г. Москва |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А41-41724/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Машкова Н.И, по доверенности б/н от 10.01.2012,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области (ИНН: 5027037350, ОГРН: 1025003213729),
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14.12.2011 по делу N А41-41724/11, принятое судьей Бобриневым А.А.,
по заявлению Администрации муниципального образования городского поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 07.10.2011 N 15/345/45,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городского поселение Томилино Люберецкого муниципального района Московской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2011 N 15/345/45 Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области (далее - административный орган, управление, Госадмтхнадзором) о привлечении к административной ответственности на основании пункта 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства и содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением арбитражным судом норм права.
В судебное заседание представители управления, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. Представлено письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду отпуска представителя, которое рассмотрено и отклонено апелляционным судом ввиду неуважительности неявки представителей административного органа.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей управления, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствие со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
23 августа 2011 года Госадмтехнадзором проведен осмотр территории по адресу: Московская область, д.Токарево, на съезде с автодороги М5 "Урал" в сторону г.Лыткарино и 9,9 км МКАД (Новорязанское шоссе). В результате осмотра установлено, что на территории от М5 "Урал" справа до съезда на Лыткарино обнаружен навал строительных отходов и мусора объемом до 30 куб.м.; между съездом с М5 "Урал" на Лыткарино и д.Токарова вдоль ограждения территория заросла высокой сорной травой и засорена мелкими ТБО, в виде пустых бутылок и бумаги (упаковочных пакетов, пачек из -под сигарет); 9,9 км МКАД справа территория заросла высокой сорной травой высотой до 1 метра, замусорена ТБО в виде пусто й тары из-под напитков, сигарет, бумаги и пакетов, одноразовой посуды.
По результатам осмотра составлен акт от 23.08.2011 и 24.08.2011 выдано предписание администрации г.п.Томилино Люберецкого района Московской области об устранении нарушений в срок до 29 августа 2011 года.
20 сентября 2011 года Госадмтехнадзор вновь провел осмотр деревни Токарева пос. Томилино Люберецкого района. В результате осмотра установлено, что контейнерные площадки по ул.Октябрьская и прилегающим к ней территориям, по ул.Советская, находятся в ненадлежащем состоянии, имеются навалы мусора, сухие сучья, трава; вокруг Дома культуры д.Токарева территория не убирается, имеются навалы мусора объемом до 2 куб.м., а также строительный мусор и отходы; вдоль Лыткаринского шоссе слева и справа территория до домов частного сектора д.Токарева находится в ненадлежащем состоянии, заросла высокой сорной травой, деревья не подрезаны, имеется мусор бытовой и навал срезанных сухих веток; также имеется навал строительных отходов и мусора у кладбища и справа от съезда с М5 "Урал" на Лыткаринское шоссе.
К акту от 20.09.2011 приложены фотоснимки.
Уведомлением от 20.09.2011 администрация вызвана для участия в составлении протокола об административном правонарушении на 21 сентября 2011 года.
21 сентября 2011 года должностным лицом Госадмтехнадзора составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации г.п.Томилино. В протоколе указано, что администрацией нарушены требования Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (пункт 2 статьи 3). За данные нарушения предусмотрена административная ответственностью пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области N 161/2004-ОЗ).
07.10.2011 по результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении, Госадмтехнадзором вынесено постановление N 15/345/45 о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав постановление по делу об административном правонарушении от 07.10.2011 N 15/345/45 незаконным, администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области.
Суд первой инстанции, установив факт совершения правонарушения и виновность заявителя в его совершении, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предприятия по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления Государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Согласно статье 4 указанного Закона государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ) надзор за исполнением настоящего Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Статьей 1 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ установлены единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты и порядка, определены требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Московской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора предусмотрена пунктом 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация не является лицом, ответственным за содержание и уборку территории, расположенной по адресу: Московская область, д.Токарево, на съезде с автодороги М5 "Урал" в сторону г.Лыткарино и 9,9 км МКАД (Новорязанское шоссе), отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, обязаны регулярно производить уборку территорий хозяйствующих субъектов, осуществлять вывоз мусора с целью его утилизации и обезвреживания в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к границам территории на расстоянии 5 метров, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством Московской области и муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ).
В статье 3 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ перечислены лица, обязанные организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов, расположенных на территории Московской области.
Как следует из материалов дела, территория по адресу: Московская область, д.Токарево, на съезде с автодороги М5 "Урал" в сторону г.Лыткарино и 9,9 км МКАД (Новорязанское шоссе), на котором обнаружен очаговый навал мусора, входит в границы территории муниципального образования городского поселения Томилино.
Доказательств того, что территория, на которой выявлена свалка мусора, передана кому-либо во владение и (или) пользование, а также доказательств закрепления территории за какой-либо эксплуатационной организацией суду не представлено. При этом заявитель не оспаривает того факта, что территория не передана и не закреплена за кем-либо.
То обстоятельство, что администрацией г.п.Томилино заключен договор с ООО "Энергетика и Технология" (далее - общество), на основании которого общество исполняет обязанности по уборке мусора на территории муниципального образования, и каждый месяц администрация (заказчик) выдает исполнителю (ООО "ЭНИТ") техническое задание на выполнение работ по уборке территории, не свидетельствует о передаче участка, на котором обнаружен очаговый навал мусора, кому-либо в эксплуатацию.
Кроме того, сам факт заключения договора по уборке мусора на территории муниципального образования, в том числе относительно территорий с выявленным навалом мусора, дополнительно свидетельствует об ответственности муниципального образования за указанные в оспариваемом постановлении территории.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что зафиксированные в акте осмотра территории, протоколе об административном правонарушении факты нарушения требований действующего законодательства административным органом доказаны, так как несанкционированная свалка находится в границе городского поселения Томилино и на подведомственной муниципальному образовании территории. Из положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, разграничивающих сферу ведения поселения и муниципального района по вопросам местного значения, следует, что на органы местного самоуправления городского поселения Томилино возложено обязанность по организации сбора и вывоза мусора по настоящему делу.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 249/2005-ОЗ утилизация мусора - обработка мусора различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
При этом мусор - это любые отходы, включая твердые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, утратившие свои потребительские свойства товары (продукция).
Таким образом, к компетенции муниципального района отнесено решение вопросов по обработке с целью исключения вредного воздействия на человека и окружающую среду (утилизации) как бытовых, так и промышленных отходов. В компетенцию поселения входит именно организация сбора и вывоза отходов и мусора.
В силу определений и норм действующего законодательства, выявленная заинтересованным лицом при проверке свалка, является свалкой мусора.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 161/2004-ОЗ предусмотрена административная ответственность за не принятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора.
Материалами дела подтверждается наличие свалки мусора. При этом из представленных фотоснимков следует, что свалка мусора имеется в значительном объеме, что может свидетельствовать о продолжительности наличия свалки мусора и подтверждает факт непринятия мер по ее ликвидации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что администрацией не были предприняты все возможные меры, а также имелась возможность для соблюдения требований, установленных действующим законодательством.
Довод жалобы о том, что администрация несет обязанность лишь по принятию мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, а не по уборке территории, и данные меры приняло, путем заключения договора со специализированной организацией ООО "Энергетика и Технология", апелляционным судом отклоняется, поскольку в данном случае навалы мусора на спорных территориях имелись, при этом администрация не обеспечила надлежащее исполнение договорных обязательств привлеченным по договору подрядчиком.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Оценив данные документы во взаимной связи с иными доказательствами по делу, и в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у администрации имелась, однако, ею не были предприняты все необходимые меры для недопущения нарушения данных требований и правил.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ.
Процедура привлечения администрации к административной ответственности административным органом соблюдена; нарушений требований КоАП РФ в части порядка привлечения лица к административной ответственности не установлено.
Администрация в ходе производства по делу об административном правонарушении не была лишена процессуальных прав и гарантий и могла реализовать предусмотренные КоАП РФ процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении принято в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено с учетом статьи 4.3 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что постановление Главного управления Государственного административно-технического надзора Московской области от 07.10.2011 N 15/345/45 о привлечении администрации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 22 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ и назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является законным и обоснованным; оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14.12.2011 г.. по делу N А41-41724/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
...
Процедура привлечения администрации к административной ответственности административным органом соблюдена; нарушений требований КоАП РФ в части порядка привлечения лица к административной ответственности не установлено.
Администрация в ходе производства по делу об административном правонарушении не была лишена процессуальных прав и гарантий и могла реализовать предусмотренные КоАП РФ процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении принято в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено с учетом статьи 4.3 КоАП РФ в пределах санкции, установленной частью 3 статьи 22 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ.
...
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А41-41724/2011
Истец: Администрация муниципального образования городское поселение Томилино Люберецкого муниц. района МО, Администрация муниципального образования поселок Томилино Московской области
Ответчик: Заместитель начальника главного управления административно-технического надзора МО старший государственный административно-технический инспектор МО Терентьев Д. Н.
Третье лицо: ТО 15 ТУ 2 Госадмтехнадзора Московской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1237/12