г. Самара |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А55-18777/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 252 г.о. Самара (Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 252 г.о. Самара) - до перерыва: Червяковой Л.П. (паспорт, выписка из приказа от 11.07.1986 N 382), после перерыва: не явился, извещено,
представителя Главного управления МЧС России по Самарской области - до перерыва: Петрова Н.С. (доверенность от 16.01.2012 N 176-2-1), после перерыва: не явился, извещено,
представителя Департамента образования Администрации г.о. Самары - до перерыва: Мироненковой Л.В. (доверенность от 11.01.2012 N 12-01/39), после перерыва: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.02.2012-05.03.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения N детский сад N 252 городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 по делу N А55-18777/2011 (судья Степанова И.К.), принятое по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 252 городского округа Самара, Самарская область, г.Самара,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, Самарская область, г.Самара,
третье лицо: Департамент образования Администрации городского округа Самары, Самарская область, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 252 городского округа Самара (далее - МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара, детское учреждение) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Самарской области, Самарская область (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания (т.1, л.д.2-3).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования Администрации городского округа Самары (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 по делу N А55-18777/2011 в удовлетворении заявления отказано (т.1,л.д.86-90).
Не согласившись с принятым решением суда, МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном суду, административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 29.02.2012 до 05.03.2012. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствующие в судебном заседании, извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебном заседании представитель МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Главного управления МЧС России по Самарской области возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара.
В судебном заседании представителем МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов: постановления от 09.12.2011 N 1796 об изменении наименования детского сада на "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 252 городского округа Самара", устава МБДОУ детский сад N 252 г.о. Самара (новая редакция) от 09.12.2011 N 1796 и письма от 24.02.2012 N 12-01-02/1109.
Представители других лиц, участвующих в деле, не возражали против приобщения представленных документов к материалам дела.
Суд приобщил представленные детским учреждением документы к материалам дела и в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвёл процессуальное правопреемство Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 252 городского округа Самара на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 252 городского округа Самара.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.07.2011 N 225 (т.1,л.д.23) административным органом проведена плановая выездная проверка детского учреждения с целью надзора за соблюдением юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований пожарной безопасности согласно ежегодного плана проведения плановых проверок на 2011 год.
В ходе проверки были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности (акт проверки от 31.08.2011 N 225) (т.1,л.д.29-31):
- отделка стен и пола лестничных маршей левой и правой части здания выполнена сгораемыми материалами (покрыты масляной краской) - нарушение ППБ 01-03 п. 3, п. 53. СНиП 21-01-97* п. 6.25*;
- двери коридоров 1-ого и 2-ого этажей ведущих в лестничную клетку, не оборудованы
доводчиками с уплотнением в притворах - нарушение ППБ 01-03 п. 34. СНиП 21-01-97* п. 6.18*;
- на окнах кабинетов бухгалтера, заведующей, в помещении группы N 5 (2-ой этаж), а так же в лестничных клетках основного и запасного эвакуационного пути установлены глухие металлические решетки - нарушение ППБ 01-03 п. 40;
- отсутствует возможность свободного открывания двери запасного эвакуационного выхода 1-го этажа, изнутри без ключа - нарушение ППБ 01-03 п. 52;
- допущена эксплуатация электросветильников, в тамбуре эвакуационного выхода через кабинет бухгалтерии, основной склад (1-ый этаж), не оборудованных плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника - нарушение ППБ 01-0,3 п. 60;
- отсутствует световой указатель "ВЫХОД" над основным и запасным эвакуационным выходами из коридора 2-го этажа в лестничную клетку, с подключением табло к эвакуационному (автономному) питанию - нарушение ППБ 01-03 п.61. ВСН 59-88 п. 2.5;
- под лестничным маршем 1-го этажа запасного эвакуационного выхода расположены горючие материалы (рубероид, строительный мусор) - нарушение ППБ 01-03 п. 40;
- двери эвакуационных выходов из помещений групп N 2, 3, 4, 5 выполнены с открыванием не по направлению выхода - нарушение ППБ 01-03 п. 52;
- дополнительные двери запасных эвакуационных выходов из помещений групп, выполнены с открыванием не по направлению выхода - нарушение ППБ 01-03 п. 52;
- противопожарные преграды (дверные блоки складских помещений, расположенных в столовой, в помещении прачечной) выполнены не противопожарными, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа - нарушение ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 5.14. таблица N 2, п. 8.4*, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82;
- ширина эвакуационных выходов из групп N 1, 2, 3, 4, 5, а так же основного и запасного эвакуационных выходов в лестничную клетку со второго этажа менее 1,2 метра (фактически: из группы N 1- 67 см; из группы N 2 - 77 см; из группы N 3 - 76 см; из группы N 4 - 76 см; из группы N 5 - 77 см; эвакуационных выходов в лестничную клетку со 2-го этажа - 77 см) - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16;
- на дверях выхода в чердачное помещение не указана информация о месте хранения ключей - нарушение ППБ 01-03 п. 44;
- аппараты отключения электроснабжения помещения основного склада не вынесены за пределы склада, в помещении продовольственного склада установлена штепсельная розетка
- нарушение ППБ 01-03 п. 507, 508;
- для складских помещений не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ, информация не указана на дверях помещений - нарушение ППБ 01-03 п. 3, п. 33 НПБ 105-03;
- покрытие кровли групп 1-го этажа левой и правой части здания, к оконным проемам групп 2-го этажа, на расстоянии не менее 4-метров, выполнено сгораемым материалом (рубероид) - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 7.15, СНиП 2.01.02-85* п. 3.11;
- на пути запасного эвакуационного выхода группы 2-го этажа N 5 на наружную эвакуационную лестницу размещено оборудование (газопроводная труба), препятствующее свободной эвакуации людей - нарушение ППБ 01-03 п. 53;
- отделка фасадных стен групп 1-го этажа левой и правой части здания выполнена сгораемыми материалами - нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.7.1.
В отношении детского учреждения были составлены протоколы об административном правонарушении N 450 и N 451, N 452 от 05.09.2011 по факту совершения им административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.33-36).
Постановлением Главного управления МЧС России по Самарской области от 15.09.2011 N 450 МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (т.1,л.д.37-38).
В обоснование заявления детское учреждение ссылается на принятые им всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и требований пожарной безопасности, однако для их выполнения требуются значительные денежные средства, которых учреждение не имеет по причине финансирования из бюджета (дополнительных источников финансирования не имеется: платные дополнительные услуги не оказываются, помещения в аренду не сдаются), учреждением неоднократно направлялись письма в Департамент образования Администрации г.о. Самара о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений (дополнительное финансирование), в план 2012 года включена заявка на: отделку стен и пола лестничных маршей несгораемым материалом; двери запасных эвакуационных выходов из помещений групп (с открыванием по направлению выхода), отделку фасадных стен (2-х веранд) несгораемым материалом. Учреждение обращает внимание на обеспечение системы противопожарной безопасности в результате установленной автоматической пожарной сигнализации, металлических противопожарных дверей и люков, отработанной с работниками детского сада эвакуации на случай возникновения пожара, на установленные распашные решетки на окнах первого этажа, на оборудованные доводчиками двери коридоров первого и второго этажей. Учреждение не признает вину в совершении выявленных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции правильно признал доводы детского учреждения частично обоснованными исходя из следующего.
Материалами дела подтверждаются факты совершения учреждением нарушений установленных правил и норм пожарной безопасности, выявленных впервые: двери коридоров 1-ого и 2-ого этажей ведущих в лестничную клетку, не оборудованы доводчиками с уплотнением в притворах; отсутствует возможность свободного открывания двери запасного эвакуационного выхода 1-го этажа, изнутри без ключа; допущена эксплуатация электросветильников, в тамбуре эвакуационного выхода через кабинет бухгалтерии, основной склад (1-ый этаж), не оборудованных плафонами (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; под лестничным маршем 1-го этажа запасного эвакуационного выхода расположены горючие материалы (рубероид, строительный мусор); ширина эвакуационных выходов из групп N 1, 2, 3, 4, 5, а так же основного и запасного эвакуационных выходов в лестничную клетку со второго этажа менее 1,2 метра (фактически: из группы N 1- 67 см; из группы N 2 - 77 см; из группы N 3 - 76 см; из группы N 4 - 76 см; из группы N 5 - 77 см; эвакуационных выходов в лестничную клетку со 2-го этажа - 77 см); на дверях выхода в чердачное помещение не указана информация о месте хранения ключей; аппараты отключения электроснабжения помещения основного склада не вынесены за пределы склада, в помещении продовольственного склада установлена штепсельная розетка; для складских помещений не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класс зоны по ПУЭ, информация не указана на дверях помещений; покрытие кровли групп 1-го этажа левой и правой части здания, к оконным проемам групп 2-го этажа, на расстоянии не менее 4-метров, выполнено сгораемым материалом (рубероид); на пути запасного эвакуационного выхода группы 2-го этажа N 5 на наружную эвакуационную лестницу размещено оборудование (газопроводная труба), препятствующая свободной эвакуации людей.
Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ административным органом доказан факт вменяемых МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара вышеперечисленных нарушений при недоказанности принятия учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм пожарной безопасности.
При этом устранение допущенных нарушений (установка автоматической пожарной сигнализации, металлических противопожарных дверей и люков, распашных решеток на окнах первого этажа, оборудование доводчиками дверей коридоров первого и второго этажей) не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Тогда как выявленные в ходе рассматриваемой проверки нарушения: отделка стен и пола лестничных маршей левой и правой части здания выполнена сгораемыми материалами (покрыты масляной краской); на окнах кабинетов бухгалтера, заведующей, в помещении группы N 5 (2-ой этаж), а так же в лестничных клетках основного и запасного эвакуационного пути установлены глухие металлические решетки; отсутствует световой указатель "ВЫХОД" над основным и запасным эвакуационным выходами из коридора 2-го этажа в лестничную клетку, с подключением табло к эвакуационному (автономному) питанию; двери эвакуационных выходов из помещений групп N 2, 3, 4, 5 выполнены с открыванием не по направлению выхода; дополнительные двери запасных эвакуационных выходов из помещений групп, выполнены с открыванием не по направлению выхода; противопожарные преграды (дверные блоки складских помещений, расположенных в столовой, в помещении прачечной) выполнены не противопожарными, с пределом огнестойкости менее 0,6 часа; отделка фасадных стен групп 1-го этажа левой и правой части здания выполнена сгораемыми материалами - фактически были установлены административным органом ранее (акты проверки от 27.04.2010, от 30.01.2008, от 15.01.2007 - л.д.76-79).
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Представленные в материалы дела письма направлены учреждением в Департамент образования администрации городского округа Самара, Управление развития дошкольного образования о выделении денежных средств (л.д.10-11, 51-53) в отношении и с целью устранения ранее выявленных нарушений.
Вместе с тем, оспариваемое постановление не подлежит признанию незаконным и отмене, т.к. факты совершения учреждением административным правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 КоАП РФ, за исключением тех вышеизложенных правонарушений, по которым истек срок привлечения к административной ответственности, материалами дела подтверждается. Вина учреждения в совершении этих правонарушений административным органом установлена.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 05.12.2011 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.12.2011 по делу N А55-18777/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 252 городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И.Захарова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ административным органом доказан факт вменяемых МДОУ детский сад N 252 г.о. Самара вышеперечисленных нарушений при недоказанности принятия учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм пожарной безопасности.
...
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Представленные в материалы дела письма направлены учреждением в Департамент образования администрации городского округа Самара, Управление развития дошкольного образования о выделении денежных средств (л.д.10-11, 51-53) в отношении и с целью устранения ранее выявленных нарушений.
Вместе с тем, оспариваемое постановление не подлежит признанию незаконным и отмене, т.к. факты совершения учреждением административным правонарушений, предусмотренных ч.ч. 2, 3, 4 КоАП РФ, за исключением тех вышеизложенных правонарушений, по которым истек срок привлечения к административной ответственности, материалами дела подтверждается. Вина учреждения в совершении этих правонарушений административным органом установлена."
Номер дела в первой инстанции: А55-18777/2011
Истец: МДОУ детский сад N 252 городского округа Самара
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарской области, Отдел надзорной деятельности г. о. Самара УНД ГУ МЧС России по Самарской области государственный инспектор Дмитриев А. Г., Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Самарской области
Третье лицо: Департамент Образования Администрации г. о. Самары, Департамент образования Администрации городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2012 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18777/11
11.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-209/12
22.12.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15410/11
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18777/11