г. Пермь |
N 17АП-793/2012-ГК |
11 марта 2012 г. |
Дело N А50-18392/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Виноградовой Л.Ф., Кощеевой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановой Н.Г.,
при участии:
от истца: Поносова Е.Н., паспорт, доверенность N 141 от 29.12.2011;
ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, не явились,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика, ОАО "Пермдорстрой", на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 декабря 2011 года по делу N А50-18392/2011, принятое судьей Гараевой Н.Я.
по иску Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к ОАО "Пермдорстрой" (ОГРН 1025900886318, ИНН 5904001127), ОАО "Пермавтодор" (ОГРН 1055900367600, ИНН 5902197555)
о взыскании неустойки по государственному контракту,
установил:
Истец, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю, обратился в арбитражный суд с исками к ответчикам ОАО "Пермдорстрой", ОАО "Пермавтодор" о взыскании солидарно: неустойки за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту N 02-216/2009 от 6.11.2009 года в размере 9 851 068 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 декабря 2011 года исковые требования Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю удовлетворены частично: с ОАО "Пермавтодор" и ОАО "Пермдорстрой" в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Пермскому краю солидарно взыскано 5 600 000 рублей неустойки. При вынесении решения суд первой инстанции исходил из доказанности истцом нарушения ОАО "Пермдорстрой" условий заключенного между сторонами государственного контракта N 02-216/2009 от 06.11.2009, относительно своевременного выполнения работ, а также обеспеченности исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту заключенному ОАО "Пермавтодор" договором поручительства с истцом. При этом судом первой инстанции установлено наличие обстоятельств, позволяющих уменьшить размер взыскиваемой неустойки до 5600000 руб., отклонены доводы ответчика о недействительности государственного контракта в части установления промежуточных сроков выполнения работ.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик - ОАО "Пермдорстрой" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым государственный контракт будет признан недействительным в части выполнения отдельных видов работ в промежуточные сроки, в связи с несоответствием условий контракта установленному порядку определения начальных и конечных сроков выполнения работ, а также ответчик будет освобожден от уплаты неустойки, либо взысканная судом первой инстанции неустойка будет уменьшена. Указал, что судом первой инстанции необоснованно не принят во внимание довод ответчика о недействительности условий контракта в части выполнения отдельных видов работ в промежуточные сроки, поскольку контрактом не определены моменты начала, окончания, а именно соответствующее число, истечения промежуточных сроков выполнения работ. Отметил, что дополнительное соглашение N 1 от 24.11.2009 к государственному контракту не определяет ни объемы работ, ни их стоимость, ссылки на локальный сметный расчет не содержит. Применение истцом при расчете неустойки данных об объемах работ, их стоимости, подлежащих выполнению в промежуточные сроки, необоснованно. Полагает, что ответчик не считается просрочившим исполнения обязательства ввиду не исполнения со стороны истца обязательств по обеспечению строительной площадки электроэнергией (п. 5.2.11, 12.4. государственного контракта, п. 3 ст. 405 ГК РФ). Также указал, что взысканный судом первой инстанции размер неустойки является чрезмерно высоким. Обоснованным полагает начисление неустойки в размере, предусмотренном п. 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в сумме 394 042 руб. 73 коп.
Согласно доводам направленного отзыва на апелляционную жалобу, истец считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Отметил, что доводы ответчика о недействительности контракта в части были предметом рассмотрения судом в рамках дела N А50-3549/2011. Обязанность по подготовке строительной площадки для выполнения работ, в том числе подключение к источникам электроснабжения, согласно условиям государственного контракта лежит на ответчике (п. 5.2.8, 5.2.10., 5.2.11). Считает, что основания для дополнительного уменьшения взысканного судом размера неустойки отсутствуют.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В порядке ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие ответчиков.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 06.11.2009 между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (Государственный заказчик) и ОАО "Пермдорстрой" (Подрядчик) заключен государственный контракт N 02-216/2009 на выполнение работ по строительству административного здания Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Перми.
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязался выполнить собственными, а в случае необходимости привлеченными силами и средствами работы по строительству административного здания Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Перми, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, Бульвар Гагарина, 78, в соответствии с условиями настоящего контракта, технической документацией (Приложение N 1 к контракту), техническим заданием (Приложение N 2 к контракту), сводным сметным расчетом (Приложение N 3 к контракту), в сроки, предусмотренные Планом-графиком выполнения работ (Приложение N 4), а Заказчик обязался в соответствии с условиями контракта создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат (готовый к эксплуатации объект) и уплатить обусловленную контрактом цену.
Начало выполнения работ - с момента заключения Контракта. Срок сдачи-приемки объекта строительства - декабрь 2011 года (п.2.2 контракта).
Сроки выполнения отдельных видов работ определяются Планом-графиком выполнения работ (п.2.3 контракта).
Приложением N 4 к государственному контракту стороны согласовали план-график выполнения работ.
Подрядчик в целях обеспечения исполнения обязательств по контракту представил истцу договор поручительства N 864/09-ФО-215/2009 от 06.11.2009, согласно которому ОАО "Пермавтодор" принял на себя обязательства солидарной ответственности за исполнение ОАО "Пермдорстрой" обязательств по государственному контракту N 02-216/2009.
За нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку в размере 0,5% от стоимости работ, выполненных с нарушением срока, установленного Планом-графиком выполнения работ, за каждый день просрочки исполнения обязательства (п. 12.4 контракта).
Нарушение ответчиком промежуточных сроков выполнения работ послужило основанием для обращения ОПФР по Пермскому краю в арбитражный суд с рассматриваемы иском о применении ответственности за нарушение сроков выполнения работ в сумме 9 851 068 руб. 04 коп.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения, при этом учитывая следующее.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Уменьшение размера неустойки производится в соответствии со ст. 333 ГК РФ в том случае, когда она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Установив ненадлежащее исполнение ответчиком - ОАО "Пермдострой" обязательств по государственному контракту в части своевременного выполнения работ, учитывая обеспечение ответчиком - ОАО "Пермавтодор" исполнения подрядчиком обязательств по контракту на основании договора поручительства, суд первой инстанции в силу положений ст. 309, 310, 702, 330, 361, 363 ГК РФ верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, чрезмерно высокого размера неустойки - 0,5%, исчисляемой от стоимости работ, выполненных с нарушением срока, за каждый день просрочки, принципов разумности и соразмерности последствиям нарушения обязательства, компенсационного характера мер гражданско-правовой ответственности, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ относительно уменьшения размера взыскиваемой неустойки до 5 600 000 руб.
Судом апелляционной инстанции не усматривается обоснованность доводов апелляционной жалобы о недействительности условий контракта в части выполнения отдельных видов работ в промежуточные сроки, поскольку контрактом не определены моменты начала, окончания их течения, а именно соответствующее число истечения промежуточных сроков выполнения работ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2011 по делу N А50-3549/2011 установлено отсутствие оснований для признания государственного контракта недействительным в оспариваемой ответчиком части.
Данные обстоятельства в силу положения ст. 69 АПК РФ имеет преюдициальный характер при рассмотрении настоящего спора.
Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о том, что дополнительное соглашение N 1 от 24.11.2009 к государственному контракту не определяет ни объемы работ, ни их стоимость, ссылки на локальный сметный расчет не содержит, в связи с чем, расчет неустойки, представленный истцом, не обоснован.
Локальный сметный расчет N 109.00/07-02.1.1. согласован сторонами государственного контракта.
Отсутствие ссылки на Локальный сметный расчет N 109.00/07-02.1.1, в плане-графике выполнения работ, являющимся приложением к дополнительному соглашению N 1 от 24.11.2009, не может свидетельствовать о необоснованном применении при расчете истцом суммы взыскиваемой неустойки сведений об объемах и стоимости невыполненных ответчиком работ в установленный срок.
Также несостоятельны доводы ответчика о неисполнении со стороны истца обязательств по обеспечению строительной площадки электроэнергией (п. 5.2.11, 12.4. государственного контракта, п. 3 ст. 405 ГК РФ), что за собой и повлекло просрочку ответчика.
Обязанность по подготовке строительной площадки для выполнения работ, в том числе подключение к источникам электроснабжения, согласно условиям государственного контракта лежит на ответчике - ОАО "Пермдорстрой" (п. 5.2.8, 5.2.10., 5.2.11 контракта).
В свою очередь, истец доказал, что в соответствии с п. 6.1.1 контракта своевременно передал площадку под строительство (л.д.144).
Кроме того, судом апелляционной инстанции не усматривается обоснованность доводов ответчика о начислении неустойки в размере, предусмотренном п. 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в сумме 394 042 руб. 73 коп.
Указание ответчика на положения п. 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не является основанием для уменьшения взыскиваемой истцом неустойки, размер которой установлен условиями заключенного между сторонами государственного контракта.
Выводы суда первой инстанции о необходимости уменьшения неустойки до определенного судом первой инстанции размера в сумме 5 600 000 руб. соответствуют практике применения положений ст. 333 ГК РФ согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ N 81 от 22.12.2011.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Отмене не подлежит.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на её заявителя, согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12 декабря 2011 года по делу N А50-18392/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсутствие ссылки на Локальный сметный расчет N 109.00/07-02.1.1, в плане-графике выполнения работ, являющимся приложением к дополнительному соглашению N 1 от 24.11.2009, не может свидетельствовать о необоснованном применении при расчете истцом суммы взыскиваемой неустойки сведений об объемах и стоимости невыполненных ответчиком работ в установленный срок.
Также несостоятельны доводы ответчика о неисполнении со стороны истца обязательств по обеспечению строительной площадки электроэнергией (п. 5.2.11, 12.4. государственного контракта, п. 3 ст. 405 ГК РФ), что за собой и повлекло просрочку ответчика.
Обязанность по подготовке строительной площадки для выполнения работ, в том числе подключение к источникам электроснабжения, согласно условиям государственного контракта лежит на ответчике - ОАО "Пермдорстрой" (п. 5.2.8, 5.2.10., 5.2.11 контракта).
В свою очередь, истец доказал, что в соответствии с п. 6.1.1 контракта своевременно передал площадку под строительство (л.д.144).
Кроме того, судом апелляционной инстанции не усматривается обоснованность доводов ответчика о начислении неустойки в размере, предусмотренном п. 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в сумме 394 042 руб. 73 коп.
Указание ответчика на положения п. 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не является основанием для уменьшения взыскиваемой истцом неустойки, размер которой установлен условиями заключенного между сторонами государственного контракта.
Выводы суда первой инстанции о необходимости уменьшения неустойки до определенного судом первой инстанции размера в сумме 5 600 000 руб. соответствуют практике применения положений ст. 333 ГК РФ согласно разъяснениям Постановления Пленума ВАС РФ N 81 от 22.12.2011."
Номер дела в первой инстанции: А50-18392/2011
Истец: ОПФР по Пермскому краю, Отделение Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю
Ответчик: ОАО "Пермавтодор", ОАО "Пермдорстрой"