г. Пермь |
N 17АП-894/2012-ГК |
11 марта 2012 г. |
Дело N А60-31185/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей В.Ю.Дюкина, Т.Л.Зелениной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.
при участии:
от истца - ОАО "Уральские газовые сети": не явились,
от ответчика - органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, ОАО "Уральские газовые сети" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 декабря 2011 года по делу N А60-31185/2011, принятое судьей Абозновой О.В.
по иску Открытого акционерного общества "Уральские газовые сети" (ОГРН 1056604083854, ИНН 6671777526)
к Органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города "Каменск-Уральского"
о признании дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков недействительными,
установил:
Открытое акционерное общество "Уральские газовые сети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" о признании недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений с приложенными к ним расчетами арендной платы на 2011 год к договорам аренды земельных участок от 29.10.2007 N 47-ю, от 29.10.2007 N 46-ю, от 04.08.2008 N 19-ю, от 04.08.2008 N 18-ю, от 04.08.2008 N 17-ю, от 04.08.2008 N 16-ю в части применения в расчете арендной платы на 2011 год коэффициентов, установленных постановлениями Правительства Свердловской области N 1365-ПП от 23.12.2008 и N 1685-ПП от 20.11.2009, как не соответствующих действующему законодательству.
Решением от 09.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, Открытое акционерное общество "Уральские газовые сети", с решением суда от 09.12.2011 не согласен, просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению истца, расчет арендной платы за пользование земельными участками в 2011 году произведен ответчиком с нарушением действующих нормативно-правовых актов в части применения коэффициентов увеличения, утвержденных постановлениями Правительства Свердловской области N 1365-ПП от 23.12.2008 и N 1685-ПП от 20.11.2009.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыва на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представил.
Своих представителей в судебное заседание апелляционного суда стороны не направили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Открытым акционерным обществом "Уральские газовые сети" (арендатор) и ОМС "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (арендодатель) заключены договоры аренды земельных участков от 29.10.2007 N 47-ю, от 29.10.2007 N 46-ю, от 04.08.2008 N 19-ю, от 04.08.2008 N 18-ю, от 04.08.2008 N 17-ю, от 04.08.2008 N 16-ю.
В соответствии пунктами 4.2 указанных договоров расчет арендной платы производится в соответствии с действующим законодательством и оформляется в виде приложения к договорам, являющихся неотъемлемой частью договоров.
В пунктах 4.3 договоров аренды установлено, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке на основании федеральных и областных нормативных актов, органов местного самоуправления, но не более одного раза в год. При изменении арендной платы оформляется новый расчет с дополнительным соглашением, который является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть договора.
Согласно пунктам 4.4 договоров аренды уведомление о перерасчете арендной платы вместе с расчетом и дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть договора. Арендатор обязан в срок до 30 марта уточнить величину арендной платы за текущий год в Комитете по управлению имуществом города.
Между теми же сторонами к спорным договорам аренды земельных участок подписаны дополнительные соглашения о размере арендной платы на 2011 год, которая начислена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.03.2009 N 332-ПП "О регулировании отдельных вопросов по взиманию арендной платы", постановлением Правительства Свердловской области от 23.12.2008 N1365-ПП "Об установлении на 2009 год коэффициентов увеличения", постановлением Правительства Свердловской области от 31.02.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Свердловской области" (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 18.03.2004 N173-ПП), постановлением Правительства Свердловской области от 29.05.2006 N439-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 20.11.2009 N1685-ПП.
Согласно приложениям к вышеназванным договорам расчет арендной платы за 2011 год, производится по формуле: Арендная плата = Арендуемая площадь x Ставка земельного налога x Коэффициент БРАП x Годовой коэффициент x Квартальный коэффициент x {коэффициент особых условий} x (коэффициент увеличения-уменьшения) x период расчета / (кол-во дней в году).
Истец, полагая, что указанные расчеты не соответствует действующему законодательству в части применения коэффициентов увеличения, утвержденных постановлениями Правительства Свердловской области N 1365-ПП от 23.12.2008 и N 1685-ПП от 20.11.2009, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии со ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки также может быть предъявлено любым заинтересованным лицом (п.2 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен и пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу положения п. 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из содержания ч.4 ст.22. ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе нормативно-правовым актам органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.05.2006 N 439-ПП (в ред. от 21.12.2007 N1325-ПП) "О регулировании отдельных вопросов во взиманию арендной платы за земельные участки" установлено, что при расчетах арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, а также за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, земельный налог применяется в размерах, рассчитанных по правилам, действовавшим в 2005 году, с коэффициентом 1,27.
На 2010 год коэффициент увеличения, применяемый при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, установлен в размере 1,107 (Постановление Правительства Свердловской области от 20.11.2009 N 1685-ПП "Об установлении на 2010 год коэффициента увеличения, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
Согласно Порядку расчета арендной платы за использование земельных участков, которые находятся в собственности Свердловской области, расположенных в пределах и за пределами границ городов и рабочих поселков на территории Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по формуле: ГАП = П x БРАП x ЗН x Ку, где: ГАП - годовая арендная плата; П - площадь земельного участка в кв. м; БРАП - базовый размер арендной платы, установленный Правительством Свердловской области; ЗН - земельный налог за 1 кв. м, определенный исходя из значений, применяемых при расчете земельного налога в 2005 году и умноженный на коэффициент, утверждаемый Правительством Свердловской области (рублей / кв. м); Ку - коэффициент увеличения арендной платы, установленный Правительством Свердловской области.
При этих условиях правомерен вывод суда первой инстанции о том, что коэффициент увеличения арендной платы, установленный Правительством Свердловской области, является обязательной составляющей при расчете годовой арендной платы.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Действующий с 01.01.2008 коэффициент 1,27 является коэффициентом индексации в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год по отношению к предыдущему году, применяемым к ставке земельного налога, утверждаемого актами органов местного самоуправления в 2005 году, и не является коэффициентом увеличения арендной платы.
При таких обстоятельствах при расчете годовой арендной платы с учетом вышеуказанной формулы необходимо учитывать коэффициент увеличения арендной платы, установленный Правительством Свердловской области.
Следовательно, коэффициенты увеличения, утвержденные постановлениями Правительства Свердловской области от 23.12.2008 N 1365-ПП и от 20.11.2009 N 1685-ПП, применяются при расчете арендной платы, начиная с 2009 года с целью учета уровня инфляции.
При расчете арендной платы за 2011 год коэффициент увеличения на 2011 год ответчиком не применен, поскольку на 2011 год этот коэффициент не утвержден в установленном порядке.
Принимая во внимание, что коэффициент увеличения каждый год индексирует арендную плату и из расчета цены аренды исключен быть не может, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что представленный ответчиком расчет арендной платы с учетом коэффициентов, применяемых к ставке земельного налога (3,71 x 1,1 x 1,27), а также коэффициентов увеличения арендной платы, усыновленных постановлениями Правительства Свердловской области от 23.12.2008 N 1365-ПП и от 20.11.2009 N 1685-ПП (1,115 x 1,107) не противоречит закону, размер арендной платы определен ответчиком в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на истца согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2011 по делу N А60-31185/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен и пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу положения п. 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из содержания ч.4 ст.22. ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе нормативно-правовым актам органов местного самоуправления.
...
В силу ст.4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1."
Номер дела в первой инстанции: А60-31185/2011
Истец: ОАО "Уральские газовые сети"
Ответчик: Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города "Каменск-Уральского"