г. Чита |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А19-10096/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М.,
судей Клочковой Н.В., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года по делу N А19-10096/2011 по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Обществу с ограниченной ответственностью "Ленский транзит" о понуждении к заключению дополнительного соглашения
(суд первой инстанции: Кириченко С.И.)
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; адрес: 107174, Москва г, Басманная Н. ул, 2): не явился, извещен;
от ООО "Ленский транзит" (ОГРН 1083818000640, ИНН 3818023902; адрес: 666780, Иркутская обл, Усть-Кут г, Геологическая ул, 8): Воробьева Е. А. - представитель (доверенность от 01.03.2012)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ленский транзит" (далее -ответчик, ООО "Ленский транзит") об урегулировании разногласий, возникших при изменении условий договора N 4/82 от 20.06.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Ленский транзит" примыкающего к станции Лена (далее - договор), изложив:
- пункт 2 договора в следующей редакции: "Границей подъездного пути необщего пользования является знак "Граница пути необщего пользования ООО "Ленский транзит", установленный на ординате 22+54,1 м на въездных воротах",
- пункт 3 договора в следующей редакции: "Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 783, 4 м, в том числе принадлежащей владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - 338 м",
- пункт 7 договора в следующей редакции: "Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные пути для производства маневровых работ N 3, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14 маневрового района "Портовая" ст. Лена и на приемоотправочные пути NN 3, 3А, 4, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89 приемоотправочного парка ст. Лена. Дальнейшее продвижение вагонов производиться локомотивом владельца с расстановкой их по местам погрузки, выгрузки. Подача вагонов под погрузку производиться без подборки их по принадлежности",
- пункт 8 договора в следующей редакции: "Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемых владельцу устанавливается по полезной длине путей для производства маневровой работы маневрового района Портовая ст. Лена и составляет не более: 8.1 - 50 вагонов с пути N 14, 8.2 - по 59 вагонов с путей NN 8, 10, 8.3 - по 61 вагону с путей N 5, 12, 8.4 - 62 вагона с пути N 7, 8.5 - 64 вагона с пути N 3, 8.6 - 66 вагонов с пути N 9, 8.7 - 76 вагонов с путей NN 87, 88, 89, 8.8 - 54 вагона с пути N 3, 8.9 - 76 вагонов с путей 87, 88, 89, 8.10 - 80 вагонов с пути N 86, 8.11 - 79 вагонов с путей N 85, 84, 8.12 - 85 вагонов с пути N 83, 8.13 - 88 вагонов с пути N 82, 8.14 - 91 вагон с пути N 81, 8.15 - 52 вагона с пути N 4, 8.16 - 89 вагонов с пути N 3А, 8.17 - 54 вагона с пути N 3",
- пункт 13 договора в следующей редакции: "Неоплачиваемое технологическое время, связанное с выполнением операций, относящихся к начально конечным и включенным в тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом "составляет 58 минут",
- пункт 14 договора в следующей редакции: пп. г) "плату за пользование железнодорожным путем 338 м, принадлежащим перевозчику", пп. д) "плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования по причине их задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Плата вносится в размере, установленном п. 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12. Сборы, платы вносятся по каждой ведомости подачи и уборки вагонов. Основанием для списания с лицевого счета Владельца платежей, предусмотренных пунктом 14 договора, являются подписанные сторонами ведомости подачи уборки вагонов, акты общей формы, накопительные карточки".
Кроме того, истец просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении дополнительного соглашения о внесении изменений в договор, изложив пункт 7 дополнительного соглашения к договору в следующей редакции "Условия настоящего дополнительного соглашения применяются к отношениям сторон, возникшим с момента заключения договора и являются неотъемлемой частью договора N 4/82 от 20.06.2009 на эксплуатацию пути необщего пользования ООО "Ленский транзит".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке, ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указал, что судом не дана оценка доводу о наличии прав у обеих сторон на разные участки пути и что суть спора заключается в противоречии данных о границе пути ст. Лена, принадлежащего ОАО "РЖД" и железнодорожного тупика N 31А со стрелочным переводом N 314, принадлежащего ООО "Ленский транзит", то есть определении точки отсчета для определения границ путей обеих сторон.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания истец извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением N 67200046298804, а также отчетом о публикации 03 февраля 2012 года 03:45:49 МСК на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителей в судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 июня 2009 года между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Ленский транзит" (владелец) заключен договор N 4/82 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Ленский транзит" примыкающего к станции Лена ВСЖД (т. 1, л.д. 16-19).
Согласно пунктам 1, 2, 3 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к соединительному пути N 1 маневрового района "Портовая" ст. Лена ВСЖД через стрелку N 314а, локомотивом владельца. Границей подъездного пути необщего пользования является знак "Граница пути необщего пользования ООО "Ленский транзит", установленный у стыка рамного рельса стрелочного перевода N 314.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 702,8 метров. Железнодорожный путь от стрелочного перевода N 314 до стрелочного перевода N 314А находится на балансе у ОАО "РЖД" и используется владельцем - 21,2 м.
Договор заключен на срок с 20 июня 2009 года по 20 июня 2012 года (пункт 22 договора).
27 сентября 2010 года истцом в адрес ответчика направлено дополнительное соглашение N 1 к договору N 4/82 от 20.06.2009 (т. 1, л.д. 20-21), в соответствии с условиями которого, предлагалось подписать новую редакцию пунктов 2, 3, 7, 8, 13, 14.
В процессе совместного рассмотрения возникших разногласий, что зафиксировано в протоколе от 07.12.2010 (т. 1, л.д. 27-28) стороны к соглашению по содержанию пунктов дополнительного соглашения 27.09.2010 о внесении изменений в пунктах 2, 3, 7, 8, 13, 14 договора N 4/82 от 20.06.2009 на эксплуатацию пути необщего пользования ООО "Ленский транзит" примыкающего к станции Лена не пришли, однако согласились о передаче разногласий на рассмотрение суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу частей 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции усматривает, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Ленский транзит" (владелец) заключен договор N 4/82 от 20 июня 2009 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Ленский транзит" примыкающего к станции Лена ВСЖД.
Договор заключен на основании акта обследования пути необщего пользования от 16 июня 2009 года (т. 1, л.д. 35-37).
В силу положений норм главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы оснований, порядка и последствий изменения и расторжения договора, вопрос о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами и его изменении должен решаться сторонами договора или в судебном порядке.
Из содержания пункта 2 статьи 450 и пункта 1 статьи 451 названного Кодекса следует, что лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и (или) существенного нарушения договора другой стороной (при этом существенность нарушения договора определяется судом или предопределяется законом).
В соответствии со статьей 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования.
Пунктом 2.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, установлено, что в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования в договоры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об изменении технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования или существенного нарушения ответчиком условий договора, т.е. доказательства наличия в совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется, при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения спорного договора от 20 июня 2009 года.
В этой связи выводы суда первой инстанции об отказе в иске являются правильными.
Кроме того, как сам истец указывает, между сторонами возник спор о наличии права у сторон на разные участки пути, стороны не пришли к соглашению, что является точкой отсчета для определения границ путей сторон, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии спора между сторонами о праве собственности на пути является правильным и в рамках настоящего дела рассмотрен быть не может.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2011 года по делу N А19-10096/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
...
В силу положений норм главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы оснований, порядка и последствий изменения и расторжения договора, вопрос о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами и его изменении должен решаться сторонами договора или в судебном порядке.
...
Пунктом 2.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, установлено, что в случае изменения технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования в договоры вносятся изменения и дополнения в установленном порядке.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об изменении технического оснащения либо технологии работы станции или железнодорожного пути необщего пользования или существенного нарушения ответчиком условий договора, т.е. доказательства наличия в совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеется, при таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения спорного договора от 20 июня 2009 года."
Номер дела в первой инстанции: А19-10096/2011
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ООО "Ленский транзит"