город Ростов-на-Дону |
N 15АП-1399/2012 |
11 марта 2012 г. |
дело N А53-18255/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьева М.В.
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2011 по делу N А53-18255/2011 принятого в составе судьи Воловой Н.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омиа Рус"
к заинтересованному лицу Ростовской таможни
об оспаривании решений,
при участии:
от Ростовской таможни : Гуреев М.А. по доверенности от 04.04.2011 г..
от ООО "Омиа Рус": Новокшонов И.Б. по доверенности N 156 от 07.07.2011 г..
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омиа Рус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможни (далее - таможенный орган) о признании незаконными решения о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10313110/130411/0000764 от 10.06.2011, решения об определении таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10313110/130411/0000764 путем самостоятельного заполнения бланков ДТС-2 от 17.06.2011 и КТС-1 от 17.06.2011, решения о зачете денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10313110/130411/0000764.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции с жалобой, основные доводы которой сводятся к тому, что декларантом не подтверждена структура заявленной таможенной стоимости товара ввезенного по ДТN 10313110/130411/0000764, а именно ООО "Омиа Рус" не представлены документы отражающие расходы по транспортировке товара до места погрузки на борт судна, упаковке, маркировке, погрузочно- разгрузочным работам, перевозке товара, не представлены документы по страхованию товара, декларации страны вывоза, вследствие чего таможенным органом сделан вывод о невозможности проверки структуры таможенной стоимости товара. Величина таможенной стоимости, заявленной обществом по ДТN 10313110/130411/0000764 значительно ниже по сравнению с имеющейся в таможенном органе информацией о стоимости однородных товаров, ввезенных в РФ за аналогичный период времени.
Представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ООО "Омиа Рус" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Повторно изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в рамках внешнеторгового контракта N 280205 от 28.02.2005, заключенного между ООО "ОМИА РУС" и компанией "ОМИА Интернейшнл АГ" (Швейцария, продавец) на условиях поставки CIF - Ростов-на-Дону ввезен на таможенную территорию Таможенного союза товар - микромраморные наполнители, оформленный по ДТ N 10313110/130411/0000764.
Таможенная стоимость товара определена декларантом по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение таможенной стоимости по ДТ обществом в таможенный орган представлены: внешнеторговый контракт N 280205 от 28.02.2005, дополнительные соглашения N 13 от 02.02.2010, N 15 от 31.12.2010 к контракту N 280205 от 28.02.2005, спецификация N 106 от 27.03.11 к контракту N 280205 от 28.02.2005, в которой согласовываются ассортимент, количество, цена за единицу (тонну) и общая стоимость поставляемых товаров, приложение N 106 от 27.03.11 к контракту N 280205 от 28.02.2005, инвойс N 95047987 от 27.03.11 с переводом на общую сумму 252468,75 долл.США, ценовое письмо, упаковочный лист, паспорт сделки, коносамент N01 от 27.03.2011.
В процессе таможенного контроля товаров по ДТ 10313110/130411/0000764 с
помощью системы управления рисками таможенный органом был выявлен риск возможного недостоверного заявления в ДТ и ДТС сведений о таможенной стоимости товаров, выразившийся в отклонении заявленной таможенной стоимости от среднего уровня цен на товары того же класса или вида при сопоставимых условиях ввоза.
Также, в процессе контроля таможенной стоимости товаров по указанной ДТ с помощью ИАС таможенных органов - ИАС "Мониторинг-Анализ", АС КТС "Стоимость-1" был проведен сравнительный анализ величины цен декларируемых товаров с ценами на подобные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий период времени, по результатам которого таможенным органом было установлено отклонение заявленной таможенной стоимости товара, а именно выявлено оформление однородных товаров и товаров того же класса или вида, классифицируемых кодом 3824909809, имеющего уровень таможенной стоимости в размере - 3,94 руб./кг (товар оформлен обществом в январе 2011 г. по ДТ N 10313110/250111/0000128), в то время как заявленная в ДТ N 10313110/130411/0000764 стоимость товара составляет 3,49 руб./кг.
В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки от 13.04.2011 таможенным органом у общества запрошены следующие дополнительные документы, сведения и пояснения: прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров на условиях поставки ЕХW/FОВ либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; пояснения по условиям продажи и цены сделки ; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя; ведомость банковского контроля по исполнению контракта N 280205 от 28.02.2005; заказ N 3 на осуществление поставки товаров в счет контракта N 280205 от 28.02.2005; документы от продавца, подтверждающие полномочия лиц фирмы на право подписи коммерческих документов и удостоверение подписи указанных лиц; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ТС; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются); бухгалтерские документы об оприходовании товаров; документы и сведения по перевозке товаров до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (договора, счета-фактуры (инвойсы), банковские документы); страховые документы (договор страхования, страховой сертификат, страховой полис, счет-фактура (инвойс), банковские документы), либо письменные пояснения декларанта об отсутствии страхования; документы, свидетельствующие об оплате страховой премии либо письменные пояснения декларанта об отсутствии страхования; пояснения декларанта по вопросу: имеется ли взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров в значении, установленном ст.3 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" от 25.01.2008.
До представления запрошенных документов и сведений обществу было предложено осуществить выпуск товара при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам дополнительной проверки правильности определения таможенной стоимости.
Таможенным органом был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей и был осуществлен условный выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей (денежный залог по таможенной расписке N ТР-4399081).
В ответ на решение о проведении дополнительной проверки от 13.04.2011 обществом представлено письмо от 13.05.2011 о том, что запрашиваемые документы на момент таможенного оформления представить не представляется возможным в связи с отказом в их предоставлении контрагентом и отсутствием их у заявителя.
Одновременно обществом представлены следующие документы и пояснения: письмо ООО "ОМИА РУС"; письмо фирмы "ОМИА Интернейшнл АГ" с переводом, адресованное ООО "ОМИА РУС" от 29.04.2011 с отказом представить запрашиваемые документы ввиду их конфиденциальности.
По причине отсутствия запрошенных документов, а также выявленного занижения таможенной стоимости, таможенный орган не принял заявленную таможенную стоимость по стоимости сделки с ввозимыми товарами и принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 10.06.2011, в соответствии с которым обществу было предложено определить таможенную стоимость в соответствии со ст.10 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через Таможенную границу Таможенного союза" на основе ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, о стоимости однородных товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.
В связи с непредставлением обществом в установленный п.23 Порядка контроля таможенной стоимости срок надлежащим образом заполненных деклараций таможенной стоимости, формы корректировки таможенных платежей и таможенных платежей и документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов, таможенным органом 17.06.2011 по ДТ N 10313110/130411/0000764 были самостоятельно заполнены КТС-1, ДТС-2.
В связи с принятием окончательного решения по величине таможенной стоимости по ДТ N 10313110/130411/0000764 таможенным органом 21.06.2011 в соответствии с п.1 ст. 91 ТК ТС осуществлен зачет денежного залога, внесенного обществом, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей по КТС.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что таможенным органом не представлены доказательства документальной неподтвержденности таможенной стоимости товара.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, обязанность доказывания правомерности оспариваемых актов и действий, а также обстоятельств, на которых они основаны, возложена на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение либо совершили действие.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).
По смыслу статьи 69 Кодекса при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами. Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 Кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров установлен в Приложении N 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г.. N 376.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения - метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, обществом представлены: внешнеторговый контракт N 280205 от 28.02.2005, дополнительные
соглашения N 13 от 02.02.2010, N 15 от 31.12.2010 к контракту N 280205 от 28.02.2005, спецификация N 106 от 27.03.11 к контракту N 280205 от 28.02.2005, в которой согласован ассортимент, количество, цена за единицу (тонну) и общая стоимость поставляемых товаров, приложение N 106 от 27.03.11 к контракту N 280205 от 28.02.2005, инвойс N 95047987 от 27.03.11 с переводом на общую сумму 252468,75 долл. США, ценовое письмо, упаковочный лист, паспорт сделки, коносамент N01 от 27.03.2011.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товаров по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанций правильно установил, что общество представило все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, содержащие сведения о наименовании, количестве, и стоимости товаров, и документально подтвердило правомерность определения стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (первый метод).
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявленная обществом таможенная стоимость помимо иных документов объективно подтверждается заявлением на перевод в иностранной валюте N 77 от 09.06.2011 г.., ведомостью банковского контроля.
Суд апелляционной инстанции считает, что довод таможни о недостаточности документов, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу, суд первой инстанции правомерно отклонил, сославшись на документальную подтвержденность таможенной стоимости товаров, так как документы о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразования не входят в перечень документов, обязательных к представлению.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки стоимости.
Доказательства несоблюдения обществом предусмотренного таможенным законодательством условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.
Поскольку судом апелляционной инстанции не выявлено противоречий между одними и теми же сведениями содержащимися в представленных обществом документах, не установлено признаков недостоверности документов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товаров по цене сделки надлежащим образом подтверждена, в связи с чем, у Ростовской таможни отсутствовали основания корректировки таможенной стоимости товара, а также основания принятия решения от 21.06.2011 N 20-28/10793 о зачете денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2011 по делу N А32-18255/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 69 Кодекса при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами. Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 Кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
...
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товаров по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов, представив доказательства объективной невозможности получения или использования ценовой и иной информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов."
Номер дела в первой инстанции: А53-18255/2011
Истец: ООО "Омиа Рус"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: Ростовская таможня