г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А56-50974/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: Косаревой Е.С. по доверенности от 10.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1768/2012) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2011 года по делу N А56-50974/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ЗАО "Санга-Тосно"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Санга-Тосно" (187030, Ленинградская обл., Тосненский р-н, с. Ушаки, ул. Московское, 637 км, ОГРН 1024701896911, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (Ленинградская область, Тосно, пр. Ленина, д. 60, далее - налоговый орган, инспекция) от 23.08.2011 N 47160098 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 21.12.2011 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение от 21.12.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что факт нарушения - неприменение обществом контрольно-кассовой техники - подтверждается материалами дела: актом проверки N 7830 от 05.08.2011, объяснения администратора - бармена, Х-отчетом и контрольными лентами. По мнению налогового органа, произведенная проверяющими инспекторами проверка не является проверочной закупкой, поскольку осуществлена налоговым органом в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в соответствии с полномочиями налоговой инспекции по контролю за выполнением требований Закона о ККТ. Таким образом, как считает, инспекция, действия проверяющих не противоречат действующему законодательству.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, 05.08.2011 должностными лицами налогового органа на основании поручения N 423/3 от 05.08.2011 проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем ЗАО "Санга-Тосно" кафе, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, Московское шоссе, 637 км автодороги "Россия".
В ходе проверки выявлено, что наличные денежные расчеты с покупателем в момент оплаты одной пачки сигарет "Парламент" по цене 69 руб. осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники. Указанный факт оценен проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники при расчете за оказание услуг, что является нарушением статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам проверки составлен акт от 25.08.2011 N 7830 (л.д. 29-30) и протокол об административном правонарушении от 09.08.2011 N 47160098 (л.д. 27).
Постановлением налогового органа от 23.08.2011 N 47160098 ЗАО "Санга-Тосно" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 26).
Суд первой инстанций признал незаконным постановление инспекции, указав, что налоговый орган в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не наделен правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, в связи с чем представленные им доказательства не могут быть использованы в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих совершение обществом правонарушения.
Апелляционная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет административную ответственность.
В пункте 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Полагая доказанным событие административного правонарушения - неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении покупки одной пачки сигарет "Парламент", налоговый орган ссылается на акт проверки от 05.08.2011 N 7830, объяснения администратора - бармена, протокол об административном правонарушении от 09.08.2011 N 47160098.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методы и порядок проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из акта проверки от 05.08.2011 N 7830 и протокола об административном правонарушении от 23.08.2011 N 47160098, покупателями, не получившими контрольно-кассовый чек или документ строгой отчетности, явились представители налогового органа, действовавшие на основании поручения заместителя начальника инспекции, ими лично произведен и расчет за приобретенный товар. После проверки товар возвращен в торговую точку.
Данный факт представитель налогового органа в апелляционной инстанции не отрицает.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что сотрудники инспекции осуществили проверочную закупку.
Между тем, проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Таким образом, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля применения обществом ККТ не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения. Податель жалобы считает, что приобретение товара - пачки сигарет "Парламент" не является проверочной закупкой, поскольку данная покупка осуществлялась налоговым органом в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники.
Апелляционная инстанция отклоняет указанный довод жалобы. Сотрудники налоговых органов не вправе осуществлять негласные проверочные мероприятия, выступая первоначально как "обычные покупатели", а затем - после осуществления денежного расчета предъявлять служебные удостоверения и поручение на проверку и объявлять о проведении проверки.
Следовательно, составленные на основании проверочной закупки акт проверки N 7830 от 05.08.2011 и протокол об административном правонарушении от 08.09.2011 N 47160117 допустимыми доказательствами факта осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники не являются и обоснованно не приняты судом в качестве надлежащих доказательств по делу.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление налогового органа N 47160098 от 23.08.2011.
Основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2011 года по делу N А56-50974/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
...
Как следует из акта проверки от 05.08.2011 N 7830 и протокола об административном правонарушении от 23.08.2011 N 47160098, покупателями, не получившими контрольно-кассовый чек или документ строгой отчетности, явились представители налогового органа, действовавшие на основании поручения заместителя начальника инспекции, ими лично произведен и расчет за приобретенный товар. После проверки товар возвращен в торговую точку.
Данный факт представитель налогового органа в апелляционной инстанции не отрицает.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что сотрудники инспекции осуществили проверочную закупку.
Между тем, проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Таким образом, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля применения обществом ККТ не может расцениваться как полученное в соответствии с требованиями закона доказательство, подтверждающее событие правонарушения. Податель жалобы считает, что приобретение товара - пачки сигарет "Парламент" не является проверочной закупкой, поскольку данная покупка осуществлялась налоговым органом в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники."
Номер дела в первой инстанции: А56-50974/2011
Истец: ЗАО "Санга-Тосно"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области