г. Москва |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А40-132469/11-153-1224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Гончарова В.Я., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "АКФА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" января 2012 г.. по делу N А40-132469/11-153-1224, принятое судьей М.Н. Кастальской,
по заявлению ООО "АКФА" (ОГРН 1037739391601, 111531, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д.64, корп.4)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды ( 119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.11, корп.1)
о признании незаконным и отмене постановления N 0904-138/2011 от 18.11.2011 по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: |
Смирнов О.В. по доверенности от 11.08.2011; |
от ответчика: |
Камышов Д.А. по доверенности от 30.12.2011 N 05-08-2693/11; |
УСТАНОВИЛ
ООО "АКФА" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды (далее - ответчик, административный орган) N 0904-138/2011 от 18.11.2011 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Решением от 17.01.2012 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав это тем, что состав вменяемого заявителю административного правонарушения доказан материалами дела об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отменив постановление административного органа. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что в его деятельности образования отходов не происходит, в связи с чем Общество не должна вносить плату за загрязнение окружающей среды; определение о рассмотрении административного дела вручено представителю по общей доверенности, что свидетельствует о неизвещении законного представителя Общества; ответчиком не доказан факт ведения деятельности заявителем в 2010 году.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ ответчик в суд апелляционной инстанции не представил.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, 04.05.2011 по 10.05.2011 ответчиком проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации объекта общественного питания - ресторана "Ночной дворик" ООО "АКФА", расположенном по адресу: Москва, Свободный проспект, вл. 2А.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки 0904-138/2011 от 10.05.2011.
В ходе проверки хозяйственной и предпринимательской деятельности данного объекта общественного питания ресторан "Ночной дворик" (ООО "АКФА") образуются следующие виды отходов в соответствии с ФККО 5-го класса опасности: 187 102 02 01 00 5 Отходы упаковочного картона незагрязненные; 314 008 02 01 99 5 Стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электронно-лучевых трубок и люминесцентных ламп); 571 018 0013 00 5 Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; 912 001 02 01 01 4 Смет с территории организации, содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности, 125 001 00 00 00 4 Отходы из жироуловителей, содержащие растительные жировые продукты, 126 002 00 02 00 4 Масла растительные отработанные, 912 004 00 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организации несортированный, 123 004 00 00 00 4 Отходы животных жиров. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 квартал 2010, 1 квартал 2011 внесена не была.
09.06.2011 ответчиком в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 0904-138/2011 по ст. 8.41 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии генерального директора Общества Франгулян А.В.
18.11.2011 ответчиком вынесено оспариваемое постановление N 0904-138/2011, которым Общество признано виновным в нарушении, предусмотренном 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы постановление вынесено при наличии доказательств надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.
16.11.2011, в установленное административным органом время, к ответчику явился представитель Общества - Смирнов О.В., действовавший на основании доверенности от 11.08.2011. Смирновым О.В. было заявлено письменное ходатайство об ознакомлении с материалами дела, которое было удовлетворено.
Определением от 16.11.2011 дана рассмотрения дела об административном правонарушении была перенесена на 18.11.2011. Копия определения о назначении новой даты рассмотрения дела была получена Смирновым О.В. лично.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении законного представителя Общества судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании заявителем норм процессуального права.
Пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняет вопросы доказанности уведомления юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности, о дате составления протокола об административном правонарушении, с целью обеспечения их информированности о начавшемся производстве по административному делу. В рассматриваемом случае генеральный директор Общества присутствовал при составлении протокола, в связи с чем дальнейшее уведомление заявителя о производимых процессуальных действиях может быть осуществлено любым способом.
Таким образом, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы), данный Порядок определения платы распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка определения платы установлено два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Пунктом 5 Порядка определения платы установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы.
Пунктом 6 Порядка определения платы предусмотрено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 названного Порядка.
В силу подпункта 1 и подпункта 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ N 557) плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Наличие в действиях общества события, вменяемого ему правонарушения, а именно факт обращения ООО "АКФА" с опасными отходами полученными в ходе производства и потребления, подтверждается материалами дела: - актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10.05.2011 г.; - фотографиями сделанными входе проверки; договором N 167/11 от 01 января 2011 г. заключенным между ООО "АКФА" и ГУП "ДЭК-3" на вывоз ТБО с территории по адресу: г.Москва, Свободный пр-т., д.2А; договором N 5/10 от 01.01.2011 заключенным между ООО "АКФА" и ООО "Снежинка" на вывоз растительных жиров и масел, бывших в употреблении в организации общественного питания с территории по адресу: г.Москва, Свободный пр-т., д.2А; договором N 102-Б-2011 от 14.12.2010 г на размещение (захоронение) отходов; платежным поручением N 34 от 21.03.2011; платежным поручением N 162 от 25.02.2011.
В соответствии с пунктом 9 Порядка определения платы перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы плата за негативное воздействие должна вноситься непосредственно природопользователями путем списания денежных средств со счета природопользователя.
Как следует из материалов дела, в процессе хозяйственной деятельности общества образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, что свидетельствует об обязанности заявителя вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Доказательств внесения обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 квартал 2010, 1 квартал 2011 года заявителем не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Ссылка общества на то, что заявитель не занимается размещением и хранением отходов, отклонена судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к размещению отходов относится их хранение.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет хранение отходов, образующихся в результате его деятельности, до момента их вывоза.
Согласно письму Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145 для целей определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду является приоритетным вопросом определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" января 2012 г.. по делу N А40-132469/11-153-1224 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
...
По смыслу данной нормы плата за негативное воздействие должна вноситься непосредственно природопользователями путем списания денежных средств со счета природопользователя.
...
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к размещению отходов относится их хранение.
...
Согласно письму Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145 для целей определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду является приоритетным вопросом определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
...
Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов."
Номер дела в первой инстанции: А40-132469/2011
Истец: ООО "АКФА", представителю ООО "АКФА", Смирнов Олег Вячеславович
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2855/12