город Воронеж |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А08-6693/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Белгородской области от 09.12.2011 по делу N А08-6693/2011 (судья Линченко И.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" (ОГРН 1023102365440) к государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 о признании частично недействительным решения и об обязании выделить средства на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Бриль М.Г., заместителя директора филиала N 3 по доверенности от 27.07.2011 N 10-23/04/8325; Покровского А.В., главного специалиста отдела правового обеспечения по доверенности от 28.03.2011 N 10-23/04/3033;
от общества с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром": Чебриковой И.М., представителя по доверенности от 13.09.2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" (далее - общество "ЛИД-пром", общество) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 (далее - Фонд социального страхования, фонд) от 25.07.2011 N 97 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за январь 2011 года в сумме 103 982,20 руб., а также об обязании Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выделить обществу с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" средства на возмещение произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 66 950,97руб.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 09.12.2011 заявленные требования удовлетворены, решение N 97 от 25.07.2011 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 103 982,20 руб. за январь 2011 года признано недействительным и на фонд возложена обязанность выделить обществу с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" средства на возмещение расходов, произведенных им в качестве страхователя на выплату страхового обеспечения, в сумме 66 950,97руб.
Также с фонда в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с решением арбитражного суда Белгородской области, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой на состоявшийся судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем просит решение суда области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам дела выводов суда первой инстанции, послуживших основанием для вынесения оспариваемого судебного акта, и неправильное применение судом норм материального права, регулирующих формирование и расходование средств на обязательное социальное страхование.
В частности, фонд указывает на искусственное завышение обществом "ЛИД-пром" расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выявленное при проведении проверки правильности расходования средств Фонда социального страхования, и на систематическое нарушение обществом норм действующего законодательства о социальном страховании, приведшее к манипулированию средствами Фонда социального страхования.
По мнению фонда, обществом не представлено доказательств экономической целесообразности произведенных им выплат в виде необоснованно завышенной заработной платы бухгалтеру общества "ЛИД-пром" Терещенко Е.А., оформленной по совместительству на должность менеджера по маркетингу и сбыту продукции, и в виде премий за активное участие в работе предприятия кладовщику Мясоедовой Е.В.
При этом фонд ссылается на то, что ежемесячные выплаты за совместительство бухгалтеру Терещенко Е.А., находившейся на поздних сроках беременности, в 9,2 раза превышают оклад по штатному расписанию, установленный для совмещаемой должности менеджера по маркетингу и сбыту продукции (соответственно 46 000 руб. и 5 000 руб.).
Кроме того, в период совмещения Терещенко Е.А. должностей бухгалтера и менеджера по маркетингу и сбыту продукции трудовые функции по должности менеджера исполняли также и другие работники, в частности, менеджеру Волощенко Я.С. была выплачена премия в сумме 48 360 руб. за октябрь 2010 года.
Данное обстоятельство, по мнению фонда, доказывает, что обществом одновременно за выполнение обязанностей по одной и той же должности менеджера и за один и тот же период были произведены выплаты нескольким работникам, при этом для Терещенко Е.А. была установлена твердая сумма выплаты, а для других работников, замещавших должность менеджера, выплата была произведена в виде премии. В то же время, как считает фонд, оснований для осуществления данных выплат у общества не имелось, так как привлечение клиентов для заключения договоров входит в прямые обязанности менеджера по маркетингу и сбыту продукции.
Настаивая на завышении выплат в целях социального страхования в виде премий за активное участие в работе предприятия, произведенных кладовщику Мясоедовой Е.В., обеспечившей в свободное от основной работы время заключение договоров о сотрудничестве с обществами "Регион", "Пласт Центр", предпринимателями Ахвердиевым М.И., Халиуллиным Е.А. и Дворниковым В.В., фонд указывает на отсутствие доказательств участия Мясоедовой Е.В. в заключении указанных договоров, так как они подписаны от имени общества "ЛИД-пром" его руководителем и никаких документов, свидетельствующих о том, что названных клиентов привлекала именно Мясоедова Е.В., не имеется.
По мнению фонда, договоры с названными контрагентами были заключены обществом "ЛИД-пром" формально, сторонами они не исполнялись и не могли исполняться, так как произведенными проверочными мероприятиями фонда не было установлено фактов осуществления хозяйственной деятельности перечисленными контрагентами и фактов уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования.
Кроме того, фонд считает, что обществом "ЛИД-пром" фактически не были произведены выплаты пособий, возмещения которых он требовал от Фонда социального страхования, в связи с чем он не имеет права на их возмещение.
Представитель общества "ЛИД-пром" возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что материалами дела факт осуществления обществом расходов по социальному страхованию доказан, и указанные расходы произведены в соответствии с законодательством о социальном страховании.
В указанной связи общество, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Фонда социального страхования без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, филиалом N 3 государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная внеплановая проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством общества с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром".
По результатам проверки был составлен акт N 97 от 29.06.2011, в котором отражены нарушения, допущенные обществом при осуществлении расходования средств на государственное социальное страхование.
Так, фондом при проверке правильности начислений по листкам временной нетрудоспособности по беременности и родам было установлено неправомерное завышение расчета среднедневного заработка для начисления пособия, так как в базу для начисления пособия включены документально необоснованные результатами работы выплаты работникам за несколько месяцев до возникновения права на отпуск по беременности и родам, т.е. непосредственно перед наступлением страхового случая.
В связи с указанным обстоятельством фондом сделан вывод о том, что обществом создана искусственная ситуация, направленная на умышленное увеличение заработка работникам Мясоедовой Е.В. (Тебекиной) и Терещенко Е.А. (Головковой) непосредственно перед наступлением страхового случая, с целью возмещения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования в завышенном размере, что расценено как злоупотребление правом на расходование средств социального страхования со стороны страхователя.
Рассмотрев материалы проверки, директор филиала принял решение N 97 от 25.07.2011 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в соответствии с которым фондом не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения, произведенные обществом "ЛИД-пром", в сумме 105 281,22 руб., в том числе: 103 982,20 руб. - расходы за январь 2011 года на выплату пособия по беременности и родам Мясоедовой Е.В., 584,74 руб. - расходы за март 2011 года на выплату пособия по уходу за ребенком Мясоедовой Е.В.
На основании принятого решения обществу направлено требование N 97 от 28.07.2011, которым предложено возместить фонду не принятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 105 281,22 руб. и произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения путем отражения суммы не принятых к зачету расходов 105 281,22 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.07.2011 по 30.09.2011.
Согласно протоколу о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 25.07.2011, фондом по результатам рассмотрения материалов проверки отказано обществу "ЛИД-пром" в выделении средств на возмещение расходов, начисленных страхователем в счет уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в сумме 66 950,97руб. - пособие по беременности и родам, начисленное Терещенко Е.А.
Не согласившись с фондом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, в котором им (с учетом уточнений) оспаривалось решение N 97 от 25.07.2011 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за январь 2011 года в сумме 103 982,20 руб. Также общество просило обязать Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования выделить ему средства на возмещение расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения, в сумме 66 950,97руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" общество "ЛИД-пром" является страхователем по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у него по трудовому договору.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗакона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, материнства.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Размер пособия по беременности и родам установлен статьями 8 и 10 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которыми пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы.
Условия и порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам регламентированы Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих медицинскому страхованию".
Так, из содержания части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособие по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Из пунктов 3, 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 названной статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, а размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно части 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ), средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (часть 5 статьи 14 Закона).
Из частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что размер пособия по беременности и родам для застрахованной женщины, имеющей страховой стаж шесть месяцев и более, равняется 100 процентам ее среднего заработка.
Таким образом, право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в том числе по совместительству, имеющего необходимый страховой стаж, в случае наступления страхового случая (материнства) и при наличии листка нетрудоспособности, и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 100 процентов среднего заработка работника.
Как следует из материалов дела, Мясоедова Е.В. (до заключения брака Тебекина - свидетельство о заключении брака серии I-ЛЕ N 671676 от 13.08.2010), окончившая в 2008 году государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Оскольский политехнический колледж" по специальности "Технология машиностроения", была принята на работу в общество "ЛИД-пром" с 01.09.2009 на должность кладовщика с окладом 5 000 руб.
Обществом с нею были заключены трудовые договоры N 65 от 01.09.2009 и N 36/10 от 01.02.2010. Согласно записям в трудовой книжке Мясоедова Е.В. (Тебекина) в периоды с 01.09.2009 по 29.12.2009 работала и с 01.02.2010 работает в обществе "ЛИД-пром" на должности кладовщика в цехе по производству профильно-погоннных изделий из ПВХ.
В соответствии с приказом N 40-О от 10.11.2010 Мясоедовой Е.В. (Тебекиной) предоставлен отпуск по беременности и родам с 10.11.2010 по 29.03.2011 и назначено пособие по беременности и родам. Факт наступления страхового случая подтверждается листком нетрудоспособности серии ВЧ N 7557051 от 10.11.2010.
Обществом "ЛИД-пром" составлена справка о среднем заработке для определения размера пособия по беременности и родам Мясоедовой Е.В. (Тебекиной) и представлено информационное письмо в арбитражный суд первой инстанции, согласно которым размер заработной платы составил 42 857,14 руб., премия - 254 480 руб. (в том числе премия, выплаченная за активное и инициативное участие в работе предприятия), всего - 297 337,14 руб., итого среднедневной заработок - 1 143,60 руб. С учетом ограничения максимальной суммы пособия, размер пособия определен в сумме 159 178,60 руб. исходя из среднедневного заработка 1 136,99 руб.
Также, из материалов дела следует, что Терещенко Е.А. (до заключения брака Головкова - свидетельство о заключении брака серии I-ЛЕ N 683060 от 28.01.2011), окончившая в 2008 году государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежской государственный университет" по специальности "Прикладная математика и информатика", была принята на работу в общество "ЛИД-пром" 01.09.2009 на должность бухгалтера с окладом 5 000 руб. С нею был заключен трудовой договор N 62 от 01.09.2009.
Согласно записям в трудовой книжке Терещенко Е.А. (Головковой), она в период с 01.09.2009 работает в обществе "ЛИД-пром" на должности бухгалтера.
В связи с поданными Терещенко Е.А. (Головковой) заявлениями от 30.09.2010 и от 01.02.2011 обществом с нею были заключены соглашения о совмещении должностей N 1 от 01.10.2010 и N 2 от 01.02.1011, согласно которым наряду с основной работой она обязалась выполнять дополнительную работу по должности менеджера по маркетингу и сбыту продукции с ежемесячной доплатой соответственно 46 000 руб. (по соглашению N 1) и 42 500 руб. (по соглашению N 2).
На основании листка нетрудоспособности серии ВЮ 7483191 от 28.03.2011 Терещенко Е.А. предоставлен отпуск по беременности и родам с 28.03.2011 по 14.08.2011 и назначено пособие по беременности и родам. Факт наступления страхового случая не оспаривается фондом.
Расчет пособия Терещенко Е.А. по нетрудоспособности в связи с беременностью и родами произведен обществом "ЛИД-пром" в сумме 159 178,60 руб. исходя из максимального среднедневного заработка 1136,99 руб. При этом фактический среднедневной заработок Терещенко Е.А., с учетом выплат по основному и совмещаемому месту работы составил 1 200 руб.
Согласно информационному письму общества "ЛИД-пром", представленному суду первой инстанции, при расчете среднедневного заработка Терещенко Е.А. были учтены произведенные ей начисления и выплаты за период работы с 01.01.2010 по 27.03.2011, в том числе, заработная плата и премия по основному месту работы в суммах соответственно 59 205,30 руб. и 187 420 руб., доплата по совмещаемому месту работы в сумме 215 228,57 руб.
Таким образом, расчет пособий по беременности и родам Мясоедовой Е.В. и Терещенко Е.А. был произведен обществом "ЛИД-пром" исходя из сумм фактически произведенных им выплат за выполняемую работу с учетом оклада по занимаемой должности, премий и доплат за совмещение.
Фонд, частично отказывая обществу в признании произведенных им расходов на выплату пособий по социальному обеспечению, основывался на сделанном им в ходе проведения проверки выводе о необоснованном завышении размера пособий.
В частности, по расчету фонда, размер пособия по беременности и родам Мясоедовой Е.В. должен был составить сумму 55 196,40 руб. В целях исчисления пособия Мясоедовой Е.В. фондом учтены произведенные обществом начисления в пользу Мясоедовой Е.В. по выплате заработной плате - в сумме 42 857,14 руб., по выплате премий - в сумме 59 650 руб., а всего - в сумме 102 507,14 руб. При этом размер среднедневного заработка для исчисления пособия составил 394,28 руб.
Размер пособия Терещенко Е.А. определен фондом в сумме 92 227,63 руб. исходя из размера среднедневного заработка 658,77 руб. В качестве выплат, на основании которых определен среднедневной заработок Терещенко Е.А., фондом были учтены выплаты по заработной плате в сумме 55 000 руб. и премиальные выплаты в сумме 164 370 руб., а всего 219 370 руб.
Соответственно сумма излишне начисленного пособия Мясоедовой Е.В. определена в размере 103 982,20 руб., Терещенко Е.А. - в размере 66 950,97 руб.
С учетом изложенного, фонд не согласился с обоснованностью включения в расчет среднего дневного заработка Мясоедовой Е.В. начисленных ей премий за активное участие в деятельности предприятия в сумме 194 830 руб., в расчет среднего дневного заработка Терещенко Е.А. - доплат за совмещение в сумме 215 228,57 руб.
Не соглашаясь с указанными выводами фонда, суд области обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, обществом "ЛИД-пром" 29.12.2008 было утверждено положение об оплате труда и премировании работников.
Согласно регламенту начисления и выплаты работникам общества "ЛИД-пром" ежемесячной премии, который является приложением N 2 к положению об оплате труда и премировании работников общества, утвержденного приказом от 29.12.2008, данный регламент регулирует порядок начисления и выплаты ежемесячной премии работникам общества. На основании указанных локальных нормативных актов начисление премии производится обществом, в том числе, за добросовестное отношение к порученной работе и высокое качество труда; за высокие результаты работ; за возложенные дополнительные обязанности на работников в период отсутствия, болезни, отпуска, командировки другого работника. Премия выплачивается за выполнение работ, превышающих стандартные повседневные должностные обязанности работника, но не позволяющих четко определить их экономическую эффективность. Размер премии устанавливается в твердой денежной сумме персонально для каждого работника ежемесячно, при этом, премия не является обязательной формой оплаты труда для каждого работника. Премия утверждается приказом директора. Премия, начисленная в соответствии с регламентом, выплачивается одновременно с заработной платой и включается в средний заработок для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также в организации 31.12.2009 утверждены правила внутреннего трудового распорядка, в соответствии с дополнениями и изменениями к разделу 3 которых работники общества вправе проявлять инициативу и участвовать в коммерческой деятельности общества (привлекать потенциальных покупателей на весь ассортимент продукции, выпускаемой предприятием, используя свои творческие способности).
В материалах рассматриваемого дела имеются приказы о поощрении работников N 28/1-пр от 30.07.2010, N 32/1-пр от 31.08.2010, N 36/1-пр от 30.09.2010, N 39/1-пр от 31.10.2010, согласно которым Мясоедовой Е.В. начислялись премии за активное и инициативное участие в работе предприятия.
Основанием для начисления указанных премий являлись докладные записки финансового директора общества Булгаковой Т.И., из которых следует, что Мясоедова Е.В. (Тебекина), занимающая в обществе должность кладовщика, по своей инициативе и в свободное от основной работы время занималась также деятельностью по поиску покупателей производимой обществом "ЛИД-пром" продукции.
Так, согласно докладной записке N 1 от 30.07.2010, при содействии Мясоедовой Е.В. обществом были заключены договоры поставки с обществами с ограниченной ответственностью "Регион" (договор поставки N 29/10 от 12.07.2010) и "Центр Пласт" (договор поставки N30/10 от 12.07.2010). Из докладной записки N 2 от 31.08.2010 следует, что Мясоедова Е.В. способствовала заключению обществом "ЛИД-пром" в августе 2010 года договора поставки N 35/10 от 19.08.2010 с предпринимателем Ахвердиевым М.И. Согласно докладной записке N 3 от 30.09.2010, Мясоедова Е.В. участвовала в заключении договора поставки N 41/10 от 09.09.2010 с предпринимателем Халиуллиным Е.А. В октябре 2010 года при участии Мясоедовой Е.В. обществом был заключен договор поставки N 53/10 от 20.10.2010 с предпринимателем Дворниковым В.В., на что указано в докладной записке N 4 от 29.10.2010.
Копии договоров поставки, заключенные с перечисленными контрагентами, а также выставленных на их основании счетов-фактур N 00000904 от 25.07.2010, N 00000947 от 30.07.2010, N 00001121 от 26.08.2010, N 001204 от 10.09.2010, N 001300 от 23.09.2010, N 001578 от 29.10.2010 на отгрузку продукции, представлены обществом в материалы дела. Также в деле имеется копия платежного поручения N 129 от 12.07.2010 об оплате отгруженной продукции обществом "Центр Пласт" на сумму 196 352 руб.
Указанные документы свидетельствуют о реальности заключенных обществом при участии Мясоедовой Е.В. договоров.
Начисленные суммы премий Мясоедовой Е.В. были выплачены в полном объеме, что подтверждается имеющимися в материалах дела расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями, выписками из лицевого счета по вкладу.
Терещенко Е.А. (Головкова), работающая в обществе на должности бухгалтера, в период с 01.10.2010 по 31.12.2010, как это следует из материалов дела, выполняла в порядке совмещения должностей дополнительную работу по должности менеджера по маркетингу и сбыту продукции с ежемесячной доплатой 46 000 руб. на основании соглашения о совмещении должностей N 1 от 01.10.2010 и приказа от 01.10.2010 N 37-с.
С 01.02.2011 Терещенко Е.А. указанную дополнительную работу выполняла за отсутствующего работника на основании соглашения о совмещении должностей от 01.02.2011 N 2-сд и приказа от 01.02.2011 N 2. Доплата составила за этот период времени 42 500 руб.
В соответствии с должностной инструкцией менеджера по маркетингу и сбыту продукции, утвержденной на предприятии, занятие указанной должности не требует специального образования. В основные обязанности менеджера входит знание конъюнктуры рынка, ассортимента, классификации, характеристики продукции предприятия. Менеджер анализирует и выявляет потенциальных и перспективных клиентов, готовит отчетность для финансового директора и.т.д.
Следовательно, Терещенко Е.А., имеющая высшее образование и опыт работы в обществе "ЛИД-пром", соответствовала квалификационным требованиям, необходимым для выполнения трудовых функций менеджера.
Фактическое выполнение Терещенко Е.А. трудовых функций по должности менеджера подтверждается имеющимися в материалах дела договорами поставки, заключенными при участии Терещенко Е.А., N 54/10 от 21.10.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "АЛТЭКС", N 58/10 от 25.10.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "Старт", N 62/10 от 09.11.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "Сатурн-Н", N 74/10 от 17.12.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "Пласт-торг", N 73/10 от 10.12.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "Эверест", N 90/11 от 24.03.2001 с предпринимателем Гавриловым Д.В., N 85/11 от 28.02.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "ТрансСпецСтрой", N 78/11 от 17.02.2011 с обществом с ограниченной ответственностью "Авангард", материалами дела.
Оплата труда за выполнение Терещенко Е.А. трудовых функций по основному и совмещаемому местам работы произведена обществом в полном объеме в размере, определяемом штатным расписанием, соглашениями о совмещении должностей, положением об оплате труда и премировании работников. Фактическая выплата обществом Терещенко Е.А. заработной платы и премий, учтенных при определении ее среднедневного заработка, подтверждается выписками из лицевого счета по вкладу, расходными кассовыми ордерами, платежными ведомостями
Таким образом, материалами дела подтверждается обоснованность выплат, произведенных обществом "ЛИД-пром" работникам Мясоедовой Е.В. и Терещенко Е.А.
Доказательств того, что размер заработной платы, доплат и премий, выплаченных обществом указанным работникам, не отвечал фактическому объему и сложности выполняемой ими работы, фондом суду не представлено.
Довод фонда о том, что представленные договоры поставки заключены со стороны общества от его имени директором Агеевым А.Ю., а не Мясоедовой Е.В., что свидетельствует о недоказанности оснований для выплаты ей премий, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку Мясоедова Е.В., работая в должности кладовщика, не имела полномочий заключать сделки от имени общества "ЛИД-пром", в то же время, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка общества "ЛИД-пром", утвержденными 31.12.2009, она не лишена была возможности по своей инициативе в свободное от работы время заниматься привлечением клиентов, что поощрялось обществом и квалифицировалось как проявление трудовой инициативы.
Следует отметить, что в материалах дела имеется представленная обществом справка о заработной плате за 2010 год других кладовщиков - Марковой В.А., Грецовой Д.В., из которой следует, что среднемесячная заработная плата Мясоедовой Е.В. за этот период не отличается от заработной платы других работников, работающих на аналогичных должностях, начисленной им с учетом их трудового вклада в результат деятельности общества.
Также обоснованно не принят и довод об отсутствии оснований для определения размера доплаты Терещенко Е.А. за совмещение в твердой сумме, в то время как оплата труда других работников, замещающих должности менеджера, производилась с учетом результата их работы.
В материалы дела обществом представлена справка о заработной плате за 2010 год менеджера общества по маркетингу и сбыту продукции Королева М.Ю., согласно которой его заработная плата в указанный период составляла от 6 966,67 руб. до 44 750 руб. в разные месяцы года, а среднемесячная заработная плата составила 36 738,41 руб.
Указанная сумма сопоставима с суммой доплаты за совмещение, производимой обществом Терещенко Е.А., определяемой с учетом конкретного трудового вклада работника в общий результат деятельности организации.
Необходимо отметить также, что согласно штатному расписанию общества должностной оклад всех работников общества, независимо от занимаемой должности, составляет сумму 5 000 руб.
В то же время, суммы выплат работникам общества, указанные в имеющихся в материалах дела приказах (распоряжениях) о поощрении работников от 31.10.2010 N 39-пр, от 30.11.2010 N 41-пр, от 31.12.2010 N 46-пр, разнятся от 350 руб., начисленных в октябре 2010 года укладчику-упаковщику участка производства подоконников Бажинову Д.А. до 94 660 руб., начисленных в декабре 2010 года начальнику участка приемки и подготовки сырья Чеплекину Д.Н., 161 000 руб., начисленной за тот же период директору общества Агееву А.Ю. и 11 960 руб., начисленных финансовому директору Булгаковой Т.И.
При этом общий размер ежемесячных сумм премий, выплачиваемых обществом работникам в октябре, ноябре и декабре 2010 года, составил соответственно 2 014 250 руб., 1 991 670 руб. и 2 999 060 руб.
Суд первой инстанции, проанализировав перечисленные обстоятельства дела в совокупности с правилами внутреннего трудового распорядка общества "ЛИД-пром", регламентом начисления и выплаты работникам общества ежемесячной премии, положением об оплате труда и премировании работников общества, приказами о премировании, пришел к правомерному выводу о том, что практика совмещения должностей работниками общества и выплаты премий работникам за активное и инициативное участие в работе предприятия является обычной практикой общества и не свидетельствует о создании обществом искусственной ситуации, направленной на необоснованное увеличение выплат отдельным работникам общества, в частности, кладовщику Мясоедовой Е.В. и бухгалтеру Терещенко Е.А., перед наступлением страхового случая с целью возмещения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования в завышенном размере.
Довод фонда о том, что сумма выплат, произведенных Мясоедовой Е.В. и Терещенко Е.А., завышена за соответствующие периоды по сравнению с другими работниками, обоснованно отклонен судом как противоречащий материалам дела, и не может быть принят судом апелляционной инстанции по той же причине.
Также не могут быть приняты и доводы апелляционной жалобы о том, что судом области при вынесении решения по делу не учтены факты систематического нарушения обществом норм действующего законодательства, в частности, невыплата пособий застрахованным лицам в сроки, установленные статьей 15 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством" и несоразмерность размеров выплат страхового обеспечения сумме начисленных страховых взносов.
В соответствии с частью 4 статьи 4.7 названного Федерального закона в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, орган социального страхования, проводивший проверку страхователя, вправе отказать в принятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В то же время, такое нарушение, как выплата пособия застрахованному лицу с нарушением установленного срока его выплаты, не является тем нарушением, при наличии которого расходы на выплату страхового обеспечения могут быть признаны произведенными неправомерно и страхователю может быть отказано в их принятии.
Доказательств того, что начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование производилось обществом "ЛИД-пром" с нарушением порядка, установленного статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которой объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в " и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, фондом суду не представлено.
Между тем, в деле имеются платежные поручения на перечисление в соответствующие внебюджетные фонды исчисленных обществом "ЛИД-пром" с сумм произведенных им своим работникам выплат страховых взносов на обязательное страхование, что свидетельствует об исполнении обществом обязанностей страхователя по обязательному социальному страхованию.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что в период совмещения Терещенко Е.А. должностей бухгалтера и менеджера по маркетингу и сбыту продукции трудовые функции по должности менеджера исполняли также и другие работники, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что штатное расписание общества "ЛИД-пром" предусматривает наличие пяти штатных должностей менеджеров по маркетингу и сбыту продукции, что не исключает возможности совмещения указанных должностей лицами, занимающими в обществе другие должности, а, соответственно, предполагает и оплату труда этих лиц в соответствии с правилами, установленными в обществе.
Сам по себе факт выплаты за одни и те же периоды премий за результаты выполненной работы штатным менеджерам общества и доплат работникам, совмещающим основную работу с работой менеджера, не свидетельствует об искусственном завышении выплат.
Никаких иных доказательств, свидетельствующих о создании обществом искусственной ситуации, направленной на необоснованное начисление и выплату заработка Мясоедовой Е.В. и Терещенко Е.А. перед наступлением страхового случая с целью возмещения пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования в завышенном размере фондом, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Ссылка фонда на формальность заключения обществом "ЛИД-пром" договоров с обществами с ограниченной ответственностью "Регион", "Центр Пласт", "Старт", "Сатурн-Н", "Пласт-торг", "Эверест", "ТрансСпецСтрой", "Авангард", предпринимателями Гавриловым Д.В., Ахвердиевым М.И., Халиуллиным Е.А., Дворниковым В.В. и на неисполнение их сторонами носит предположительный характер, не подкреплена никакими достоверными доказательствами, в связи с чем она не может быть принята судом в качестве обоснованной.
Также судом апелляционной инстанции не может быть признан обоснованным и довод апелляционной жалобы о том, что фактически обществом "ЛИД-пром" не произведена выплата страхового пособия Терещенко Е.А., поскольку в материалы дела обществом представлено платежное поручение N 242 от 06.09.2011 на сумму 159 178,6 руб., согласно которому указанная сумма перечислена в Старооскольское отделение ОСБ N 8426 для зачисления ее на счет Терещенко Е.А.
Факт выплаты пособия и отсутствия у Терещенко Е.А. претензий к обществу по поводу его выплаты подтверждается также определением Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.10.2011 о прекращении производства по делу N 2-2918/2011 в связи с отказом помощника Старооскольского городского прокурора Ярославцевой В.Ф. и истицы Терещенко Е.А. от требований к обществу "ЛИД-пром" о взыскании задолженности по выплате пособия по беременности и родам.
С учетом изложенного, общество "ЛИД-пром" имеет право, в соответствии со статьей 3 и пунктом 1 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, обращаться к фонду за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов, а фонд обязан, в силу положений пункта 7 части 2 статьи 4.2 названного Закона, выделить обществу в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных им страховых взносов.
В указанной связи суд области, оценив все представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признал недействительным решение Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 3 от 25.07.2011 N 97 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в части непринятия к зачету произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию за январь 2011 года в сумме 103 982,20 руб. и обязал Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования выделить обществу с ограниченной ответственностью "ЛИД-пром" средства на возмещение произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 66 950,97руб.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Белгородской области от 09.12.2011 по делу N А08-6693/2011 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения дела и основываясь на положениях подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 09.12.2011 по делу N А08-6693/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование производилось обществом "ЛИД-пром" с нарушением порядка, установленного статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которой объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в " и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, фондом суду не представлено.
...
Факт выплаты пособия и отсутствия у Терещенко Е.А. претензий к обществу по поводу его выплаты подтверждается также определением Старооскольского городского суда Белгородской области от 11.10.2011 о прекращении производства по делу N 2-2918/2011 в связи с отказом помощника Старооскольского городского прокурора Ярославцевой В.Ф. и истицы Терещенко Е.А. от требований к обществу "ЛИД-пром" о взыскании задолженности по выплате пособия по беременности и родам.
С учетом изложенного, общество "ЛИД-пром" имеет право, в соответствии со статьей 3 и пунктом 1 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, обращаться к фонду за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов, а фонд обязан, в силу положений пункта 7 части 2 статьи 4.2 названного Закона, выделить обществу в установленном порядке необходимые средства на выплату страхового обеспечения сверх начисленных им страховых взносов."
Номер дела в первой инстанции: А08-6693/2011
Истец: ООО "Лид-ПРОМ"
Ответчик: ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ БРО Фонд социального страхования РФ Филиал N 3
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-375/12