г. Чита |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А19-4120/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Рылова Д.Н., Паньковой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2011 года по делу N А19-4120/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Левчук Инны Станиславовны (ОГРН 304381220800120, ИНН 381200302264) к Министерству имущественных отношений Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а; ОГРН 1083808003564) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 25 января 2011 года N 24-384/1, обязании устранить допущенные нарушения прав,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации г. Иркутска (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 14; ОГРН 1053808211610) и Правительство Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а; ОГРН 1083808003410),
(суд первой инстанции: Ананьина Г.В.)
от предпринимателя Левчук И.С.: Колобовников Алексей Сергеевич, доверенность от 14 апреля 2011 года;
от Министерства имущественных отношений Иркутской области: не было (извещено);
от Администрации г. Иркутска: не было (извещена);
от Правительства Иркутской области: не было (извещено)
и установил:
Индивидуальный предприниматель Левчук Инна Станиславовна (далее - Левчук И.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство, Минимущество) о признании незаконным отказа в представлении земельного участка, изложенного в письме от 25 января 2011 года N 24-384/1, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем подготовки проекта решения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161 для строительства в аренду сроком на 5 лет.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 3 марта 2011 года и 5 октября 2011 года (т. 1, л.д. 1-2, 147-148) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Иркутска (далее - Администрация) и Правительство Иркутской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме Министерства от 25 января 2011 года N 24-384/1, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации. Одновременно суд первой инстанции обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем подготовки решения Правительства о предоставлении ей спорного земельного участка для строительства в аренду.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права. В частности, Министерство отмечает, что на момент вынесения оспариваемого отказа ему было известно об отмене Администрацией постановления о предварительном согласовании места размещения здания магазина, то есть необходимое условие для принятия решения о предоставлении земельного участка предпринимателю отсутствовало. Кроме того, Минимущество считает, что на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка предпринимателю было известно о том, что указанный объект недвижимости прекратил свое существование (сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости были аннулированы). Соответственно, отказ Министерства, не нарушает прав и законных интересов предпринимателя. Заявитель апелляционной жалобы также указывает на то, что на испрашиваемом земельном участке находится самовольная постройка, в связи с чем предоставление предпринимателю в аренду такого участка приведет к нарушению ее прав.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу предприниматель выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Министерство, Администрация и Правительство извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 67200046285408, 67200046285415, 67200046285422 и 67200046285446, а также отчетом о публикации 24 января 2012 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предпринимателя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Левчук Инна Станиславовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, ей присвоен основной государственный регистрационный номер 304381220800120. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года (т. 1, л.д. 14-17).
Постановлением мэра города Иркутска от 20 июля 2007 года N 031-06-1354/7 предпринимателю утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, площадью 400 кв.м., под строительство магазина (т. 1, л.д. 22).
Постановлением мэра города Иркутска от 21 августа 2008 года N 031-06-1824/8 утвержден акт выбора земельного участка, площадью 400 кв.м. для строительства магазина, с предпринимателем согласовано место размещения магазина на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, площадью 400 кв.м. (т. 1, л.д. 23-25, 89-91).
На основании заявления Левчук И.С. от 1 декабря 2008 года (т. 1, л.д. 26) земельный участок, площадью 400 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера 38:36:000030:1029 (кадастровый паспорт от 16 декабря 2008 года N 38/08В(ГЗК0-42785) (т. 1, л.д. 27-28).
13 апреля 2009 года предприниматель обратилась с заявлением N 555/9 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1029, из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский для строительства магазина сроком на 5 лет.
23 декабря 2010 года предприниматель повторно обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении названного земельного участка для строительства магазина сроком на 5 лет (т. 1, л.д 30).
Письмом от 25 января 2011 года N 24-3384/1и (т.1, л.д. 31 и 44) Министерство сообщило предпринимателю об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства магазина в связи с принятием Администрацией постановления от 18 января 2011 года N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра города Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824".
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ
по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного
согласования места размещения объекта (пункт 1). При предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 5).
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2).
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" к полномочиям Правительства в сфере использования и охраны земель относится, в частности, распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее - Положение).
Пунктом 66 Положения предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 67 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в Правительство Иркутской области через Министерство заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 74 Положения Правительство на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Проект решения Правительства о предоставлении земельного участка для строительства подготавливается Министерством (пункт 76).
Министерство в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направляет (выдает) его или выписку из него лицу, в отношении которого принято данное решение. В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование Министерство вместе с решением или выпиской из него направляет (выдает) проект договора аренды земельного участка или проект договора безвозмездного срочного пользования земельным участком с предложением о его заключении (пункт 77).
Как уже отмечалось выше, постановлением мэра города Иркутска от 21 августа 2008 года N 031-06-1824/8 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 400 кв.м. для строительства магазина, а также согласовано с предпринимателем место размещения магазина на земельном участке, расположенном в Свердловском районе г. Иркутска в мкр. Первомайский, площадью 400 кв.м.
В установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетний срок, а именно 23 декабря 2010 года, Левчук И.С. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1029, из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, для строительства магазина сроком на 5 лет.
Письмом от 25 января 2011 года N 24-3384/1и Министерство отказало предпринимателю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства магазина.
Из содержания данного письма следует, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило принятие Администрацией постановления от 18 января 2011 года N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8".
Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2011 года по делу N А19-7362/2011 названное постановление Администрации признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Признание в судебном порядке постановления Администрации от 18 января 2011 года N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8" недействительным означает, что данный ненормативный акт изначально (с момента его принятия) не порождает правовых последствий.
Следовательно, подлежит отклонению как необоснованный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что по состоянию на 25 января 2011 года названное постановление Администрации не было отменено, в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка являлся законным.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на такие обстоятельства, как аннулирование сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости и нахождение на нем самовольной постройки, при рассмотрении настоящего дела не могут быть приняты во внимание, поскольку каких-либо иных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, кроме принятия Администрацией постановления от 18 января 2011 года N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8", в письме Министерства от 25 января 2011 года N 24-3384/1и не приведено.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, сам по себе факт нахождения на земельном участке самовольной постройки, при наличии действующего решения о предварительном согласовании места размещения объекта не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
При этом доказательства нахождения на спорном земельном участке, на которые ссылается Министерство в своей апелляционной жалобе (акты от 14 апреля и от 21 октября 2010 года), в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции лишен возможности дать им оценку.
Установив несоответствие закону оспариваемого отказа и нарушение прав Левчук И.С. в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ею требования.
Довод Министерства о невозможности исполнения обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции находит надуманным, исходя из следующего.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что по заявлению предпринимателя испрашиваемый земельный участок был вновь поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 38:36:000030:1161). При этом повторная постановка на кадастровый учет земельного участка производилась на основании тех же документов о предварительном согласовании места размещения объекта, что следует из межевого плана от 16 февраля 2011 года, что свидетельствует о тождественности между земельными участками с кадастровыми номерами 38:36:000030:1029 и 38:36:000030:1161.
Из материалов дела также следует, что Левчук И.С. обращалась в Министерство с заявлениями от 29 марта 2011 года и от 20 июля 2011 года, к которым прилагались межевой план и кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1161, то есть Минимущество располагает необходимыми данными об испрашиваемом земельном участке как существующем объекте недвижимости.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования приведенной нормы процессуального права следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемого решения, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконным решение государственного органа, суд автоматически обязывает такой орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания решения соответствующего органа незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом фактических обстоятельств настоящего дела избранный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав и законных интересов Левчук И.С. является адекватным и соответствует требованиям статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 74, 76 и 77 Положения.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2011 года по делу N А19-4120/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 декабря 2011 года по делу N А19-4120/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетний срок, а именно 23 декабря 2010 года, Левчук И.С. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:36:000030:1029, из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, мкр. Первомайский, для строительства магазина сроком на 5 лет.
...
Из содержания данного письма следует, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило принятие Администрацией постановления от 18 января 2011 года N 031-06-10/11 "Об отмене постановления мэра г. Иркутска от 21.08.2008 N 031-06-1824/8".
Однако вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2011 года по делу N А19-7362/2011 названное постановление Администрации признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
...
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
...
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом фактических обстоятельств настоящего дела избранный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав и законных интересов Левчук И.С. является адекватным и соответствует требованиям статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 74, 76 и 77 Положения."
Номер дела в первой инстанции: А19-4120/2011
Истец: Левчук Инна Станиславовна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Администрация г. Иркутска, Правительство Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-241/12