г. Самара |
|
12 марта 2012 г. |
Дело N А65-8156/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Александрова А.И., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
от Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель Маслакова О.Ю., доверенность N 14-03-25/05-10161 от 06.09.2011 г..,
от Министерства здравоохранения и социального развития РФ - представитель Ерохина Ю.В., доверенность N ПД-УС-202 от 30.12.2011 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 1, апелляционную жалобу ООО "Опора" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года по делу N А65-8156/2011 (судья В.В. Прокофьев) по иску ООО "Опора" (ОГРН 1021603626285) к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан и Министерства финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, третьи лица - Фонд социального страхования РФ, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании 3 650 325 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Опора" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан и Министерства финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, третьи лица - Фонд социального страхования РФ, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о взыскании 3 650 325 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Опора", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебное заседание не явились представители ООО "Опора", ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан, Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Представители Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития РФ просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
25 января 2010 года ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ (заказчик) и ООО "Опора" (поставщик) заключили 7 государственных контрактов N N 062, 063, 064, 065, 289, 290, 291 на изготовление протезов, протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.
Объем работ по указанным госконтрактам выполнен истцом полностью.
Кроме того, на основании направлений заказчика истец изготовил и передал инвалидам сверх объема, предусмотренного госконтрактами, изделия на общую сумму 3650325руб. В том числе истцом были изготовлены изделия на сумму 874133руб. по направлениям, выданным на ФГУП "Казанское протезно-ортопедическое предприятие" (8 направлений) и ООО "Реабилитация инвалидов" (2 направления).
Заключение вышеуказанных государственный контрактов происходило во исполнение положений статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статей 14 - 19 Федерального закона "О ветеранах" в порядке, установленном Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.04.2088 N 240, которым были утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила).
Исходя из пунктов 3, 5, 6 данных Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется различными путями, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В этом случае уполномоченный орган выдает инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Техническое средство (изделие) передается инвалиду (ветерану) бесплатно в безвозмездное пользование.
Пункт 16 Правил устанавливает финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий.
По смыслу вышеуказанных норм, а также Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 года N 57н, отдельные категории граждан, перечисленные в пункте 1 Правил, имеют право на предоставление им бесплатного технического средства (изделия), оказания бесплатных услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия), оплаты проезда и проживания инвалида к месту нахождения организации изготовителя технического средства (изделия) или выплаты компенсации за самостоятельное приобретенное техническое средство (изделие).
То есть уполномоченный орган не вправе отказать определенным категориям граждан в бесплатном предоставлении технического средства (изделия) и подобное предоставление должно производиться вне зависимости от объема бюджетного финансирования конкретного территориального подразделения уполномоченного органа.
Выдавая инвалидам (ветеранам) направления в ООО "Опора" на получение протезов, ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ должно было вести учет направлений и могло определить общую стоимость изделий, которые истец изготовил на основании этих направлений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд ограничился количеством изделий, который истец обязался изготовить по государственным контрактам.
Вместе с тем судом не учтено, что изготовленные истцом сверх контрактов протезы были выданы инвалидам (ветеранам) на основании направлений ответчика (ГУ-РОФСС РФ по РТ) в рамках обязательств государства, установленных Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах".
Изготовление протезов было вызвано соответствующей необходимостью для обеспечения ими специальных льготных категорий граждан и отказ в обеспечении этих граждан протезами был невозможен и не допустим.
Следовательно, уполномоченный орган в силу возложенных на него обязанностей в любом случае должен произвести оплату изготовленных и переданных инвалидам (ветеранам) протезов.
Тем более, что изготовление протезов было поручено истцу в соответствии с выданными ГУ - РОФСС РФ по РТ инвалидам (ветеранам) направлениями, то есть специально отобранной организацией, как предусмотрено абзацем 2 пункта 5 Правил.
Изготавливая и предоставляя инвалидам (ветеранам) протезы в соответствии с направлениями, истец вправе был рассчитывать на их оплату уполномоченным органом за счет бюджетных средств.
Поскольку инвалиды (ветераны) не являются лицами, обязанными оплачивать выданные им в законодательно установленном порядке протезы, отказ в удовлетворении иска влечет невозможность компенсации стоимости фактически изготовленных и выданных изделий при наличии соответствующих расходных бюджетных обязательств, что не допустимо.
В соответствии с абзацем 5 пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
На основании вышеизложенного ссылка ГУ-РОФСС РФ по РТ на уменьшение бюджетного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Выдавая инвалидам (ветеранам) направления для получения протезов в ООО "Опора", ГУ-РОФСС РФ по РТ фактически соглашалось на увеличение количества изделий, которые истец должен изготовить в рамках государственных контрактов и по обязательствам государства.
Расходование в 2010 году, выделенных региональному отделению денежных средств на соответствующие мероприятия, само по себе не может служить основанием для отказа в оплате фактически изготовленных и выданных протезов.
Судебная коллегия учитывает также, что в подобном случае подлежали бы взысканию средства компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом (ветераном) техническое средство (изделие) даже при полном расходовании соответствующих бюджетных средств, выделенных на определенный год. Поскольку право инвалида (ветерана), гарантируемое федеральным законом, не может быть ограничено объемом бюджетного финансирования.
Государственные контракты не содержат прямого запрета на изготовление исполнителем протезов сверх установленного объема на основании направлений уполномоченного органа. Поэтому ссылки на необходимость отказа в иске в связи отсутствием предварительного согласования оплаты изготовленных и переданных льготным категориям населения протезов сверх количества, указанного в контракте не состоятельны.
Факт отсутствия предварительного согласования оплаты изготовленных сверх договорного объема протезов не может служить основанием для отказа в возмещении истцу расходов, понесенных на изготовление протезов, переданных населению на основании направлений уполномоченного государством органа.
В судебном заседании представитель Минздравсоцразвития России пояснила, что оплата протезов, изготовленных сверх договорного объема, могла быть произведена после предварительного согласования.
Однако выставление истцом платежных документов после сверхнормативного изготовления протезов не освобождает заказчика услуг от оплаты.
Таким образом, выводы Арбитражного суда Республики Татарстан о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что до передачи части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов Правительству Республики Татарстан на основании соглашения между Минздравсоцразвития России и Правительством Республики Татарстан, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2417-р полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществлялось ГУ-РОФСС РФ по РТ именно данное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Подобные выводы приводились в определении Верховного Суда РФ от 16.09.2011 N 41-В11-17.
Суд апелляционной инстанции считает возможным взыскать стоимость изготовленных ООО "Опора" протезов на основании направлений, выданных на имя истца в сумме 2776192руб. в соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1, 3.2.6, 4.1, 4.5 вышеуказанных государственных контрактов, ст.ст. 309-310 ГК РФ.
Наличие соглашений о сотрудничестве между истцом и другими организациями, осуществляющими изготовление протезов, не влечет возможность взыскания стоимости изготовленных протезов по направлениям, адресованным иным организациям.
Положениями государственных контрактов не предусмотрена обязанность истца изготовить изделия по направлениям, адресованным другим организациям, поэтому обстоятельства возможной оплаты ответчиком подобным образом изготовленных изделий не имеют существенного правового значения.
Требования о солидарном взыскании задолженности с Российской Федерации и ГУ-РОФСС РФ по РТ не основаны на нормах права, поэтому удовлетворению не подлежат.
Действующим законодательством и условиями государственных контрактов не предусмотрена возможность возложения солидарной ответственности на публично-правовое образование и уполномоченный по расходным обязательствам орган.
Уточнения исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся взыскания средств только с Российской Федерации не принимаются, так как в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, замене ненадлежащего ответчика и иные правила (ч.3 ст. 266 АПК РФ).
На основании изложенного, суд считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года, частично удовлетворив заявленные исковые требования.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на стороны, пропорционально удовлетворенным требованиям, с учетом взаимозачета. Государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 декабря 2011 года по делу N А65-8156/2011, частично удовлетворив исковые требования.
Взыскать с Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу ООО "Опора", г. Казань, задолженность в сумме 2776192руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Опора", г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8357руб. 21коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
А.И. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 5 пункта 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
...
Принимая во внимание, что до передачи части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов Правительству Республики Татарстан на основании соглашения между Минздравсоцразвития России и Правительством Республики Татарстан, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2417-р полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществлялось ГУ-РОФСС РФ по РТ именно данное учреждение является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Подобные выводы приводились в определении Верховного Суда РФ от 16.09.2011 N 41-В11-17.
Суд апелляционной инстанции считает возможным взыскать стоимость изготовленных ООО "Опора" протезов на основании направлений, выданных на имя истца в сумме 2776192руб. в соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1, 3.2.6, 4.1, 4.5 вышеуказанных государственных контрактов, ст.ст. 309-310 ГК РФ.
...
Уточнения исковых требований, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся взыскания средств только с Российской Федерации не принимаются, так как в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, замене ненадлежащего ответчика и иные правила (ч.3 ст. 266 АПК РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А65-8156/2011
Истец: ООО "Опора", г. Казань
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Публично-правовое образование Российская Федерация в лице Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань, Российская Федерация в лице Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство труда , занятости и социальной защиты РТ, Министерство финансов РФ, г. Москва, Фонд социального страхования Российской Федерации, г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14637/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14637/12
09.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4751/12
12.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1417/12
05.12.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8156/11