г. Вологда |
|
02 марта 2012 г. |
Дело N А66-4978/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Артемово" Степановой Ю.А. по доверенности от 05.05.2011, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Эсиповой О.Ю. по доверенности от 06.04.2011 N 19,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Артемово" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 ноября 2011 года по делу N А66-4978/2011 (судья Пугачев А.А.),
установил
садоводческое некоммерческое товарищество "Артемово" (ОГРН 1096910001990; далее -товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление) от 24.02.2011 об отказе во внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРПН) изменений, связанных с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:11:000009:0024, и о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать соответствующие изменения в ЕГРПН.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечена администрация Калязинского района (далее - администрация).
Решением арбитражного суда от 23 ноября 2011 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Товарищество с решение суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой указывает на то, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка произведено на основании акта органа местного самоуправления, проверка правомерности вынесения которого не входит в полномочия ответчика.
Управление в отзыве и его представитель в суде апелляционной инстанции отклонили доводы подателя жалобы, ссылаясь на то, что действия ответчика соответствуют Федеральному закону от 21.07.2007 N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 200, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, товариществу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2 га, с кадастровым номером 69:11:000009:0024, категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для передачи в аренду или распоряжение иным способом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.06.2009 серии 69 АБ N 427523 (лист дела 17).
Постановлением администрации от 02.06.2009 N 676 разрешенное использование данного участка изменено на "для садоводства, огородничества и дачного строительства".
В связи с этим товарищество обратилось к ответчику с заявлением о внесении в ЕРГПН изменений в отношении вида разрешенного использования указанного участка.
Управление отказало заявителю во внесении в ЕГРПН изменений, ссылаясь на то, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка возможно только после изменения категории земель (земель сельхозугодий), в состав которых входит указанный земельный участок (сообщение об отказе от 24.02.2011; листы дела 26-28).
Товарищество оспорило данный отказ управления в судебном порядке.
Апелляционная инстанция считает, что требования заявителя в данном случае не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Отказывая во внесении в ЕГРПН изменений, управление сослалось на абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Данной нормой предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 16 Закон N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Мотивируя отказ во внесении в ЕГРПН изменений, управление также сослалось на положения, закрепленные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Сторонами не оспаривается и материалами подтверждается, что спорный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (листы дела 127, 130).
Из статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в составе категории земель сельскохозяйственного назначения различаются два вида земель: сельскохозяйственные угодья, отличающиеся особой ценностью, и иные сельскохозяйственные земли.
Таким образом, согласно данной норме сельскохозяйственные угодья - это категория земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 79 упомянутого Кодекса под сельскохозяйственными угодьями понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Данные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу части 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
Пунктом 1 статьи 7 названного Закона определено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме. Такими случаями являются: консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; установление или изменение черты населенных пунктов.
При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для иных целей.
Таким образом, по смыслу приведенных положений изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, является недопустимым, так как это противоречит приведенным нормам.
На регистрацию заявителем представлено постановление администрации от 02.06.2009 N 676, согласно которому разрешенное использование данного участка изменено на "для садоводства, огородничества и дачного строительства", в то же время документов, подтверждающих факт того, что категория земель, к которым относится спорный участок (сельскохозяйственные угодья), изменена, ответчику не представлено. На наличие такого документа не ссылались ни товарищество, ни третье лицо.
В связи с этим управление обоснованно заключило, что изменения в ЕГРПН на основании названного постановления администрации не могут быть внесены.
Довод заявителя об отсутствии у управления полномочий по проверке законности постановления администрации отклоняется апелляционной инстанцией. Статьей 13 Закона N 122-ФЗ предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав, который включает в себя правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Таким образом, в силу названной нормы государственный регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Действия ответчика в данном случае соответствуют указанной норме.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в рассматриваемом случае не имеется. Следовательно, обжалуемое судебное решение отмене (изменению) не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 ноября 2011 года по делу N А66-4978/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Артемово" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мотивируя отказ во внесении в ЕГРПН изменений, управление также сослалось на положения, закрепленные Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
...
Из статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в составе категории земель сельскохозяйственного назначения различаются два вида земель: сельскохозяйственные угодья, отличающиеся особой ценностью, и иные сельскохозяйственные земли.
...
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
...
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"."
Номер дела в первой инстанции: А66-4978/2011
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Артёмово", СНТ "Артёмово"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области