г. Киров |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А29-6673/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Четверговым Д.С.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2011 по делу N А29-6673/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению закрытого акционерного общества "ЖФК-Энерго" (ИНН 1116009491, ОГРН 1081116000350, место нахождения: Республика Коми, Усть-Вымский район, пгт. Жешарт, ул. Гагарина, 1)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
закрытое акционерное общество "ЖФК-Энерго" (далее - ЗАО "ЖФК-Энерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми (далее - Территориальное управление, административный орган, ответчик) от 17.08.2011 N 87-11/149 о назначении административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2011 заявленные требования ЗАО "ЖФК-Энерго" удовлетворены, постановление Территориального управления признано незаконным и отменено.
Территориальное управление, не согласившись с принятым решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить, постановление по делу N 87-11/149 оставить без изменения.
Заявитель жалобы полагает, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным органом (структурным подразделением) таможни - агентом валютного контроля в пределах полномочий, предоставленных КоАП РФ.
Территориальное управление указывает, что Сыктывкарская таможня проводила контрольно-проверочные мероприятия в отношении участника внешнеэкономической деятельности, зарегистрированного в зоне деятельности указанной таможни.
По мнению заявителя жалобы, подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - Приказ N 125) регламентируются действия таможенных органов только при проведении одной из таможенных процедур - осуществление таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении товаров, в рассматриваемом же случае проводилась проверка валютного законодательства, и действия должностных лиц таможни при проведении камеральной проверки не урегулированы данным приказом. Также, как указывает заявитель жалобы, согласно протоколу таможенный орган руководствовался приказом ФТС от 16.07.2010 N 1355дсп, а не Приказом N 125.
Территориальное управление указывает, что в ходе проведения проверочных мероприятий таможенным органом были установлены факты нарушения валютного законодательства РФ в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ.
Ссылаясь на положения частей 1, 3 статьи 28.1, пункта 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, заявитель жалобы обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством таможенному органу принадлежит право на проведение контрольных мероприятий после выпуска товара, законом не ограничено право таможенного органа как агента валютного контроля на составление протоколов в случаях, предусмотренных статьей 28.1 КоАП РФ (непосредственное обнаружение), кроме статьи 24.5 КоАП РФ.
Общество в отзыве выражает несогласие с доводами, приведенными ответчиком в апелляционной жалобе, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Общество представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЖФК-Энерго" (Покупатель, Республика Коми) и компания СИА "Юнайтед Панел Групп Европа" (Продавец, Латвия) заключили контракт N UPGE/L/09-24 от 03.06.2009 (далее - Контракт) на поставку товара.
Пунктами 4.1, 4.2 Контракта установлено, что платежи по контракту будут осуществляться покупателем в ЕВРО путем банковского перевода причитающейся суммы на счет продавца на условиях, установленных соответствующим приложением на поставку конкретной партии Товара. Датой платежа считается дата списания денежных средств со счета покупателя.
Пунктом 9.2 установлен срок действия Контракта - с момента подписания и до 31.12.2010.
04.08.2009 на основании указанного Контракта ЗАО "ЖФК-Энерго" в Филиале АК СБ РФ (ОАО) - Коми отделение N 8617 оформило паспорт сделки N 09080001/1481/0596/2/0 на сумму 500000,00 евро.
В графе 6 раздела 3 паспорта сделки определена дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2010.
В связи с заключением дополнительного соглашения N 4 от 27.05.2010 паспорт сделки от 04.08.2009 N 09080001/1481/0596/2/0 был переоформлен 27.05.2010 за N 1, в котором изменена сумма контракта - 800000 Евро и дата завершения исполнения обязательств по Контракту -31.12.2012.
В пункте 6.1 листа 2 паспорта сделки "Условия о сроках и порядок расчетов по контракту" Обществом указано: "Платежи по контракту будут осуществляться Покупателем в Евро путем банковского перевода причитающейся суммы на счет Продавца на условиях, установленных соответствующим приложением на поставку конкретной партии товара".
22.12.2010 стороны заключили Дополнительное соглашение N 7 (подписано 22.12.2010), являющееся неотъемлемой частью контракта, пунктом 2 которого установлено, что оплата за оборудование производится Покупателем в Евро, путем перечисления денежных средств на счет Продавца, следующим образом: "100 % оплата Товара по Приложениям осуществляется в течение 14 месяцев с момента выпуска Товара в свободное обращение".
Общество, внеся в Контракт изменения указанным Дополнительным соглашением N 7, переоформление паспорта сделки не произвело.
Данные обстоятельства установлены административным органом, судом первой инстанции и не оспариваются сторонами.
Согласно сведениям ведомости банковского контроля, представленной в уполномоченный банк 04.08.2009, установлено, что очередной срок представления в банк справки о подтверждающих документах по ГТД N 10209070/271210/0004617 от 27.12.2010 - 11.01.2011.
02.08.2011 по результатам проведения таможенной проверки Сыктывкарской таможней был составлен Акт камеральной таможенной проверки N 10202000/020811/К0036, из которого следует, что Общество не выполнило установленную валютным законодательством обязанность по переоформлению паспорта сделки N 09080001/1481/0596/2/0 в установленном порядке не позднее окончания очередного срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах по Контракту после внесения соответствующих изменений в Контракт, то есть до 11.01.2011.
02.08.2011 в отношении ЗАО "ЖФК-Энерго" государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Сыктывкарской таможней был составлен протокол об административном правонарушении N 10202000-180/2011 о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Материалы проверки с протоколом были направлены на рассмотрение в Территориальное управление.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 17.08.2011 и.о. руководителя Территориального управления вынесено постановление N 87-11/149 о привлечении ЗАО "ЖФК-Энерго" к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд первой инстанции, установив в действиях Общества состав административного правонарушения, вместе с тем признал незаконным и отменил постановление Территориального управления по мотиву отсутствия у Сыктывкарской таможни полномочий на составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона.
Согласно пунктам 3.1 и 3.3 Инструкции Центрального Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями раздела II Инструкции N 117-И.
В приложении 4 к Инструкции N 117-И определено, что в пункте 6.1 "Условия о сроках и порядке расчетов по контракту" поле заполняется путем краткого или полного изложения условий о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в контракте. В случае отсутствия указанных условий в контракте поле не заполняется.
В пункте 3.15 названной Инструкции предусмотрено, что в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк ПС следующие документы: два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт.
В соответствии с пунктом 3.15.1 Инструкции N 117-И в редакции Указания ЦБ РФ от 08.08.2006 N 1713 и от 12.08.2008 N 2052-У резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции N 117-И после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество не исполнило установленную законом обязанность по внесению не позднее 11.01.2011 (следующая валютная операция) в пункт 6.1 листа 2 паспорта сделки N 09080001/1481/0596/2/0 сведений о сроках и порядке расчетов за товар, согласно изменениям, содержащимся в Дополнительном соглашении N 7. Факт не переоформления паспорта сделки в связи с указанными изменениями Обществом не отрицается.
В то же время, несмотря на наличие в рассматриваемом деле признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, основания для привлечения Общества к административной ответственности отсутствуют.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении пришел к выводу о составлении Сыктывкарской таможней протокола об административном правонарушении с превышением предоставленных законом полномочий.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода Арбитражного суда Республики Коми в силу следующего.
В соответствии с положениями пункта 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 173-ФЗ таможенные органы являются агентами валютного контроля, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.
Согласно пунктам 5.3.15, 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, таможенный орган осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктом 1 пункта 1 приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - Приказ N 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Из анализа приведенных норм следует, что таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
На основании изложенного, довод заявителя жалобы о том, что законом право таможенного органа на проведение контрольных мероприятий после выпуска товара и право на составление протоколов в случаях, предусмотренных статьей 28.1 КоАП РФ (непосредственное обнаружение) не ограничено, основан на неверном толковании норм материального права и приказов ФТС, в связи с чем подлежит отклонению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается документами дела, что в соответствии с условиями Контракта с учетом внесенных в него изменений (посредством дополнительных соглашений) валютная операция, в данном случае в виде 100% оплаты за поставленный контрагентом товар, осуществляется в течение 14 месяцев с момента выпуска товара в свободное обращение. Как усматривается из документов дела, декларация N 10209070/271210/0004617 была подана Обществом 27.12.2011, то есть до наступления срока оплаты.
Следовательно, выявление признаков нарушений валютного законодательства в отношении валютных операций, совершенных Обществом в рамках Контракта N UPGE/L/09-24 от 03.06.2009, составление в отношении Общества протокола об административном правонарушении, в рассматриваемом случае не входило в компетенцию таможенного органа.
Указание Территориального управления на то, что подпунктом 1 пункта 1 Приказа N 125 регламентируются действия таможенных органов только при проведении одной из таможенных процедур - осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении товаров, а в данном случае Сыктывкарской таможней проводилась камеральная таможенная проверка, правильность выводов суда первой инстанции не опровергает.
Согласно пункту 31 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц
Следовательно, камеральная таможенная проверка является одной из форм таможенного контроля, на который распространяют свое действие требования подпункта 1 пункта 1 Приказа N 125.
Оценивая довод заявителя жалобы о том, что согласно тексту протокола об административном правонарушении, таможенный орган руководствовался приказом ФТС от 16.07.2010 N 1355дсп, а не Приказом N 125, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно подпункту 2а) пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп начальникам таможенных органов предписано обеспечить направление копий документов в случае выявления при таможенном контроле оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Следовательно, применительно к обстоятельствам данного дела Сыктывкарская таможня как в силу Приказа N 125, так и в силу приказа ФТС от 16.07.2010 N 1355дсп не наделена правом по осуществлению контроля в отношении валютных операций, совершаемых по условиям контрактов после подачи таможенной декларации, в связи с чем приведенный ответчиком довод судом апелляционной инстанции не принимается.
В силу изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данной ситуации Сыктывкарская таможня не имела полномочий на возбуждение в отношении Общества дела об административном правонарушении, в том числе на составление протокола об административном правонарушении.
Таким образом, незаконное возбуждение дела об административном правонарушении влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
Иные доводы Территориального управления, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.12.2011 по делу N А29-6673/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая довод заявителя жалобы о том, что согласно тексту протокола об административном правонарушении, таможенный орган руководствовался приказом ФТС от 16.07.2010 N 1355дсп, а не Приказом N 125, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно подпункту 2а) пункта 1 приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп начальникам таможенных органов предписано обеспечить направление копий документов в случае выявления при таможенном контроле оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Следовательно, применительно к обстоятельствам данного дела Сыктывкарская таможня как в силу Приказа N 125, так и в силу приказа ФТС от 16.07.2010 N 1355дсп не наделена правом по осуществлению контроля в отношении валютных операций, совершаемых по условиям контрактов после подачи таможенной декларации, в связи с чем приведенный ответчиком довод судом апелляционной инстанции не принимается.
...
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается."
Номер дела в первой инстанции: А29-6673/2011
Истец: ЗАО "ЖФК-Энерго"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Коми
Третье лицо: Сыктывкарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-861/12