г. Владивосток |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А51-15632/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, А. В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от дачного некоммерческого товарищества "Закат": Ермолаев В.М. по доверенности от 08.08.2011 сроком действия 1 год, паспорт;
департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством по Приморскому краю не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-897/2012
на решение от 15.12.2011
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-15632/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Закат" (ИНН 2539116369)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третье лицо: Управление лесным хозяйством по Приморскому краю о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Закат" (далее - заявитель, ДНТ "Закат", ДНТ, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик) от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862 об отказе в предоставлении ДНТ "Закат" в аренду на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675,25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120,25:28:050063:119 для целей, не связанных со строительством - ведения садоводства и дачного хозяйства, а также об обязании департамента в срок 7 дней принять решение о предоставлении ДНТ "Закат" в аренду на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675, 25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120, 25:28:050063:119 для целей, не связанных со строительством - ведения садоводства и дачного хозяйства.
Определениями от 01.11.2011 в соответствии со статьёй 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - третье лицо).
Решением от 15.12.2011 заявление удовлетворено.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.12.2011, департамент просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, в обоснование заявленных требований указал следующее: Испрашиваемые заявителем земельные участки входят в состав земель лесного фонда в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р и согласно статье 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности, в связи с чем департамент не правомочен распоряжаться такими участками. Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" выбор земельных участков осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. Такие земли во Владивостокском городском округе не сформированы. Заявитель апелляционной жалобы считает несоответствующим статье 13 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ вывод суда о том, что требование департамента о предоставлении списка членов товарищества не основано на нормах закона. Кроме того, департамент указывает на то, что в нарушение статьи 34 Земельного кодекса РФ изготовление проекта границ земельных участков и проведение кадастровых работ произведено товариществом без обращения в орган местного самоуправления.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие департамента и третьего лица.
ДНТ "Закат" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы департамента не согласилось, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя ДНТ "Закат", проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
04.08.2011 ДНТ "Закат" обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду в аренду на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675, 25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120, 25:28:050063:119 для целей, не связанных со строительством - ведения садоводства и дачного хозяйства.
Письмом от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862 департамент со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса РФ, статью 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" указал, что испрашиваемые земельные участки сформированы с нарушением процедуры, находятся на территории лесного фонда как федеральной собственности и не относятся к фонду перераспределения земель, что делает невозможным их предоставление.
Посчитав, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ДНТ "Закат", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
С заявлением о предоставлении земельного участка ДНТ "Закат" обратилось после регистрации его в качестве юридического лица в соответствии со статьей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В связи с этим настоящий спор подведомственен арбитражному суду, что соответствует правовой позиции, выраженной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.05.2011 по делу N А45-9382/2010.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675, 25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120, 25:28:050063:119 испрашивались ДНТ "Закат" для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В рассматриваемом случае основаниями для отказа департамента в предоставлении испрашиваемых заявителем земельных участков явились их нахождения на территории городских лесов, связи с этим департаментом указал на отсутствие у него правомочий распоряжаться такими земельными участками. Также ответчик сослался на: отсутствие в заявлении ДНТ указания на предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемых участков, проведение ДНТ кадастровых работ без обращения в департамент, не представление списка участников товарищества, утвержденного органом местного самоуправления, и подлинников или нотариально заверенных копий учредительных документов ДНТ.
Между тем, ссылка департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок согласно сведений, представленных управлением лесным хозяйством Приморского края, находится на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества и является федеральной собственностью, является несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. На основании части 1 статьи 67 и части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, на которое ссылается департамент, утратило силу.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
На государственном кадастровом учёте как лесные участки в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорные земельные участки не значатся. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
В связи с этим ссылка департамента в письме от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862 в обоснование отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков на их нахождение на территории городских лесов как федеральных земель лесного фонда является незаконной.
Согласно кадастровым паспортам и Генплана ВГО, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008, испрашиваемые товариществом земельные участки полностью отнесены к землям населённых пунктов, разрешенное использование земельного участка установлено: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), находятся в жилой зоне Ж-1 согласно Правил землепользования и застройки на территории ВГО, утвержденных 07.04.2010 решением Думы г. Владивостока N 462.
Изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части введения для дачного хозяйства специальной зоны Ж-4 и исключения данного вида разрешенного использования из зоны Ж-1 внесены решением Думы г.Владивостока от 14.10.2011, которое опубликовано в газете "Утро России" 20.10.2011 и с этой даты вступили в силу.
Учитывая отсутствие специального указания в названном муниципальном правовом акте на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения в действие изменений в Правила землепользования и застройки, и положения статьи 4 Гражданского кодекса РФ, указанный акт не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, ведение дачного хозяйства на момент возникновения спорных отношений (обращения ДНТ 08.08.2011 в департамент с заявлением вход. N 29-22576 для указанных целей) относилось к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для указанной зоны (Ж-1) в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки в редакции, действовавшей до 20.10.2011. Кадастровый учет земельных участков также осуществлен в июле-августе 2011 года в соответствии с действующей на тот период редакцией пункта 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки с разрешенным использованием земельного участка: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Ссылка ответчика на проведение ДНТ кадастровых работ без предварительного обращения в департамент для направления заявления в орган местного самоуправления не является в данном случае основанием для отказа в предоставлении участка, учитывая, что нарушений кадастровых работ не установлено, что департаментом также не опровергнуто.
То обстоятельство, что испрашиваемый ДНТ земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, на что ссылается в апелляционной жалобе департамент, не имеет в данном случае правового значения, поскольку ответчиком не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, за счет которых в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ формируется такой фонд, соответственно сам фонд в городе Владивостоке не сформирован. В связи с этим данное обстоятельство также не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении товариществу испрашиваемых земельных участков. Кроме того, испрашиваемые ДНТ участки уже прошли кадастровый учет в июле-августе 2011 года с указанием разрешенного использования земельных участков для ведения садоводства.
Ссылка департамента в оспариваемом отказе на непредставление товариществом списка его членов, утвержденного органом местного самоуправления, коллегией отклоняется как несостоятельная. ДНТ создано с соблюдением требований Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ требование об утверждении списков членов товарищества органом местного самоуправления не предусмотрено, что также подтверждается письмом администрации г.Владивостока от 18.07.2011 N8230Д в ответ на обращение ДНТ об утверждении такого списка.
Также не основано на нормах закона требование департамента о предоставлении заявителем подлинников или нотариально заверенных копий учредительных документов товарищества в качестве одного из оснований отказа в предоставлении земельных участков.
Ссылка департамента в письме от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862 на то, что ДНТ в заявлении не определены предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемых участков, не имеет правового значения, поскольку вся необходимая информация указана в приложенных к заявлению кадастровых паспортах.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя и признал незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862, в предоставлении ДНТ "Закат" в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675,25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120,25:28:050063:119, как не соответствующий Земельному кодексу РФ.
Также суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенного права заявителя обязал департамент принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду без указания срока аренды земельных участков, поскольку спор по настоящему делу рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ, а не в рамках искового производства, где рассматриваются споры, связанные с понуждением к заключению договора на определенных условиях.
Ссылка департамента в апелляционной жалобе на то, что обязание судом департамент принять решение о предоставлении участков предрешает существо решения департамента, коллегией отклоняется, поскольку в данном случае, учитывая представленный товариществом департамент пакет необходимых документов и установленное отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, суд правомерно руководствовался положениями части 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.12.2011 по делу N А51-15632/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка департамента в оспариваемом отказе на непредставление товариществом списка его членов, утвержденного органом местного самоуправления, коллегией отклоняется как несостоятельная. ДНТ создано с соблюдением требований Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Статьей 14 Федерального закона N 66-ФЗ требование об утверждении списков членов товарищества органом местного самоуправления не предусмотрено, что также подтверждается письмом администрации г.Владивостока от 18.07.2011 N8230Д в ответ на обращение ДНТ об утверждении такого списка.
...
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя и признал незаконным отказ департамента, оформленный письмом от 22.08.2011 N 29/06/02-09/14862, в предоставлении ДНТ "Закат" в аренду для целей, не связанных со строительством: для ведения дачного хозяйства, земельных участков с кадастровыми номерами: 25:28:050071:676, 25:28:050071:677, 25:28:050071:675,25:28:050063:112, 25:28:050063:113, 25:28:050063:120,25:28:050063:119, как не соответствующий Земельному кодексу РФ.
Также суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в порядке восстановления нарушенного права заявителя обязал департамент принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду без указания срока аренды земельных участков, поскольку спор по настоящему делу рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ, а не в рамках искового производства, где рассматриваются споры, связанные с понуждением к заключению договора на определенных условиях.
Ссылка департамента в апелляционной жалобе на то, что обязание судом департамент принять решение о предоставлении участков предрешает существо решения департамента, коллегией отклоняется, поскольку в данном случае, учитывая представленный товариществом департамент пакет необходимых документов и установленное отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, суд правомерно руководствовался положениями части 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ."
Номер дела в первой инстанции: А51-15632/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Закат"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Управление лесным хозяйством по ПК, Управление лесным хозяйством по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-897/12