Москва |
N 09АП-2640/2012-АК |
11 марта 2012 г. |
Дело N А40-67733/11-129-290 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2011 г. по делу N А40-67733/11-129-290, принятое судьей Н.В. Фатеевой
по иску (заявлению) ОАО "Щуровский цемент" ОГРН (1025002738749), 140414, Московская область, г. Коломна, ул. Цементников, д. 1
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области ОГРН (1047702060075), 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 47, 3; УФНС России по Московской области
о взыскании страхового возмещения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Елисеева В.В. по дов. N 160 от 02.08.2011; Егоров П.А. по дов. N 1 от 10.01.2012;
заинтересованные лица:
от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области - Руднева Н.Б. по дов. N 02-18/01526 от 26.12.2011;
от УФНС России по Московской области - Локтева М.Г. по дов. N 06-17/0035вн от 17.01.2012.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Щуровский цемент" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 14.12.2010 г.. N 08-30/159 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неправомерности заявленной к вычету суммы НДС в размере 22 003 708, 44 руб., начисленной с сумм оплаты, частичной оплаты и подлежащей вычету с даты отгрузки соответствующей продукции; неправомерности заявленной к вычету суммы НДС, уплаченной заявителем при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в размере 320 067 102, 15 руб.; требования от 17.12.2010 г.. N 2; решения УФНС России по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо, налоговый орган) от 25.03.2011 г.. N 16-16/101843; незаконными действий МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области по начислению пени.
Решением суда от 21.11.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Управление представило письменные пояснения, в которых просит отменить решение суда.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 20.07.2010 г.. по 01.11.2010 г.. была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, в которой заявлено право на возмещение НДС в заявительном порядке, согласно пп.2 п.2 ст. 176.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в сумме 599 826 262 руб.
По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт N 08-28/142 от 23.11.2010 г. и вынесено решение от 14.12.2010 г.. N 08-30/159 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также признано необоснованным применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 342 070 810 руб.
Заявителем указанное решение инспекции было обжаловано в УФНС России по Московской области.
Решением УФНС России по Московской области от 25.03.2011 г.. N 16-16/15217 решение инспекцией оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
Налоговый орган указывает, что обществом неправомерно заявлена к вычету сумма НДС в размере 22 003 708,44 руб., исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты и подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующей продукции.
По мнению инспекции, общество отражает сумму НДС, исчисленную с сумм оплаты, частичной оплаты в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 г.., а также в книге покупок за 2 квартал 2010 г.. и предъявляет к налоговому вычету сумму НДС больше, чем была произведена фактическая отгрузка товаров.
Основаниями для данного довода послужили выводы налогового органа о том, что общество неправомерно заявило к вычету сумму НДС в размере 22 003 708,44 руб., так как выявленные обществом несоответствия в книге продаж за 2 квартал 2010 г.., а именно между суммой полученных авансовых платежей и сумм НДС с полученных авансовых платежей во 2 квартале 2010 г.., скорректированы обществом по книге покупок за 2 квартал 2010 г.., что, по мнению инспекции, должно было быть скорректировано путем внесения изменений в книгу продаж за 2 квартал 2010 г.., путем регистрации счетов-фактур в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрированы счета-фактуры до внесения в него исправлений. Общество не предоставляло дополнительные листы книги продаж за 2 квартал 2010 г.
Данные доводы инспекции отклоняются в силу следующего.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, исходя из требований подп.2 п.1 ст. 167 НК РФ, налогоплательщик производил исчисление НДС с полученных от покупателей авансов в день получения оплаты от покупателей, в счет предстоящих поставок продукции, что подтверждается книгой продаж за 2 квартал 2010 г.
Согласно п.8 ст. 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг).
При проведении проверки, налоговый орган выявил список контрагентов, сумма НДС, подлежащая вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) по которым, превышала на 22 003 708 руб. сумму НДС, исчисленную к уплате с реализации продукции.
От указанных покупателей в течение 2 квартала 2010 г.. на расчетный счет общества поступили авансовые платежи за продукцию на сумму 459 099 712,57 руб. в т.ч. НДС 70 032 159,54 руб., что подтверждается платежными поручениями, а также Реестром по сопоставлению НДС, исчисленного с авансов по книге продаж, с НДС с авансов по книге покупок за 2 квартал 2010 г по контрагентам с превышением налогового вычета по НДС.
Заявитель признал, что в книгу продаж за 2 квартал 2010 г. ошибочно начислен аванс в части НДС в размере 91 051 094,80 руб. Таким образом, сумма НДС с авансов в книге продаж за 2 квартал 2010 г.. была завышена на 21 018 935,26 руб. в части исчисленного НДС. Данный факт и налоговым органом не оспаривается.
НДС с реализации в книге продаж за 2 квартал 2010 г.. составил 67 254 429,31 руб. Таким образом, налогоплательщик, согласно п.8 ст. 171 НК РФ, может предъявить НДС к вычету с авансовых платежей в размере, равной или меньше НДС с реализации.
Однако общество начислило в книгу покупок НДС с авансовых платежей, подлежащих вычету с момента отгрузки соответствующих товаров в размере 89 258 137,02 руб., что на 22 003 708,44 руб. больше, чем НДС с реализации. Это несоответствие послужило основанием для отказа налогоплательщику в вычете данной суммы.
Данное несоответствие, между суммами, полученными фактически на расчетные счета общества от данных контрагентов в виде авансовых платежей и суммами авансовых платежей, НДС с которых исчислен к уплате в бюджет по книге продаж, было обнаружено обществом в течение 2 квартала 2010 г.. и сделаны соответствующие корректировки, которые прошли за 2 квартал 2010 г.. не в уменьшение сумм по книге продаж, а дополнительными оборотами по книге покупок на сумму завышения исчисленного НДС с авансовых платежей.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2006 г. N 283 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914" регламентированы правила исправления книги покупок и книги продаж, путем заполнения дополнительных листов, аннулирующих некорректные записи в книгах и отражающие правильные данные в тех периодах, в которых отражены первоначальные данные.
Эти рекомендации относятся только к ошибкам, допущенным в предыдущих налоговых периодах, но выявленным в текущем налоговом периоде.
Заявитель пояснил, что разница в оборотах 22 003 708,44 руб. - 21 018 935,26 руб. = 984 773,18 руб. образовалась по причинам возврата денежных средств покупателям; списания задолженности в течение 2 квартала 2010 г..; возмещения НДС с авансовых платежей, полученных на расчетный счет общества в 1 квартале 2010 г., но реализация по которым проведена во 2 квартале 2010 г.. В налоговый орган заявителем предоставлялись копии писем от покупателей, платежных поручений на возврат денежных средств, а также копии служебных записок на списание задолженности.
Инспекцией указано, что налогоплательщик отражает налоговые вычеты не с даты отгрузки соответствующих товаров, а на момент начисления сумм НДС с полученного аванса, которые отражаются по книге продаж.
Фактически же, в качестве налогового вычета по НДС в сумме 22 003 708 руб. поставлены к возмещению суммы налога, исчисление которых к уплате в бюджет по книге продаж было произведено ошибочно. Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие вычету с даты отгрузки продукции отражались в книге покупок за 2 квартал 2010 г.. в момент реализации товара (работ, услуг), что подтверждается книгой покупок за 2 квартал 2010 г.. и сводной таблицей сумм НДС, исчисленного с полученной предоплаты в счет предстоящих поставок, с фактической реализацией и налоговых вычетов по НДС, предусмотренных п.8 ст. 171 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан вести книгу покупок, при этом ни данной нормой НК РФ, ни другими нормами НК РФ не установлено, что нарушения по ведению книги покупок могут служить основанием для отказа в принятии к вычету НДС. Техническая ошибка, допущенная Налогоплательщиком при заполнении книги продаж и книги покупок, не является основанием для отказа в применении налогового вычета, учитывая факт, что сумма, исчисленная к возмещению НДС из бюджета, является правильной, а нарушение заявителем правил бухгалтерского учета не привело к занижению налогооблагаемой базы.
Между заявителем и инспекцией проведена сверка поступивших авансовых платежей и исчисления НДС по ним, по результатам которой сторонами сверки подтверждено, что занижения налоговой базы не имеется.
Кроме того, налоговый орган подтвердил в решении завышение суммы вычетов по книге покупок в части авансовых платежей, подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг), а также завышение суммы НДС, исчисленной с полученных от покупателей предварительной оплаты по книге продаж, однако отказал только в сумме вычета, при этом не исключил из книги продаж завышенный оборот, что является неправомерным.
Таким образом, общество правомерно заявило к вычету сумму НДС в размере 22 003 708,44 руб., исчисленную с сумм частичной оплаты.
Также инспекция в апелляционной жалобе ссылается на письмо Министерства Финансов РФ N 03-07-15/39 от 06 марта 2009 г., согласно которому, в случае если в течение пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты (частичной оплаты), осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, реализация услуг, передача имущественных прав) в счет этой оплаты (частичной оплаты), то счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) выставлять покупателю не следует.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Статьей 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы в целях исчисления налога на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В случае если ранней датой момента определения налоговой базы по НДС является день полученной предоплаты, налоговая база определяется дважды.
При этом суммы налога, исчисленные с аванса, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка этих товаров (работ, услуг).
В том случае, если предоплата и отгрузка осуществлены в одном налоговом периоде, налогоплательщик в декларации по НДС должен отразить: налоговую базу по сумме полученной предоплаты; налоговую базу по отгруженным товарам (работам, услугам) в счет предоплаты; заявить к вычету сумму налога, исчисленную с аванса.
Исходя из изложенного, налогоплательщик действовал в рамках НК РФ и правильно исчислил НДС в книгу продаж, как с авансов, полученных в качестве предоплаты, так и в момент реализации товаров (работ, услуг) в счет данной предварительной оплаты, независимо от срока отгрузки товаров (работ, услуг).
Данная позиция подтверждается письмом ФНС России от 10 марта 2011 г. N КЕ-4-3/3790, в котором указано, что вне зависимости от того, что в течение 5 календарных дней после получения предоплаты, приходящихся на один налоговый период либо на разные налоговые периоды, произошла отгрузка товаров, счета-фактуры оформляются в двух экземплярах как на сумму аванса, так и при отгрузке. Кроме того, в Письмах УФНС России по г. Москве от 02.06.2005 N 19-11/39279, от 31.01.2005 N 19-11/5754 налоговые органы отметили, что НДС нужно исчислить с аванса, а потом и с выручки от реализации товаров (работ, услуг). При этом исчисленный НДС, как с аванса, так и с реализации, нужно отражать в налоговой декларации за истекший налоговый период.
Таким образом, общество правомерно заявило к вычету сумму НДС в размере 22 003 708,44 руб., исчисленную с сумм оплаты, частичной оплаты.
Инспекция указывает, что общество неправомерно заявило к вычету сумму НДС, уплаченную налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в размере 320 067 102,15 руб., по следующим основаниям: 1) сумма НДС в размере 271 005 582, 27 руб. (357 946 954 руб. - 86 941 371,78 руб.) налогоплательщиком заявлена неправомерно, так как, по мнению налогового органа, ввезенные товары по ГТД, которые отражены в Реестре ГТД, были приняты налогоплательщиком на учет в период с февраля 2009 г. по март 2010 г. Налоговый орган, также считает, что сумма НДС в размере 20 434 584,95 руб. по ГТД, которые входят в указанную сумму НДС, которые отражены в реестре имеет дополнительные основания для признания ее неправомерно заявленной к возмещению, а именно: отсутствие отметок таможенного органа о списании денежных средств на платежных порочениях налогоплательщика; отсутствие штампов таможенных органов "Выпуск разрешен"; отсутствие платежных поручений к ГТД, подтверждающих оплату НДС (Том N 12 листы 37-38); отсутствие ГТД.
2) сумма для возмещения НДС в размере 49 061 519,88 руб. исчислена налогоплательщиком по ГТД, которые отражены в реестре, товары по которым были ввезены на территорию РФ в период с 01.04.2010 г.. по 21.06.2010 г.. и были приняты налогоплательщиком на учет во 2 квартале 2010 г., но данная сумма НДС налоговым органом не подтверждена, т.к.: отсутствуют отметки таможенного органа о списании денежных средств на платежных поручениях налогоплательщика; отсутствуют штампы таможенных органов "Выпуск разрешен"; отсутствуют платежные поручения к ГТД, подтверждающие оплату НДС; отсутствуют ГТД.
Также инспекция указывает, что обществом не представлены документы, подтверждающие принятие на учет ввезенных товаров.
Данные доводы инспекции подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик вправе заявить вычет по НДС, фактически уплаченного им при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
В силу того, что в гл. 21 НК РФ не имеется специального порядка принятия товаров (работ, услуг) к вычету, налогоплательщики руководствуются законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ о бухучете), бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.9 ФЗ о бухучете, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п.2 ст.9 ФЗ о бухучете). Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания (п.4 ст.9 ФЗ о бухучете). Формы первичных учетных документов, применяемых в бухгалтерском учете, утверждены Росстатом (ранее - Госкомстатом РФ)
В связи с тем, что общество осуществляет крупномасштабное строительство новой линии по производству цемента сухим способом, налогоплательщик закупает большой объем импортного оборудования у иностранных контрагентов. Общество использует специальный порядок для ввоза оборудования на территорию РФ, используя Единое классификационное решение. Согласно данному решению общество освобождается от уплаты таможенной пошлины и уплачивает только НДС при ввозе товаров на территорию РФ.
Для прохождения всей процедуры таможенного оформления, все ввезенное на территорию РФ оборудование поступает на склад временного хранения, находящийся на территории таможенного брокера. Только после полного оформления всей документации по ввозу оборудования на территорию РФ, согласования с органами управления дорожного движения возможности провоза по территории города на специальной большегрузной технике данного оборудования, они поступают непосредственно на склад общества.
В момент непосредственного ввоза импортного оборудования на место нахождения общества, члены комиссии, а также сотрудники склада подписывают акты о приемке оборудования по унифицированной форме: ОС-14 (акт приемки оборудования), ОС - 15 (для оборудования, требующего монтажа), которые являются первичными учетными документами и, соответственно, служат основанием для принятия данных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет, на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" бухгалтерского учета в качестве объекта незавершенного строительства (согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов Бухгалтерского учета).
Следовательно, с момента физического ввоза оборудования на территорию РФ и до момента его оприходования на складе налогоплательщика, проходит значительное время.
Все ввезенное обществом на территорию РФ оборудование во 2-м квартале 2010 г., является частью проекта "Капитального строительства новой линии по производству Продукции".
Заявитель указал, что в день фактического принятия оборудования на территории общества и подписания соответствующих актов, бухгалтерией общества вносится запись о хозяйственной операции на счета бухгалтерского учета, в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01)
Подтверждением факта совершения записи на счетах бухгалтерского учета являются - Регистры бухгалтерского учета, целью которых является, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности (п.1 ст. 10 ФЗ о бухучете). Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета (п.2 ст. 10 ФЗ о бухучете). В соответствии с этим, регистром бухгалтерского учета по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" является аналитический регистр счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Аналогичные регистры общество формирует и в налоговом учете.
Инспекция не опровергает факта предоставления обществом налогового регистра по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" за период 2 квартала 2010 г.. в обоснование заявленного к вычету суммы НДС в размере 271 005 582, 27 руб., однако, отказывает в его возмещении, ссылаясь на то, что представленные обществом ГТД на сумму 271 005 582, 27 руб. не отражены в данном регистре; колонка "Дата занесения в систему" регистра по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" не является датой учета (оприходования) оборудования по отказанным ГТД на 08 счет бухгалтерского баланса во 2 квартале 2010 г.
Таким образом, имеется две причины, в силу которых общество должно отражать в своем учете поступивший товар на счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", что должно быть основанием для подтверждения факта принятия на учет ввезенных товаров (работ, услуг) на территорию РФ.
1. На счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" формируется первоначальная стоимость объекта основного средства, которая впоследствии должна быть отнесена в дебет счета 01 "Основные средства" и являться первоначальной стоимостью основного средства (п.7 ПБУ 6/01). Согласно п.8 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Так как стоимость активов и обязательств в ГТД была выражена в иностранной валюте, то согласно п. 9 положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (далее - ПБУ 3/2006), для составления бухгалтерской отчетности, стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов и других активов, не перечисленных в пункте 7 данного Положения, а также средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету. Таким образом, при формировании стоимости затрат на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" должно быть учтено следующее: затраты принятые к учету отражены без НДС и других возмещаемых налогов (т.е. сумма таможенного НДС не может быть отражена в аналитическом регистре по счету 08, т.к. это противоречит принципам и методологии ведения бухгалтерского учета, а должна быть отнесена в дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость"); стоимость затрат в рубли на счете 08 должна быть пересчитана, исходя из стоимости в иностранной валюте, отраженной в ГТД, переведенной на курс рубля, действовавший на дату совершения хозяйственной операции по принятию на учет импортного товара, т.е. на дату составления первичной документации (актов ОС-14, ОС-15).
Стоимость затрат учитывается (дебетуется) на счете 08 в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками". Следовательно, поставщиками материально-производственных запасов (далее - МПЗ), оборудования, будут являться не таможенные органы, а иностранные контрагенты, непосредственно исполняющие/исполнившие договорные обязательства по ввозу МПЗ и оборудования на территорию РФ. В корреспонденции с таможенными органами могут быть на счет 08 отнесены только затраты, касающиеся таможенных платежей и пошлин, за исключением НДС (п.8ПБУ 6/01).
Таким образом, в аналитическом регистре счета 08 за 2 квартал 2010 г.. четко прослеживается оприходование затрат по ГТД в корреспонденции с непосредственными поставщиками МПЗ и оборудования, а затраты по таможенным органам отнесены на счет 08 только в составе таможенных сборов и пошлин, исключая НДС, что полностью соответствует ПБУ.
В аналитическом налоговом регистре счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" общество отражает затраты на приобретение оборудования, а также таможенные пошлины и сборы.
Также, в подтверждение факта оприходования этого оборудования, именно во 2-м квартале 2010 г.., к каждой ГТД на отказанную в возмещении сумму НДС 271 005 582, 27 руб. приложен акт ОС - 14 (для оборудования, требующего монтажа) или ОС-15 (для оборудования, не требующего монтажа), которые датированы в период 2 квартала 2010 г.. и являются доказательством того, что данное оборудование было поставлено на территорию общества именно в этом налоговом периоде.
Стоимость затрат формируется в актах ОС-14 и ОС-15, согласно принципам отнесения затрат на счет 08 (ПБУ 6/01 и ПБУ 3/2006), т.к. данные акты являются основанием для отнесения затрат на счет 08. Помимо этого, к каждой ГТД приложены копии платежных поручений с отметкой налогового органа о списании денежных средств в счет уплаты таможенного НДС в бюджет.
2. В аналитическом налоговом регистре общества по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" колонка "Дата занесения в систему" отражает дату отнесения затрат на счет 08.
Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете (в том числе положения о бухгалтерском учете) не регламентируют форму аналитического регистра по счету 08, следовательно, данные регистры составляются организациями в произвольной форме.
Форма регистра, применяемая обществом, не подразумевает наличие колонки "Дата оприходования", так как в целях налогообложения, и в целях бухгалтерского учета, затраты отражаются на счетах бухгалтерского учета в системе ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемой обществом, в момент их возникновения, т.е. в день фактического поступления оборудования на территорию общества.
Заявитель пояснил, что данный регистр общества был дополнен колонкой "Дата принятия на учет товаров, работ, услуг", даты в которой, полностью совпадают с датами составления актов ОС-14 и ОС-15, т.к., согласно правилам заполнения актов ОС-14 и ОС-15, датой составления акта служит дата фактического поступления на территорию общества и оприходования стоимости оборудования на счет 08. Это подтверждает факт непосредственного поступления оборудования на территорию общества во 2 квартале 2010 г., а, следовательно, право на возмещение НДС, в размере 271 005 582, 27 руб. возникло у налогоплательщика во 2 квартале 2010 г..
Решением УФНС России по Московской области N 16-16/033348 от 18.05.2011 г. на апелляционную жалобу общества по отказу в возмещении НДС за налоговый период 3 квартал 2010 г.. по аналогичному прецеденту, вышестоящий налоговый орган подтвердил позицию общества о возможности использования налогового вычета по таможенному НДС в том периоде, в котором произошло фактическое поступление МПЗ и оборудования на территорию общества. УФНС России по Московской области пришло к выводу о том, что акты приема (поступления) оборудования по форме ОС-14 подтверждают принятие на учет МПЗ и оборудования в период 3 квартал 2010 г.., но ввезенных на территорию РФ в более ранних кварталах.
Инспекция отказала обществу в возмещении части таможенного НДС в размере 20 434 584,95руб., входящего в состав НДС в размере 271 005 582,27 руб., а также НДС в размере 49 061 519,88 руб. по причинам отсутствия отметок таможенного органа о списании денежных средств на платежных поручениях налогоплательщика; отсутствие штампов таможенных органов "Выпуск разрешен"; отсутствие платежных поручений к ГТД, подтверждающих оплату НДС; отсутствие ГТД.
Порядок подтверждения уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговым законодательством не регулируется, поэтому для определения состава документации и ее оформления подлежат применению положения таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего до 29.12.2010 г..) (далее - ТК РФ) авансовыми платежами являлись денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 ТК РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи и ТК РФ установлено, что выпуск товаров - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Пунктом 70 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356, определено, что по завершению проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении товаров оформляется путем проставления штампа установленной формы.
Факт уплаты подтверждается наличием на ГТД отметки таможенного органа "Выпуск разрешен", так как согласно пп. 4 п. 1 ст. 149 ТК РФ одним из необходимых оснований для выпуска товаров таможенными органами является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.
Исходя из изложенного, доказательствами уплаты НДС на таможне являются как ГТД, так и платежные документы, подтверждающие перечисление сумм налога в бюджет.
Во всех представленных в налоговый орган ГТД присутствовали отметки таможенного органа о выпуске товаров в режиме свободного обращения, а также отметки о номерах платежных поручений, которыми уплачен НДС.
Кроме того, уплата НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается отчетом Ногинской таможни о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей N 09-12/19991 от 14.12.2010 г.., в котором таможенный орган сопоставил произведенные авансовые платежи с соответствующими ГТД, в счет которых произошло списание денежных средств.
Довод налогового органа о том, что отсутствуют отметки инспектора отдела таможенного оформления (ОТО) на оборотной стороне авансового платежного документа о номерах ГТД и остатке средств, перечисленных авансом на счета таможенного управления, предъявленным налогоплательщиком в обоснование вычетов по НДС в декларации за 2 квартал 2010 г. опровергается фактом выпуска таможней товаров в режиме свободного обращения, состоявшимся по данным ГТД во 2 квартале 2010 г..
При изложенных обстоятельствах, отсутствие в платежных документах предусмотренной приказом N 2 от 04.01.1995 ГТК РФ отметки инспектора отдела таможенного оформления (ОТО) на оборотной стороне авансового платежного документа о номерах ГТД и остатке средств, перечисленных авансом на счета таможенного управления, не может быть расценено в качестве основания к отказу в предоставлении налоговых вычетов.
В связи с длительной процедурой получения отметок таможенных органов на обратной стороне платежного поручения, обществу не представилось возможным предоставлять платежные поручения в налоговые органы в сроки предоставления документов к требованиям камеральных проверок. Большая часть платежных поручений была представлена к возражениям на акт камеральной налоговой проверки за 2 квартал 2010 г.., а также к апелляционной жалобе общества от 01.02.2011 г.. N 29/17 на решение. Однако, в связи с реструктуризацией таможенных органов, оформляющих ввоз оборудования по импортным контрактам общества, в периоды 3-4 кварталов 2010 г.., часть отметок о списании таможенного НДС с лицевого счета налогоплательщика была получена последним только после вынесения налоговым органом решения.
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК, представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Исходя из содержания пп. 23 п. 1 ст. 11, п. 3 ст. 157 ТК РФ товары считаются помещенными под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "выпуск разрешен". Таким образом, факт физического присутствия импортных МПЗ и оборудования на территории общества подтверждает факт наличия отметки "Выпуск разрешен" на всех ГТД, по которым был осуществлен выпуск товаров на территорию РФ. Отметка проставляется сотрудником таможенного органа в виде штампа. Качество данного штампа на копиях грузовых таможенных деклараций может значительно отличатся по видимости от оригинала. Инспектор не учел данный факт при вынесении решения об отсутствии штампов на части ГТД.
В адрес общества в ходе проведения камеральной налоговой проверки по 2 кварталу 2010 г.. были выставлены требования о предоставлении документов: N 2223 от 27.07.2010 (N 08-29/05481), N1031 от 25.10.2010 г.. (N08-32/07142), а также сообщение N1025 от 18.10.2010 г.. (N08-32/06921), которое также содержало в себе требование о предоставлении документов. Общество направило в инспекцию ответы с приложением запрашиваемых налоговым органом документов: N 29/89 от 10.08.2010 г..; N 29/93 от 17.08.2010 г..; N 29/106 от 14.09.2010 г..; N29/152 от 20.10.2010 г.. к требованию N 2223 от 27.07.2010 г..; N29/159 от 26.10.2010 г.. к требованию N 1031 от 25.10.2010 г.. -N29/161 от 26.10.2010 г.. к сообщению N 1025 от 18.10.2010 г..
Все документы были представлены в соответствии со ст.83 НК РФ, заверены должным образом, прошиты в папки и пронумерованы. Налоговый инспектор, проводящий камеральную проверку, личной подписью на копиях сопроводительных писем подтверждал факт получения документов. Однако, инспектор принимал документы по приложенным к каждому комплекту документов "Реестру о предоставленных документах" только путем указания общего количество полученных листов. Таким образом, не представляется возможным подтвердить факт непредставления документов и/или копий документов налогоплательщиком.
Налогоплательщик к ответу на сообщение N 1025 от 18.10.2010 г.. (N 08-32/06921) (исх. N 29/161 от 26.10.2010 г.., вх.N 24562 от 29.10.2010 г..) повторно предоставил копии необходимых ГТД, указанных в перечне к данному сообщению, о чем свидетельствует личная подпись инспектора. В подтверждении факта наличия всех заявленных к вычету ГТД, общество представило заверенные надлежащим образом копии всех грузовых таможенных деклараций, в вычетах по таможенному НДС по которым было отказано.
Довод налогового органа о том, что представленные налогоплательщиком платежные поручения, подтверждающие оплату таможенного НДС, которые представлялись налогоплательщиком ранее, а именно в целях подтверждения уплаты таможенного НДС, заявленного к вычету в налоговых декларациях за 1 - 4 кварталы 2009 г. и 1 квартал 2010 г. подтверждены налоговым органом - не соответствует действительности, т.к. авансовые платежи в таможенные органы вносились отдельными платежными поручениями, где каждый авансовый платеж (т.е. каждое платежное поручение) предназначался под ввоз оборудования под конкретного контрагента. Следовательно, сумма аванса по каждому платежному поручению, списывалась в течение всего периода ввоза оборудования. Налогоплательщик получал отметки о списании таможенного НДС, а также сбора и пошлины, в бюджет на конкретную дату закрытия отчетного периода по НДС, далее списания продолжались до тех пор, пока сумма авансового платежа не будет использована полностью, что отражается на платежном поручении отметкой сотрудника ОТО - "остатка нет".
Все перечисленные условия, для принятия НДС к вычету общество выполнило, и налоговым органом не оспаривается.
24.10.2011 г.. между заявителем и инспекцией проведена совместная документальная сверка на предмет наличия на подлинных ГТД штампа "Выпуск разрешен"; полноты предоставления ГТД и платежных поручений к ним.
По результатам проведенной сверки инспекция подтвердила наличие отметок "Выпуск разрешен" на оригинальных ГТД, по которым был произведен отказ в вычете таможенного НДС по причине отсутствия данных отметок.
Кроме того, стороны проверили наличие всех ГТД и платежных поручений к ним, по которым был произведен отказ в вычете таможенного НДС по налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2010 г.., а именно: наличие ГТД, отказ по которым произведен по причине неподтверждения факта принятия налогоплательщиком на учет ввозимых товаров; наличие отметок о списании денежных средств на платежных поручениях к ГТД; наличие оригинальных ГТД, заявленных к вычету во 2-м квартале 2010 г..; наличие платежных поручений с отметками о списании денежных средств к ГТД, заявленным к вычету во 2-м квартале 2010 г..
По всем пунктам инспекцией и заявителем проверено наличие документов, разногласий не выявлено.
Таким образом, обществом правомерно заявлена к вычету сумма НДС, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в размере 320 067 102,15 руб.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что арбитражный суд города Москвы при вынесении решения не принял во внимание то обстоятельство, что сверка была произведена в ходе судебного разбирательства, равно как и предоставлены документы, повлиявшие на решение суда, но не предоставлены в ходе камеральной проверки.
Указанный довод отклоняется, поскольку выше была изложена позиция относительно представленных документов. Кроме того, к заявлению, которое было подано в Арбитражный суд города Москвы, общество приложило копии документов, которые предоставлялись налоговому органу в рамках проведения камеральной налоговой проверки.
Следует отметить, что после окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2010 г.., главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок МИ ФНС России по КН по МО Бабкиной Н.В. составлен акт N 08-28/143 (рег. N1172688) от 01.11.2010 г.. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в связи с чем общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ, а именно штраф в размере 40 000 руб. за несвоевременное предоставление 129 шт. копий ГТД и 71 шт. копии платежных поручений, перечисленных в сообщении N 1025 от 18.10.2010 г.. (N08-32/06921). Данный акт свидетельствует о том, что налогоплательщик, в рамках проведения камеральной налоговой проверки, предоставил МИ ФНС России по КН по МО все необходимые документы для подтверждения права на получения к вычету суммы НДС, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в размере 320 067 102, 15 руб., но с нарушением срока, установленного законодательством РФ.
Проведенная сверка, которая имела место 24.10.2011 г.., являлась дополнительным доказательством того, что налогоплательщик произвел правильное исчисление суммы НДС с полученных от покупателей авансов в день получения оплаты от покупателей, в счет предстоящих поставок продукции за 2 квартал 2010 г.., оригиналы документов находятся у ОАО "Щуровский цемент", а также все оригинальные документы содержат штаммы и отметки на них.
Решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области N 08-30/159 от 14.12.2010 г.. в оспариваемой части не соответствует ст.ст. 171 172, 176 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании вступившего в силу решения, налогоплательщику было направлено требование N 2 от 17.12.2010 г.. о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость (далее - требование), согласно которому налогоплательщику подлежит возврату сумма НДС, в размере 342 070 810 руб., а также сумма процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в размере 20 046 286, 64 руб.
Указанное требование является неправомерным и необоснованным, поскольку вынесено на основании неправомерного решения N 08-30/159 от 14.12.2010 г..
Довод управления, изложенный в письменных пояснениях, о том, что решение управления не нарушает права заявителя, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.
Таким образом, вышестоящий налоговый орган имеет полномочия отменить или изменить решение нижестоящей инспекции в случае его неправомерности и восстановить нарушенное право заявителя во внесудебном порядке.
Однако в данном случае управление сочло доводы инспекции правомерными, в удовлетворении жалобы отказало, неправомерное решение вступило в законную силу и налогоплательщик вынужден обращаться в суд за зашитой нарушенного права.
Учитывая изложенное, решение УФНС России по Московской области от 25.03.2011 г.. N 16-16/101843 не соответствуют требованиям ст.ст. 171-172, 176 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
Налоговым органом обществу начислены пени по НДС, возмещенному в заявительном порядке в размере 11 768 126,64 руб. за период с 01.09.2010 г.. по 01.01.2011 г.., которые отражены на лицевом счете общества, что подтверждается выпиской операций по расчетам с бюджетом по состоянию на 27.01.2011 г.
На 01.01.2011 г.. на лицевом счете налогоплательщика числилась переплата по пени в размере 895 695,81 рублей. После зачета данной переплаты в счет начисленных пени на лицевом счете налогоплательщика осталась числиться недоимка в размере 10 872 430,83 рублей.
Общество погасило данную недоимку путем направления писем о зачете части суммы по платежному поручению N 2226 от 27.12.2010 г.. в счет оплаты пени. Таким образом, зачтенная переплата из части пеней в размере 895 695,81 руб. и зачет из переплаты по основному налогу в сумме 10 872 430, 83 руб. позволили обществу погасить общее начисление пени за 2 кв. 2010 г.. в размере 11 768 126,64 руб.
Начисление пени за период с 01.09.2010 г.. по 01.01.2011 г.. на сумму НДС, возмещенную налогоплательщику в заявительном порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, нормами НК РФ не предусмотрено. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина от 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95.
Общество неоднократно направляло в адрес инспекции письма с просьбой сторнировать начисление пеней: исх. N 29/28 от 21.02.2001 г.., вх. N 03533 от 22.02.2011 г..; исх. N 29/88 от 11.05.2011 г.., вх. N 10365 от 13.05.2011 г.. Ответы на данные запросы обществом не получены.
Также был направлен запрос в УФНС России по Московской области N 29/102 от 05.06.2011 г.., на который получен ответ, согласно которому УФНС России по Московской области сообщает, что начисление пени в данном случае не предусмотрено.
Однако Инспекция не принимает мер к сторнированию данной суммы пени.
Таким образом, действия инспекции по начислению пени в сумме 11 768 126, 64 руб. также являются незаконными.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2011 по делу N А40-67733/11-129-290 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что после окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2010 г.., главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок МИ ФНС России по КН по МО Бабкиной Н.В. составлен акт N 08-28/143 (рег. N1172688) от 01.11.2010 г.. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, в связи с чем общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 126 НК РФ, а именно штраф в размере 40 000 руб. за несвоевременное предоставление 129 шт. копий ГТД и 71 шт. копии платежных поручений, перечисленных в сообщении N 1025 от 18.10.2010 г.. (N08-32/06921). Данный акт свидетельствует о том, что налогоплательщик, в рамках проведения камеральной налоговой проверки, предоставил МИ ФНС России по КН по МО все необходимые документы для подтверждения права на получения к вычету суммы НДС, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, в размере 320 067 102, 15 руб., но с нарушением срока, установленного законодательством РФ.
...
На основании вступившего в силу решения, налогоплательщику было направлено требование N 2 от 17.12.2010 г.. о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость (далее - требование), согласно которому налогоплательщику подлежит возврату сумма НДС, в размере 342 070 810 руб., а также сумма процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ, в размере 20 046 286, 64 руб.
...
Согласно ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение.
Таким образом, вышестоящий налоговый орган имеет полномочия отменить или изменить решение нижестоящей инспекции в случае его неправомерности и восстановить нарушенное право заявителя во внесудебном порядке.
Однако в данном случае управление сочло доводы инспекции правомерными, в удовлетворении жалобы отказало, неправомерное решение вступило в законную силу и налогоплательщик вынужден обращаться в суд за зашитой нарушенного права.
Учитывая изложенное, решение УФНС России по Московской области от 25.03.2011 г.. N 16-16/101843 не соответствуют требованиям ст.ст. 171-172, 176 НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А40-67733/2011
Истец: ОАО "Щуровский цемент"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, мифнс по крупнейшим налогоплательщикам по московской области, УФНС России по МО, УФНС России по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2640/12