничений в обороте и запрета на приватизацию в порядке статьи 36 ЗК РФ земельных участков, на которых расположены дороги. Возможность приватизации таких участков в указанном порядке не зависит от того, на каком праве у собственников названных объектов недвижимости находятся эти участки (в аренде или на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Из материалов дела следует, что собственником дорог, находящихся ни испрашиваемом земельном участке, является общество. Как указывает заявитель, эти дороги используются им для собственных нужд. Данное утверждение заявителя ответчик не оспаривал. Каких-либо иных объектов, принадлежащих третьим лицам, на данном участке не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, юридические лица и граждане, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, в рассматриваемом случае выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ЗАО "ТВП "ГЭМ" и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной инстанцией.
Из пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание апелляционной инстанцией.
Каких-нибудь иных доводов, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка, подателем жалобы не приведено.
Общество в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрено требование заявителя о возложении на управление обязанности в десятидневный срок заключить с обществом договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене 412 803 руб.
В то же время в суде апелляционной инстанции представитель заявителя указал на то, что общество просило возложить на ответчика данную обязанность в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО "ТВП "ГЭМ".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствующими закону суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Вывод о конкретном способе устранения допущенных нарушений прав и законных интересов суд делает на основании установленных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ возложил на управление обязанность в установленный данной нормой срок принять решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи этого участка.
По мнению апелляционной инстанции, в этой части обжалуемое судебное решение соответствует закону.
Согласно абзацу шестому пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, признавая отказ в выкупе земельного участка незаконным, суд в качестве меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя может обязать ответчика только подготовить проект договора.
При этом в материалах дела не усматривается, что между обществом и управлением возник преддоговорный спор и у них имеются разногласия по условиям договора купли-продажи земельного участка. Следовательно, требование общества заключить договор купли-продажи по конкретной цене в данном случае не является обоснованным.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2011 года по делу N А66-12728/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы закрытого акционерного общества "Тверское предприятие "Гидроэлектромонтаж", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
...
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания оспариваемых действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствующими закону суд указывает на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
...
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ возложил на управление обязанность в установленный данной нормой срок принять решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи этого участка.
...
Согласно абзацу шестому пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А66-12728/2011
Истец: ЗАО "Тверские предприятия "Гидроэлектромонтаж", ЗАО "Тверское предприятие "Гидроэлектромонтаж"
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области