г. Хабаровск |
N 06АП-548/2012 |
16 марта 2012 г. |
Дело N А80-202/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбасовой О.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго": представитель не явился;
от администрации Иультинского муниципального района: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Иультинского муниципального района на решение от 14.11.2011 по делу N А80-202/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Овчинниковой М.Ю.
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Чукотэнерго"
к администрации Иультинского муниципального района
о взыскании задолженности по выпадающим доходам 369 303 руб. 48 коп.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Чукотэнерго" (ОГРН 1028700586892) (далее - ОАО ЭиЭ "Чукотэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к администрации Иультинского муниципального района (ИНН 8704004380) (далее - администрация, ответчик) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде (выпадающие доходы) в сумме 369 303 руб. 48 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Решением суда от 14.11.2011 исковые требования удовлетворены в сумме 291 771 руб. 54 коп. В остальной части иска отказано в связи с недоказанностью возникших убытков.
Администрация, не согласившись с судебным актом, обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, а также на не полное выяснение обстоятельств дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В представленном отзыве истец просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между ОАО ЭиЭ "Чукотэнерго" (энергоснабжающая организация) и администрацией (заказчик) 01.01.2006 заключен договор N 1-Т на возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде.
Предметом настоящего договора является порядок отпуска энергоснабжающей организацией тепловой энергии в горячей воде населению п. Эгвекинот для нужд отопления и горячего водоснабжения, занимаемых гражданами жилых помещений, а также порядок предоставления энергоснабжающей организацией субвенций (субсидий) из местного бюджета на возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией населению указанных коммунальных услуг в связи с применением государственных регулируемых цени льготными тарифами для населения поселка (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.6.1 договора администрация обязана возмещать энергоснабжающей организации за счет субвенций (субсидий) из местного бюджета, а в случае недостатка дотационных средств местного бюджета - из бюджетов вышестоящих органов государственной власти, выпадающие доходы, возникающие из-за разницы между стоимостью тепловой энергии в горячей воде, отпущенной ОАО ЭиЭ "Чукотэнерго" заказчику для нужд отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда п. Эгвекинот.
Энергоснабжающая организация в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным, представляет администрации отчет "О возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией населению тепловой энергии в горячей воде" для предоставления субвенций (субсидий) из местного бюджета. Администрация после проверки представленного счета-фактуры, перечисляет разницу в тарифах по тепловой энергии муниципального жилого фонда на расчетный счет энергоснабжающей организации (пункт 4.2 и 4.3 договора).
Согласно пункту 6.1 договора настоящий договор действует с 01.01.2006 по 31.12.2006, и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или заключения договора на новых условиях.
ОАО ЭиЭ "Чукотэнерго" в соответствии с условиями договора в период с 01.01.2008 по 31.08.2008 поставляло населению, проживающему на территории муниципального образования п. Эгвекинот, тепловую энергию в горячей воде.
Неисполнение ответчиком обязательства по возмещению указанных выпадающих доходов, возникших в период с 01.04.2008 по 31.08.2008, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией фактически не покрыта сумма выпадающих доходов за спорный период, возникших у истца.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшей в спорный период) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены услуги по теплоснабжению.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Постановлением от 31.10.2007 N 148 Правительство Чукотского автономного округа установило в отношении городского поселения Эгвекинот стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: предельная стоимость, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц - 177 руб. 77 коп. (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
Как следует из материалов дела, пунктом 3.2 стороны предусмотрели, что размер суммы, подлежащей возмещению из бюджета, ежемесячно определяется как разница между стоимостью фактического потребления тепловой энергии в горячей воде жилищным фондом для нужд отопления и горячего водоснабжения и начисленными платежами населению.
Согласно представленному истцом расчету сумма выпадающих доходов, возникающих в результате произведенного перерасчета в отношении выбывших из населенного пункта граждан за тепловую энергию в горячей воде и подлежащих возмещению ОАО ЭиЭ "Чукотэнерго", составляет 291 771 руб. 54 коп. за период оказания услуг с 01.04.2008 по 31.08.2008.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Материалами дела подтверждается наличие убытков, понесенных истцом в результате возмещения выпадающих доходов, возникающих в результате перерасчета в отношении выбывших граждан за спорный период (копиями заявлений, справок, командировочных удостоверений, проездных документов).
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ администрация не представила доказательств того, что в спорный период услуги по теплоснабжению населения оказывались какой-либо иной организацией помимо общества.
При установленных обстоятельствах компенсация истцу (поставщику тепловой энергии и горячей воды) выпадающих доходов, вызванных производством и транспортировкой теплоэнергии в горячей воде и установленным тарифом для населения, относится к расходным обязательствам администрации и должна быть произведена за счет средств последнего.
Довод жалобы об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца является позицией администрации по настоящему спору и подлежит отклонению в силу установленных судами обстоятельств.
Не принимаются судом апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о том, что общество, в нарушение условий договора, своевременно не направляло ей отчеты для предоставления субвеций (субсидий) из местного бюджета, поскольку данные обстоятельства не влияют на обязанность администрации по возмещению выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации.
Также подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что обществом произведены перерасчеты в промежуток времени, выходящий за пределы действия договора, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
Пунктом 56 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2007 N 307 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Как следует из материалов дела, общество производило перерасчет по мере возвращения жильцов, на основании их заявлений в установленные законом сроки.
Доказательств обратного не представлено.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба подлежит отклонению с оставлением решения суда без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 14.11.2011 по делу А80-202/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
...
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
...
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования."
Номер дела в первой инстанции: А80-202/2011
Истец: ОАО "Чукотэнерго", ОАО энергетики и электрификации "Чукотэнерго"
Ответчик: Администрация Иультинского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-548/12